«Общественная позиция»
(проект «DAT» № 01 (272) от 08 января 2015 г.
Возвращаясь к напечатанному
Одним из главных событий ушедшего года, с точки зрения резонансности, стал арест директора пограничной службы КНБ РК генерал-лейтенанта Нурлана Джуламанова.
Он был задержан 27 октября 2014 года. Следствие по возбужденному в отношении него уголовному делу, которое вел следственный департамент КНБ, закончено. 29 декабря главная военная прокуратура направила его в специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. Предварительные слушания состоятся 12 января в закрытом режиме. На скамье подсудимых, кроме Джуламанова, будет сидеть бывший командир воинской части 2458 Кайрат Балмагамбетов.
Оба обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст.311 и ч.3 ст.235 Уголовного кодекса РК – в составе организованной группы (далее – ОГ) путем вымогательства они якобы получали взятки в особо крупных размерах от представителей коммерческих предприятий за лоббирование их интересов при заключении и исполнении договоров на поставку товаров и услуг. Расследование проводилось по 13 эпизодам и завершилось 3 декабря. На ознакомление с материалами уголовного дела следствие КНБ дало обвиняемым менее месяца, по нашей информации, они даже не успели полностью ознакомиться с ними.
В ходе расследования наложен арест на имущество обвиняемых на общую сумму более 300 млн. тенге.
ВЕРСИЯ СЛЕДСТВИЯ
В распоряжении редакции копия постановления о привлечении Джуламанова в качестве обвиняемого. Согласно ему, в состав ОГ вошли лично преданные Н.Джуламанову люди – начальник главного финансового управления (далее – ГФУ) погранслужбы (далее – ПС) КНБ полковник Н.Килибасов, заместитель начальника ГФУ полковник Ж.Сембаев (впоследствии начальник управления госзакупок ПС), начальник управления капитального строительства и квартирно-коммунального обеспечения ГУ ПС Г.Махмудов и другие должностные лица. Роли в ОГ были распределены. Размер взяток тоже был четко определен – 10% от суммы заключаемых контрактов.
Особо хотелось бы обратить внимание на одну деталь: согласно постановлению, ОГ действовала длительный период, характеризовалась устойчивостью и постоянством. ОГ Джуламанов якобы создал во второй половине 2013 года.
В постановлении указывается, где, когда и кто передавал и получал взятки. Так, уже в сентябре того же года ОГ получила от директора ТОО «АксиомаСервисКонтракт» К.Камалбаева, товарищество которого с 2011 года осуществляло строительство военного городка в п. Бейнеу Мангистауской области, взятку в размере 5 млн. тенге – за перечисление на счет указанной фирмы 45 млн. тенге по непролонгированным договорам. В ресторане «Тифлис» г. Астаны Камалбаев лично передал деньги Килибасову. Далее договор с ПС КНБ на завершение строительства этого военного городка заключает другая фирма Камалбаева – ТОО «Актаустройсервис». В мае 2014 года в холле столичной гостиницы «Дипломат» Камалбаев вручает ОГ взятку в размере 11 млн. тенге. Аналогичным образом Джуламанов и сообщники якобы получили взятки в особо крупных размерах и от иных коммерческих фирм в других городах Казахстана.
Всего со второй половины 2013 года по сентябрь 2014 года ОГ получила в виде взяток 31 млн. 600 тыс. тенге и 310 тыс. долларов США.
СЛУЖБА НЕВЕЗЕНИЯ
Скандалы преследуют погранслужбу КНБ РК не первый год. В декабре 2012-го в авиакатастрофе погиб директор погранвойск Турганбек Стамбеков. Самолет Ан-72, на борту которого находилась почти вся элита пограничного ведомства, рухнул в 20 километрах от Шымкента. Турганбек Стамбеков был назначен на эту должность после кровавой бойни на погранзаставе «Арканкерген» в мае 2012 года. Нурлан Джуламанов назначен директором погранслужбы КНБ-заместителем председателя КНБ РК после гибели Стамбекова, 15 января 2013 года распоряжением главы государства. Задержан по подозрению в совершении преступлений 27 октября 2014 года.
Погранслужбе Казахстана не везет фатально.
КАРЬЕРА ГЕНЕРАЛА
Карьере Нурлана Джуламанова может позавидовать любой военный: Оренбургское зенитное ракетное командное училище, Военная академия ПВО Сухопутных войск в Киеве, Академия Генштаба в Москве, которую закончил с золотой медалью, начальник управления войск ПВО СВ, начальник Высшего пограничного командного училища Вооруженных Сил РК, заместитель начальника Генерального штаба-начальник управления боевой подготовки Генштаба ВС РК, командующий войсками Восточного военного округа, Главнокомандующий СВ ВС РК, заместитель, потом первый заместитель председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны РК.
Сначала офицер Советской Армии, затем российской, в 1993 году он добровольно прибыл в Казахстан, чтобы служить родному, уже независимому и суверенному Отечеству. В казахстанской армии царил хаос, многие кадровые офицеры уезжали из страны, разрушалось армейское хозяйство. Тогда полковник Джуламанов возглавил Аягузский военный гарнизон, который к тому времени был разграблен и разворован разъехавшимися «по своим квартирам» офицерами. По словам тех, кто знал Джуламанова по Аягузу, за полгода он навел там порядок, восстановил быт и жизнь в замерзающем и умирающем военном городке, восстановил более 200 единиц военной техники, поднял дисциплину и воинский дух в подчиненных, да так, что уже в 1994 году Аягузский гарнизон стал лучшим в стране. Тогда же Джуламанову досрочно было присвоено звание полковника.
В 1995 году по инициативе тогдашнего министра обороны генерала Сагадата Нурмагамбетова в Казахстане было решено создать собственное ПВО Сухопутных войск. Архитрудную задачу снова возложили на Джуламанова. В условиях острейшего дефицита кадров, он формировал офицерский состав, в том числе даже из тех, кто уже находился в запасе и тех, кто еще не успел уехать на «историческую родину». Как результат титанического труда – в 1997 году на военных учениях на полигоне «Эмба» их участники – а это все ПВО-шники СНГ, впервые увидели действующую технику ПВО Казахстана. Наши, в отличие от представителей других стран СНГ, отстрелялись на «отлично». За такими же учениями в г. Николаевка в 1998 году лично наблюдал президент Назарбаев. Глава государства был настолько доволен, что сразу присвоил Джуламанову звание генерал-майора.
В том же 1998 году Джуламанов подал рапорт на поступление в Академию Генерального штаба Российской Федерации. Рапорт положили под сукно – отправили наводить порядок в погранучилище. И опять генерал справился с поставленной задачей блестяще. А когда он уже учился в Академии Генштаба РФ, на площадь в Алматы вышли курсанты погранучилища с требованием вернуть им Джуламанова. Штрих, много о чем говорящий.
30 августа 2009 года на столичной площади «Қазақ елі» состоялся первый парад войск, посвященный празднованию Конституции Республики Казахстан, с участием президента страны – Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РК Нурсултана Назарбаева. Принимал парад министр обороны РК Адильбек Джаксыбеков, командовал парадом его заместитель генерал-майор Нурлан Джуламанов. Впервые в истории суверенного Казахстана командование военным парадом прошло на государственном языке. Это тоже штрих к «портрету» генерала, уроженца России, больше половины своей жизни прожившего там же.
Будучи директором погранслужбы, побывал во всех гарнизонах, самых отдаленных заставах, вникал абсолютно во все вопросы и проблемы, начиная с быта рядовых пограничников, технического обеспечения и т.д. За время командования Джуламановым погранслужбой РК открыто 15 новых застав с вручением им боевых знамен, на 30% обновлен парк автомобильной, гусеничной и прочей техники, приведены в соответствие нормативные документы, принят Комплексный план развития ПС до 2020 года, снижена преступность в пограничных войсках. Краткая статистика: в 2012 году в ПС совершено 38 преступлений, в 2013-ом – 29, в 2014-ом (пока Джуламанов находился у «руля» – 9). В разы снизились показатели по незаконному пресечению государственных границ, контрабандных грузов, браконьерства на водах Каспия, проникновению на территорию РК «тяжелых» наркотических средств.
НАШЕ ПРАВО
Так называемое «дело» генерал-лейтенанта Джуламанова вовсе не «личное» дело отдельно взятого высокопоставленного чина: проблемы и скандалы в структурных подразделениях КНБ – дело национальной и оборонной безопасности не только государства, но и личной безопасности каждого гражданина нашей страны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что казахстанская общественность в напряжении: как он за столь короткий срок успел «переобуться» в махрового взяточника и организатора преступной группировки? Не перешел ли он дорогу своим более могущественным недоброжелателям? А, может, это вторая часть марлезонского балета, постановщики которого использовали происки тех подчиненных генерала, кого он наказал в дисциплинарном порядке или освободил от занимаемой должности?
С этой точки зрения, большой интерес, на мой взгляд, представляет статья генерала Айткалия Исенгулова «Кому мешал глава погранслужбы РК Джуламанов?», опубликованная на сайте camonitor.com.
«Хочу, чтобы об этом знала наша общественность, – пишет он. – Дело в том, что 29 октября с.г. планировалось заслушать отчет генерала Джуламанова в Сенате на заседании Комитета по международным делам, обороне и безопасности. А 25 декабря должно было состояться выездное заседание Комитета по обороне и безопасности Мажилиса во главе с вице-спикером палаты Даригой Назарбаевой. Руководителю погранслужбы предстояло рассказать о том, как выполняются указания президента страны по устранению имеющихся недостатков. Кроме того, Джуламанова не допустили на прием к Верховному главнокомандующему, которому он собирался доложить о положении дел с обеспечением безопасности границ РК. Все вышеизложенные факты не могут не вызывать вполне закономерных вопросов. И самый главный из них – кому все это было нужно? … Делаю однозначный вывод: кто-то очень заинтересован в том, чтобы доклад Джуламанова не услышали ни Верховный главнокомандующий, ни в Сенате, ни в Мажилисе. …Генералов надо беречь, а не разбрасываться ими. Потому что это «штучный продукт», которым надо дорожить. Звание «генерал» звучит гордо, и нельзя позволять втаптывать его в грязь».
Вопросов, действительно, много. В том числе, почему всех лиц, которые ранее имели уголовные дела по взяткам и кого взяли с поличным на месте преступления, перевели в разряд свидетелей? Общественность страны должна получить ответы на них в ходе предстоящего судебного процесса, который непременно должен быть открытым. Это конституционное право граждан и СМИ Казахстана.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»