К шахтерам Караганды приедет «Ревизор»

shahtkrУже год, как «Общественная позиция» рассказывает своей аудитории о непростых отношениях между работодателем карагандинских шахтеров – АО «АрселорМитталТемиртау» (далее АМТ) и защитником их интересов – профсоюзом угольщиков «Коргау». Отношения эти возникли на почве того, что АМТ отказался от своих обязательств, прописанных в бессрочном Коллективном договоре, и делает все мыслимое и немыслимое, вопреки казахстанскому законодательству, чтобы дискредитировать деятельность профсоюза по защите социальных прав горняков.

АМТ, видимо, «достал» уже и правительственных чиновников. Да так, что на недавней конференции в мажилисе парламента РК, инициированной депутатским комитетом по социально-культурному развитию, которую возглавляет Дарига Назарбаева, вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау посетовал: «Мы сделали анализ оплаты труда в отрасли. Выявилось очень неравномерная картина, в частности, по стимулирующим факторам. В «Арселоре», стыдно говорить, копейки разницы между разрядами. Здесь не очень хорошее понимание у нас с администрацией. Я вообще бы не хотел, если на Арселоре… как тяжело это идет. Стоит это небольших денег. Они говорят: это потребует денег. Я говорю: не очень большие. Поэтому мы эту работу не останавливаем, в рамках подписанного на 2014-2016 годы мы все-таки этот момент оговорили. Все равно в отрасли надо, чтоб какие-то подходы были.

По разрядности, по профессии. Мы говорим: открыто показывайте экономику. Так вот, в «Арселоре», у меня такое чувство, как будто им нравится, что есть напряженность на предприятии. Если нет ее – то надо как-то ее придумать. Самый последний пример. Это было прошлым летом. Давай экономить, давай срежем субсидии на детский лагерь. Там 30 млн. – цена вопроса. Но само внутреннее понимание – вы уже 20 лет работаете здесь, должны наш менталитет понимать, когда ребенка дело касается. Я говорю: вам не стыдно? Вместе с профсоюзом мы добились, взяли этот вопрос.

Последнее, когда они говорят, это уже, я считаю, шантаж, – или вы свои требования о 13-й зарплате отменяете, или мы вас будем сокращать. Вроде бы цивилизованные. Якобы Европа – и тем не менее. С ними нам приходится разговаривать на повышенных тонах. Мы говорим: вы нормативы до конца не обсчитали. Если ты говоришь, что у тебя лишние люди, то давай норматив соответственно установленный.

Мы уже находим факты, когда на тех участках, где нормативы утверждены, они (далее – АМТ) умудряются не заполнять даже те рабочие места, которые уже, грубо говоря, оптимизировались. На трехсторонней комиссии мы вынуждены их вызывать, порой в жестком формате вести разговор».

Вся подоплека проблемы в том, что АМТ, в целом, и Угольный ее департамент (далее – УД), в частности, любой ценой пытается снизить затраты, которые он обязан производить согласно Колдоговору. О температуре социальной напряженности, связанной с расторжением в одностороннем порядке, в нарушение условий Колдоговора, договора об управлении проф­союзом «Коргау» медсанчастью, здравницами шахтеров, детским оздоровительным центром «Орленок», хотя «Коргау» туда вложил немалые средства, в том числе взятые под банковский кредит, «ОП», о том, как руководство УД АМТ пытается с больной головы все переложить на здоровую и обвинить «Коргау» в инициировании актов социального недовольства, наша газета тоже писала.

Мы также сообщали, что депутат мажилиса парламента Мухтар Тиникеев сделал запрос в соответствующие органы о том, насколько правомерно пребывание в Казахстане одного из руководителей УД АМТ, курирующего вопросы работы с персоналом и представителями работников, гражданина Польши Анджея Выпиха (кстати, выходца из «штанишек» небезызвестного польского движения «Солидарность»). Дело в том, что, как утверждают сами шахтеры, именно с его приходом к управлению начались проблемы между работодателем и профсоюзом, а это ни много ни мало полтора года. К сожалению, дали ли ответ на депутатский запрос Тиникеева соответствующие органы и в чем его суть, если он существует в природе, нам неизвестно. Мажилисмен, по крайней мере, пока молчит. Но, по мнению профсоюза «Коргау» именно с приходом Анджея Выпиха во взаимоотношениях АМТ и «Коргау», по социальному партнерству появилась трещина, которая чем дальше, тем более превращается в непреодолимую пропасть.

Окончательно потеряв надежду найти понимание в местных органах исполнительной власти (облпрокуратура безмолвствует, облакимат делает «квадратные глаза»), в отличие от судебной ветви власти, проф­союз «Коргау» обратился к генеральному прокурору страны с подробным описанием ситуации и действий-бездействий властей по разрешению конфликтной ситуации в шахтерском регионе.

Вчера председателя «Коргау» Марата Миргаязова принял главный прокурор страны Асхат Даулбаев.

По словам лидера профсоюза карагандинских шахтеров, разговор состоялся обстоятельный. Итогом встречи стало поручение генпрокурора одному из своих помощников проверить все изложенные факты с выездом на место и с участием в работе комиссии генпрокуратуры акима Карагандинской области.
Будем ждать.

Блефуем, БРАТ?

• Внимательный читатель «Общественной позиции» (проект «ДАТ») наверняка помнит наши публикации, связанные с претензиями филиала банка БТА в г. Семее по следам статьи «Рейдеры с большой дороги», увидевшей свет в ней 31 октября прошлого года. Ее автором был Сая Исса (на фото – слева), который до этого публиковался в газетах проекта «DАТ» не раз.

Кроме претензии филиал банка обратился с иском к нашей газете с требованием публикации опровержения сведений, содержащихся в статье автора «Рейдеров…» и порочащих деловую репутацию как филиала БТА, так и ее руководителя Кайрата Жуаспаева (на фото – справа), и возмещении морального вреда за нанесенный ущерб. В принципе все в рамках закона.

Редакция не впала в истерику и решила разобраться в ситуации с выездом своего собственного корреспондента в Семей. Итогом наших разбирательств стали две статьи – «Сага о «Рейдерах с большой дороги»…» и «Закон он и в Африке закон». Скрупулезное изучение документов, в том числе постановлений кассационной коллегии суда Восточно-Казахстанской области и надзорной коллегии по гражданским делам Верховного суда, о существовании которых Сая Исса умолчал в своей статье и которые напрочь опровергают его аргументы, встречи с руководством филиала и его юристами убедили редакцию газеты в правоте позиции филиала банка. В своей последней статье мы писали: «Редакция сожалеет о распространении со страниц газеты сведений, которые задевают честь и деловую репутацию АО «БТА Банк», в частности, его филиал в г. Семей, и приносит свои извинения АО «БТА Банк». Тоже – в рамках закона.

И морали: ошибся – найди в себе мужество признаться в этом. По крайней мере, это заслуживает уважения.

Однако мужества извиниться перед филиалом БТА Банка и ее руководителем, кстати, и перед редакцией нашей газеты, явно не спешит автор той статьи. Филиал БТА по сей день готов отозвать свое заявление в суд о привлечении его к уголовной ответственности за клевету, если Сая Исса (официально доверенное лицо своей подзащитной, значит, работающий на определенный гонорар) публично извинится перед БТА и руководителем его Семейского филиала. В начавшемся судебном процессе по делу в Алмалинском районном суде г. Алматы (подсудность определена по месту жительства обвиняемого – Саи Иссы) Кайрат Жуаспаев подтвердил свою готовность к джентльменскому соглашению без дуэли, но, естественно, при соблюдении условия о публичном извинении.

В суд Сая Исса явился без адвоката. Председательствующему на процессе судье Н. Бегалиеву он так и заявил: я сам в состоянии защитить себя. Однако, согласно УПК, в судебном процессе по уголовному делу должно быть обеспечено равноправие состязательности сторон, следовательно, если в деле участвует адвокат одной, то должен быть и с другой.

О чем дальше шел разговор, автору этих строк неведомо, так как вызванная в качестве свидетеля стороной обвинения – филиала БТА Банка в г. Семей – после совершения процессуальных процедур – зачтения текста клятвы, что ничего, кроме правды, не буду говорить, и подписания соответствующей бумаги, меня, как и полагается, удалили из зала судебного заседания.

«Музыка» играла не так уж долго. Выйдя из зала судебного заседания, заместитель директора Семейского филиала БТА Банка, он же его доверенное лицо, Евгений Ткаченко сообщил: Сая Исса «выкатил» встречную жалобу. Суть ее, со слов Ткаченко, – во всем виновата редакция, в частности, ее «главный читатель» Ермурат Бапи; статью «Рейдеры с большой дороги» в такой редакции, в которой она была опубликована, газете он не представлял. Короче, «я – не я и подпись не моя». Еще обвиняемый ходатайствовал (опять же со слов Ткаченко) о привлечении специалистов-компьютерщиков для того, чтобы суд удостоверился в том, какой на самом деле вариант текста статьи он отправлял в редакцию газеты.

Если правильно поняла, то на следующем судебном заседании, которое назначено на 7 апреля, на скамье свидетелей (а может быть, обвиняемых) рядом со мной (по встречной жалобе Саи Иссы) окажется и Ермурат Бапи.

К слову, судебный процесс в Алмалинском райсуде начался 1 апреля – в День смеха. Симптоматично.

Полосу подготовила Жумабике ЖУНУСОВА, «D»

Республиканский еженедельник онлайн