Как «ушли» Тасмагамбетова «ПО ЕГО ПРОСЬБЕ»

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №5 (369) от 9 февраля 2017 г.

 

ДАТ-ОПРОС

 


Тот факт, что Имангали Тасмагамбетов является одной из немногих (если не сказать – единственной) фигур, способных оставаться таковой даже без поддержки президента, вряд ли кто оспорит. Именно поэтому его последнее назначение вызвало всплеск общественного интереса и экспертного сообщества, стало предметом бурных обсуждений в социальных сетях.

На вопросы «D» относительно назначения теперь уже действующего посла Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова отвечают отечественные эксперты.

• Как вы думаете, с какими политическими подоплеками связана отставка Имангали Тасмагамбетова с должности вице-премьера «по его просьбе»?

• Считаете ли вы, что после ухода Тасмагамбетова политическое поле Казахстана зачищено от нежелательных персон предтранзитного периода?

 

 

Расул ЖУМАЛЫ,

политолог:

– Что касается первого вопроса, то в Казахстане кадровая пертурбация и различные рокировки происходят с завидной регулярностью. Но именно последнее решение по назначению Имангали Тасмагамбетова на должность посла Казахстана в России серьезно выделяется из общей обоймы кадровых решений. Прежние не говорили о каких-то серьёзных изменениях в раскладе основных групп влияния. Среди всех этих однообразных кадровых решений направление Тасмагамбетова в Москву выделяется тем, что это очень весомая фигура в политическом истеблишменте Казахстана. Он очень популярный политик. Многие склоняются к мысли, что по популярности Тасмагамбетов является политиком №2 в Казахстане – после самого Нурсултана Назарбаева. Соответственно, это решение может косвенно говорить о том, что интрига внутри властной элиты обостряется. Даже если это не подготовка к транзитному периоду, то очевидный показатель нервозности, какой-то обеспокоенности внутри властных элит. Поскольку время, так или иначе, берет свое.

Мы наблюдаем обеспокоенность не только среди групп влияния в Казахстане, но и среди иностранных партнёров и инвесторов. Им небезразлично, каким окажется в Казахстане транзитный период. Назначение Тасмагамбетова на посольскую должность… Вы знаете, с советских времен такое назначение подразумевает под собой некую политическую ссылку того или иного политика и выведение его из «игры». Происходящее как раз ложится под это русло, отдаляя одного из ключевых игроков на политическом поле Казахстана из этого же поля. Это можно рассматривать не просто формальным понижением в должности, но и как поражение Тасмагамбетова, который теперь вряд ли сможет полноценно влиять на ситуацию, как если он был бы в Казахстане. Теперь его возможности будут серьезным образом ограничены. Другое дело, что он будет удален из самой игры, борьбы и интриг. Хотя новое назначение дает ему определенные шансы не вмешиваться в ситуацию, а наблюдать за ней со стороны. В стратегическом и перспективном плане это может быть даже определенным плюсом для него.

На вопрос о том, свидетельствует ли новое назначение Тасмагамбетова о том, что он стал явно нежелательной фигурой, отвечу: я не считаю, что Тасмагамбетов является нежелательным политическим деятелем. Во всяком случае, формально об этом Назарбаев ничего не говорил. Он не высказал каких-то претензий к нему лично и к его работе. Даже наоборот, президент подчеркнул, что это было личное прошение самого Тасмагамбетова. Хотя так ли это на самом деле – мы можем только строить догадки.

Популярность Тасмагамбетова заключается в том, что в отличие от многих других чиновников его ранга он, действительно, является эффективным менеджером и талантливым руководителем. Конечно, у него тоже случались проблемы на тех или иных участках работы. Вспомним те же самые события в «Шаныраке». Но в целом, на фоне других топовых чиновников Казахстана Тасмагамбетов всегда выделялся. Так что я бы не отнес его к разряду нежелательных персон. Нежелательным он может быть для отдельных политических фигур в Казахстане, но это уже отдельный вопрос.

Сейчас неизвестно, какие настроения бытуют во властных элитах и как меняется баланс сил. Но очевидно, что сокращение количества потенциальных игроков и участников подковёрной борьбы несколько упрощает ситуацию и конфигурацию. В целом сама подготовка к транзитному периоду еще не раз напомнит о себе. В этом плане это не первое и не последнее событие, либо кадровое решение. Все, что мы сейчас наблюдаем в решениях властей, больше указывает на обеспокоенность и суету. Подобные решения по мере обострения интриги мы будем наблюдать и дальше.

 

Сергей ДУВАНОВ,

публицист:

– На мой взгляд, это вызвано тем, что его оппоненты из окружения президента Назарбаева оказались сильнее и смогли найти веские доказательства того, что Тасмагамбетов перешел черту дозволенного. В чем конкретно это выражается, пока остается за кадром, но явно, что это политическая ссылка в наказание за какие-то прегрешения.

Что касается второго вопроса, то я так не считаю. Нет никакого предтразитного периода. По крайней мере, нет ни малейшего повода об этом говорить. Президент Назарбаев вполне дееспособный правитель, контролирующий ситуацию в стране, который не собирается расставаться с властью. И все эти разговоры о том, что он готовит передачу власти, – более чем домыслы уставших от его бессменного правления политологов и различных экспертов. Некоторые из них уже пять лет говорят об этом транзитном периоде и даже проводят круглые столы, посвященные постназарбаевской эпохе. Но эпоха эта все никак не наступает и, похоже, не скоро наступит. По-человечески я их вполне понимаю, самому хочется. Но нужно трезво воспринимать ситуацию, которая говорит, что пока об этом рано говорить.

 

Ерлан КАЛИЕВ,

правозащитник:

– Вне всякого сомнения, что сам факт освобождения опытного управленца от занимаемой должности вице-премьера и последующее «по желанию» Имангали Тасмагамбетова послом в РФ – это все же, прежде всего, результат неких подковёрных интриг, которые как раз-таки на сегодня и характеризуют все происходящие политические процессы в стране, связанные либо с арестами, либо с назначением на высокие государственные должности тех или иных высокопоставленных лиц. Более того, Имангали Тасмагамбетов – харизматичный политик и вполне возможно, что именно это его качество имело решающее значение для президента, чтобы отдалить его от себя и отправить, как говорится, от греха подальше послом в соседнюю страну.

Относительно вопроса, зачищено ли поле от нежелательных персон предтранзитного периода, скажу так. На мой взгляд, происходящие процессы в рамках пресловутого предтранзитного периода все же не стоит связывать с возможной подготовкой передачи власти президентом кому-либо. Во всяком случае при жизни действующего президента. Речь, скорее, идет о неких попытках реконструкции сегодняшней политической системы в целях создания максимально комфортных условий для деятельности действующего президента. Тем самым дополнительно обезопасив его от ответственности за череду сегодняшних провалов во внутренней политике, а также от возможных рисков «покушения» на его место из ближайшего окружения.

И тем не менее уверен, что с уходом из властной обоймы харизматичного Тасмагамбетова политическое поле сегодняшней власти вряд ли оказалось зачищенным, ибо примеры из новейшей истории авторитарных стран в аналогичных случаях (Туркмения, Узбекистан) как раз-таки свидетельствуют об обратном.

Остается только добавить, что самое интересное, что, судя по содержанию предлагаемых поправок в рамках перераспределения властных полномочий, гражданам страны вновь отведена роль неких статистов. Насколько это обосновано, а предлагаемая гражданам конструкция власти окажется жизнеспособной, – покажет время.

Опрос проводил –

Азамат

ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн