«Общественная позиция»
(проект «DAT» №02 (273) от 15 января 2015 г.
В Казахстане началась война компроматов
Аккурат перед новогодними праздниками в социальных сетях появились материалы, которые, как предполагается, указывают на тех, кто стоит за казахстанскими интернет-ресурсами. Автором разоблачения является небезызвестный журналист Муратбек Кетебаев. На своей личной странице в «Фейсбуке» он опубликовал подробности частной переписки по электронной почте казахстанского политолога Данияра Ашимбаева с якобы подконтрольной ему группой журналистов различных изданий: Джанибеком Сулеевым, Юлией Смолиной, Евгением Рахимжановым, Зариной Ахматовой, Глебом Гариповым и прочими.
По мнению Кетебаева, именно этот журналистский пул по заданию Ашимбаева участвует во всех информационных войнах Акорды против своих политических оппонентов, в том числе и оппозиционных СМИ. Сам же Ашимбаев фактически контролирует группу интернет-ресурсов, формально никак не связанных между собой, однако представляющих часть единой структуры, которая действует под его руководством в интересах казахстанских властей через такие сайты, как Nomad.su, Centrasia.ru, Dialog.kz, Contur.kz, Better.kz, Spik.kz, Serke.org и Kazworld.info.
Поручения «мочить» оппозицию Ашимбаев, судя по выводам Кетебаева, получал непосредственно от своих кураторов в лице сотрудников 10-го управления КНБ РК, а также от высокопоставленных чиновников, в частности, от Кенеса Ракишева, Тимура Кулибаева и его доверенного лица Джамбулата Сарсенова. Гонорары за выполненные работы, как указано в докладе Кетебаева, варьировались от одного до десятков тысяч долларов.
Трудно сказать, насколько материалы Кетебаева соответствуют действительности. Однако, учитывая давние неприязненные отношения между Ашимбаевым и соратником Мухтара Аблязова, появившийся компромат породил немало версий и догадок – кому это было выгодно. Рассмотрим некоторые из них.
Шерше ля фам
Начнем с самых популярных слухов, гуляющих в соцсетях. Так, по одной из версий, утечка произошла якобы из-за чрезмерной любвеобильности Данияра Ашимбаева, который будто бы одновременно встречался сразу с двумя «дамами сердца». Узнав об «измене», одна из них решила отомстить обидчику, выкрав личную переписку горе-любовника и передав ее в заинтересованные органы, а те, в свою очередь, «слили» ее Кетебаеву. Впрочем, эта байка, поговаривают, была придумана самим Ашимбаевым, чтобы спрятать концы в воду. Есть ли в этой версии доля правды? Женщина, как нам удалось выяснить, действительно там замешана. Правда, другая – не о которой говорили те, кто этой версии придерживался.
По другой версии, появившаяся в сети интернет частная переписка – не что иное, как результат очередных клановых разборок в Акорде. Не секрет, что медийное поле так или иначе разделено между влиятельными клановыми группировками. И если раньше деятельность этой ниши контролировал только один орган в лице КНБ, то теперь часть контроля намерена осуществлять старшая дочь елбасы Дарига Назарбаева.
Наши источники сообщили, что между нынешним руководителем спецслужб Нуртаем Абыкаевым и Даригой Нурсултановной возникли серьезные разногласия. «Известно, что елкызы усиливает свое влияние через медийное поле, контролируя тем самым процессы внутри страны и закладывая свои тренды. Вот почему сейчас идет массовая и активная зачистка СМИ и интернет-ресурсов. Абыкаев, как один из представителей старой гвардии президента, не собирается отдавать ей эту нишу», – заверил нас источник.
По его словам, компромат под названием «Кто рулит Казнетом?» является попыткой подрыва доверия к казахстанскому информационному полю, его отдельным представителям. «Исследования Кетебаева – не одноразовый «слив». Вслед за ним в сети могут появиться новые компроматы в духе «Викиликс» со скандальными подробностями из личных переписок между высокопоставленными чиновниками, спецслужбами и журналистами», – отметил источник.
По словам собеседника, вполне очевидно, что тут преследовалась одна цель – подорвать доверие практически ко всему казахстанскому информационному полю через дискредитацию репутации опытных журналистов. Если верить нашему источнику, таким образом доверенными лицами елкызы создается новое медийное пространство, на котором она будет безраздельно властвовать вплоть до прихода российских конкурентов.
Параллельно на созданных новых информресурсах будет усиливаться и набирать вес образ старшей дочери президента. Цель этой кампании – поднять ее авторитет в кругах, где отдельные влиятельные граждане готовы сделать на нее ставку как на будущего лидера в пятилетней перспективе.
Старшая дочь успела набраться опыта. Она уверовала, что способна принести мир в дом своего отца, который, несмотря на все разговоры, не собирается уходить с поста в прямом смысле слова. Он лишь дает элитам сигналы – как внутренним, так и внешним, что определился с преемником и что уже назначен некий кандидат-фаворит в семье. Через него, а точнее через нее, обществу будут отправлять сигналы об основных направлениях в кадровой политике – кто в фаворе, а кто в опале.
Полярность системы будет обеспечивать именно дочь елбасы. Это не совсем хорошо для страны, так как все меньше людей будут становиться участниками реальных политических процессов. Но это выгодно для той группы, которая готовится реализовать свой сценарий передачи власти в Казахстане.
Но при чем тут Кетебаев, спросите вы. Ни при чем. Он просто сыграл роль передатчика. Между сторонником Аблязова и Ашимбаева давно уже сложились неприязненные отношения. И политтехнологи умело использовали это, подсунув Кетебаеву очередную порцию компромата против давнего врага.
Кстати, как только группой сторонников Аблязова завершилось исследование и были выложены некоторые его выводы в сеть, на следующий день Кетебаев был арестован испанскими спецслужбами и водворен в СИЗО. Можно ли это считать совпадением, остается только догадываться.
«Это фальсификация!»
Между тем сам Данияр Ашимбаев в интервью нашему изданию отрицает подлинность этой переписки, называя все «неумелой фальсификацией со стороны проаблязовских СМИ».
– Как вы считаете, кто стоит за всем этим, Данияр?
– Не хотел бы это пока комментировать. Я не буду оправдываться. Это все фальсификация. В таких случаях должен оправдываться вор, а не пострадавший.
– Эти письма настоящие? Вы признаете свое авторство?
– Вы знаете, большинства писем нет у меня на почте, поэтому мне сложно говорить, что настоящее, а что нет. Могу только предположить, что настоящие документы были украдены, но, с другой стороны, в отчете приведено и немало фейковых писем. Если честно, мне эта тема изрядно надоела. Я даже не читал то, что выложил Кетебаев.
– В сети гуляет множество слухов и версий по поводу того, кому это было выгодно. Так, по одной из них, якобы вам отомстила ваша обиженная любовница…
– Да, я слышал эту версию. Мне говорили об этом знакомые. Были еще версии про заговоры. Но на самом деле все прозаичнее. Был взлом и фальсификация. Так, Кетебаев назвал темы, которые я никогда не указывал в своей переписке. Акты ненастоящие. Из источников, близких ко мне, имел место взлом почтового ящика со стороны аблязовских пиарщиков. Они на меня наезжали неоднократно за последние несколько лет. Я не являюсь поклонником Мухтара Кабуловича, и он об этом прекрасно знает. Его деятельность достаточно хорошо известна. Меня знакомые спрашивают, кому это больше выгодно. Я не люблю, когда копаются в моем белье. Есть настоящие письма. Но они обработанные. Так, в одном документе Кетебаев добавил от себя некоторые фразы, то есть выдал желаемое за действительное.
– В одной из переписок с Джанибеком Сулеевым вы даете ему указание написать разоблачительную статью против Гульжан Ергалиевой. Цитирую: «…нужно отпинать Ергалиеву по совокупности ее заслуг». Как вы прокомментируете это?
– Лгать не буду, честно говоря, не помню. Очень много было работы. Нужно сидеть и сравнивать с настоящей перепиской. Я храню главное для меня на почте, а мелкие детали не остаются. Поэтому настоящее это или нет, не могу вам сказать.
– Судя по актам выполненных работ, вы получали достаточно приличные суммы денег за заказные статьи…
– По деньгам никаких комментариев давать не буду. Но скажу вам: никаких яхт и вилл у меня нет. Меня и дома спрашивают, что, мол, если я такой богатый, то почему сапоги зимние уже третий год не меняю. Это непрофессиональная и грубая подделка. Многие вещи были вырваны из контекста.
– Указанные в исследовании Кетебаева журналисты действительно на вас работают?
– Кетебаев не очень вник в это дело и по своему усмотрению отобрал журналистов. У меня много людей работало. Где-то человек 40 – 50 в разные годы. Многие из них работали в оппозиционных и правительственных изданиях.
– Вы намерены обращаться в правоохранительные органы по факту взлома?
– Нет пока. Я думаю об этом. Сейчас мои специалисты все проверяют. Имела место явная фальсификация. Хотя по новому законодательству вскрытие личных данных влечет за собой уголовную ответственность. Если честно, Кетебаев мне такой сейчас имидж создал, дайте хоть насладиться. Я сам себе даже завидую. Многие мои друзья и знакомые возмущены тем, что нет моей переписки с ФСБ и ЦРУ, а в остальном очень круто смотрится. Даже обидно. Хотя как-то говорили, что я отрабатываю деньги Москвы.
Адам БОЛОВ