«Общественная позиция»
(проект «DAT» №41 (405) от 09 ноября 2017 г.
Эхо далекой войны
Исследования были начаты в связи с желанием узнать о судьбе воинов 106-й Казахской кавалерийской дивизии, ушедшей на фронт с Акмолинска в 1942 году, которой довелось попасть в «Харьковский котел» 1942 года – одного из крупных поражений Красной Армии. Многие погибли, пропали без вести, кто-то попал в плен.
Благодаря только этому проекту удалось познакомиться со многими людьми в своей стране и за ее пределами. Их консультации, содействие и даже просто дружеское участие было неоценимым. Есть и те, в ком пришлось разочароваться.
Известный поэт, писатель Бахытжан Канапьянов рассказал: «Как-то в Союз писателей пришло письмо от дочери защитника Сталинграда Арыстана Ахметова. Оно меня потрясло. Это документ особой человеческой боли и памяти. Она просила найти место захоронения отца, зверски казненного фашистами. Письмо не давало успокоиться, я пошел в библиотеку, нашел литературу, собирал материал. А потом вся эта работа материализовалась в поэму.
«Простите за почерк, что так неровен,
Где мой отец, где мой отец похоронен?
Бойцы и соратники, однополчане,
Одной вы шинелью укрывались ночами,
Одну самокрутку по кругу курили,
Где вы отца похоронили?».
Помнится, на одной из передач на ТВ довелось перекинуться буквально парой слов с Ильясом Аутовым, лидером музыкальной группы «Motor-Roller». Время было ограничено, запись нашей передачи кончалась, должны были приступить к новой. Разговор шел о его песне о войне, которую мы часто цитировали, – уж очень она реально отражает мнения и стремления. Ильяс ошарашил: «Мои два деда тоже пропали на войне».
Оказалось, что в Казахстане практически в каждой семье хотят узнать о судьбе своих предков.
Великая Отечественная война – одна из тех страниц истории, которая не закрывается теми, кто ее пережил, ни их потомками. Это не удивительно. Именно в таких чрезвычайных ситуациях, каковой являлась война, человечество приобретает бесценный и многообразный опыт: военного искусства, жертвенности, самоуважения, сострадания, наконец, выживания. И хотя сложно назвать тему, которая бы не привлекла внимание исследователей, до сих пор существуют «белые пятна» – это судьбы попавших в плен и пропавших без вести.
«Дед не любил рассказывать о войне. В советское время вообще нельзя было говорить, что он был в плену, поэтому скрывалось в семье, а сейчас его уже нет в живых, поэтому достоверно не узнаешь, как было на самом деле и что пришлось пережить ему и его семье в годы войны. У него было два брата. Они не вернулись с войны. Один погиб по дороге на фронт под бомбежкой в эшелоне, а второй был разведчиком – вообще нет никаких сведений, где служил, как погиб, даже не знаем, где могила.
В советское время мы много изучали историю про войну, знаем героев общепринятых. Но вот, например, мой дед, я считаю, он тоже герой. Такое пережить и не пасть духом, да еще вернуться живым – ведь это его жизнь, часть общей истории, которую мы толком не знаем по причине того, что нельзя было говорить об этом. Люди уже после войны, прошедшие лагеря врага, боялись пропасть уже у себя на родине», – так написала в своем отклике Гайни Бейгалиева.
Узнав настоящий ад в лагерях фашистских, и тем не менее, кто выжил, потом прошел весь позор унижений в лагерях советских. Амнистия после смерти Сталина выпустила их из лагерей, но приговор «измена Родине» по знаменитой 58-й статье с них никто не снял. Многие из тех жертв сталинских репрессий до сих пор не получили реабилитации.
Горькая судьба попавших в плен вызывает чувство боли, сострадания и веру. Веру в то, что имя каждого из них имеет право на добрую память и не должно быть забыто. Так и был начат ОФ «Исследовательский центр «Ерлiк жолымен» проекта «Право на добрую память: история репрессий бывших военнопленных казахстанцев Второй мировой», поддержку которому оказал фонд Ф. Эберта в Казахстане.
В рамках проекта в Центральном государственном архиве г. Алматы была проведена конференция «История репрессий», где экспонировалась выставка документов, отражающих судьбы тех, кому довелось выжить в лагерях фашистских, затем попасть в лагеря советские. В качестве автора и составителя мной был презентован сборник «Право на добрую память. Возвращенные имена казахстанцев Второй мировой». В сборник включены результаты поисков пропавших без вести и сведения о судьбах военнопленных, многие материалы впервые были опубликованы в газете «Общественная позиция» (проект «DAT»).
На конференции с интересными докладами выступили: Гульбаршин Салык, краевед из Кокшетау – «О поисках воинов 106-й Акмолинской кавалерийской дивизии»; Акмарал Адиетова, зам. директора филиала ЗКО Историко-краеведческого музея – «Вернувшийся из небытия: один из первых командиров кавалерийского полка майор Тажигали Уваисов»; Иван Капась, Институт истории АН Украины, Киев – «Дважды погибшие: история и перспективы исследований захоронений воинов Красной Армии в селе Яворивка, Черкасская область, Украина»; Алмас Джунисбаев, Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, Алматы – «О жизни и судьбе туркестанского легионера Бабы Алимжанова».
Выступления не оставили равнодушными участников и гостей конференции, были и те, кто не смог сдержать слез. От начала и до конца царила особенная атмосфера. Особенно, когда спел Нурлан Сеитов на гитаре свои авторские песни, посвященные отцу и маме. Его отец, Нуркан Сеитов, был комиссаром 106-й национальной кавалерийской дивизии, попавшей в окружение под Харьковым, а затем в немецкий плен.
Не менее интересными и захватывающими были и другие выступления, прежде всего, родственников бывших военнопленных.
Разбираясь с архивными документами 106-й кавалерийской дивизии, в одном из них наткнулась на знакомую фамилию и позвонила Кайдару Сейсембаевичу Алдажуманову. Он сразу спросил: «Жамкен?».
Жамкен Алдажуманов воевал в 106-й кавалерийской дивизии, попал в плен и затем стал легионером. Летом 1944 года, находясь на территории Албании в составе Туркестанского батальона, он подорвался на мине. Его правую ногу ампутировали немецкие врачи в госпитале, в итальянском городе Неаполь. Там в ноябре 1944 года он попал в плен к англичанам. В конце 1945 года союзные войска Англии передали его вместе с другими военнопленными советской стороне. В 1951 году он был арестован, в августе того же года осужден на 25 лет как изменник Родины. Освобожден в декабре 1955 года. Не реабилитирован.
В Госархиве РФ Кайдару Алдажуманову удалось найти документы, согласно которым в СССР союзными войсками были переданы попавшие в плен 25 тысяч военнопленных казахов.
Жомарта Дюсембаева удалось найти благодаря его отклику на мою статью «Забытые казахи Великой Отечественной», размещенной на сайте «Алтын орда». Жомарт ищет сведения о своем деде, попавшем в плен в самом начале войны. Известно, что Махмет ата находился в последние месяцы войны в концлагере Бухенвальд. Освободили деда американцы, еще в течение года он был в заключении в западной Германии. Ему предлагали остаться, но он отказался и был передан советской стороне, а затем осужден на 10 лет без права переписки и сослан в Хабаровский край. На все обращения в областной военкомат областной архив и управление Хабаровского края ответ был отрицательным: нет сведений, документы утеряны. Откликнулся только музей Бухенвальда. В связи с большим количеством обращений музей попросил подождать, как найдется карточка, сведения будут направлены в адрес Жомарта. Сам же он сумел связаться с американскими друзьями, те, в свою очередь, ищут сведения о его деде.
Из тех сотен тысяч солдат, которые встретили начало войны летом 1941 года на западных рубежах Союза, шансов найти одного парня из Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области не было никаких. Только, видать, он больше не хотел быть пропавшим без вести. Ключом к его поиску стало название места, откуда он был призван в ряды Красной Армии. Им и оказался родственник Айнагуль – Кабдулин Сейдахмет. Попал в плен в 9 июля 1941 года, содержался в шталаге 324, умер в лагере на территории Белоруссии 28 декабря 1941 года.
Когда я позвонила Айнагуль Садыковой и поведала о презентации сборника, где есть раздел, посвященный поискам найденного ее родственника, Айнагуль выехала в Алматы вместе с матерью и дочерью.
Пришли письма уже после конференции:
«Пишу Вам, и слезы текут по щекам сами по себе. Я на протяжении нескольких лет тоже ищу какую-нибудь информацию о своем деде. Может, Вы чем-нибудь поможете. С уважением, Акбота Хамитова».
«Прочитал статью на сайте «Азаттык» о поисках Жомартом Дюсембаевым информации о своем деде во время Второй мировой. У нас в семье похожая история. И мы также безрезультатно ищем информацию о жизни моего деда. Можете ли Вы помочь? Потому что мы не знаем, как правильно искать. Аслан Акмуканов».
В последние годы на 9 Мая в каждом казахстанском городе люди выходят на марш Бессмертного полка с фотографиями своих родных, воевавших на той войне. Число таких людей растет каждый год. Как-то в ленте в «Фейсбуке» в одном из комментариев одна дама написала с горечью: «Мой отец и свекор воевали на той войне, попали в плен и прожили оставшуюся жизнь, так и не дождавшись своей реабилитации». А ей хотелось быть в числе тех, кто проходил по площади с фотографиями своих родных и отдать должное их вкладу в Победу.
Дина ИГСАТОВА,
директор Исследовательского
центра «Ерлiк жолымен»