«Общественная позиция»
(проект «DAT» №36 (400) от 05 октября 2017 г.
ДАТ-АНАЛИЗ: Что же ждет тенге?
Председатель Национального банка РК Данияр Акишев за последние месяцы несколько раз выступал по поводу ситуации с тенге. Некоторые его заявления тянут как минимум на изобретение в сфере объяснения причин и факторов, которые влияют на поведение нашей национальной валюты. Так, например, в августе он, нисколько не сомневаясь в своей правоте, заявил о том, что причиной повышенной волатильности курса тенге являются СМИ и социальные сети, и фундаментальных факторов, оправдывающих падение курса тенге, не было.
Уже в начале сентября виноватыми в том, что тенге подешевел, Акишев обвинил экономических экспертов, дающих прогнозы о грядущей девальвации. Эти слухи он пытался развеять по телевидению. По Акишеву выходит, что именно разговоры, слухи и прогнозы являются главной причиной падения тенге. А уже в конце сентября председатель главного банка стал заклинать наших граждан не покупать валюту, так как, по его убеждению, «те люди, которые сейчас покупают валюту, будут в проигрыше».
Что является отличительной чертой всех этих заявлений и высказываний главного банкира? На мой взгляд, это отсутствие серьезных аргументов, основанных на изучении сложившейся ситуации с национальной валютой и анализе многочисленных факторов, влияющих на ее поведение. Думаю, что главный шаман какого-нибудь африканского племени, покопавшись палкой в кишках жертвенного носорога, мог бы тоже сделать точно такие же выводы, если бы его об этом хорошо попросили. А сплясав головокружительный танец, он, наверное, тоже порекомендовал бы на всякий случай не покупать доллары.
Возникает логичный вопрос, неужели имея за спиной тысячный коллектив самых разных, так называемых аналитиков, экспертов и других специалистов, главный банкир не в состоянии выйти к людям и доступным и понятным языком рассказать им, что происходит с национальной валютой, что влияет на ее поведение, что народу ожидать в ближайшее время, как себя вести и почему? И даже если при этом ему пришлось бы рассказать о не очень приятных вещах, происходящих в экономике, в политике или во всем мире, то люди отнеслись бы к такому поведению с гораздо большим пониманием. И, уверен, в таком честном и открытом выступлении было бы больше убедительности и возможности повлиять на поведение наших граждан. А мантры главного банкира не покупать доллары и поиски виноватых ведут к абсолютно противоположному результату.
Эти мантры показывают со стороны главного банкира страны бессилие и неумение не только влиять на ситуацию, но даже просто ее толково объяснить. А люди, которые уже не раз обжигались на разных заявлениях наших чиновников, не верят и бегут в обменные пункты покупать доллары. В СМИ уже проскочилась информация, что где-то на севере страны в обменниках долларов уже нет. И всего лишь одна цифра из открытых источников о том, что всего с начала 2017 года обменниками было продано долларов США на сумму 5,2 млрд, что на 17,9% больше по сравнению с январем-июлем 2016 года, говорит сама за себя и полностью опровергает все невнятные советы и высказывания Акишева. Еще пара-тройка таких выступлений председателя Нацбанка – и массового ажиотажа по скупке доллара избежать будет невозможно.
Здесь уместно вспомнить довольно точные слова одного нашего политолога, сказанные им в начале июня этого года. «Количество скандалов вокруг финансовой системы страны продолжает увеличиваться. Позиция Национального банка по многим вопросам выглядит желанием спрятаться в кусты, пересидеть сложные моменты, дожидаясь, пока кем-то будет принято решение. При этом у нынешнего главы Нацбанка нет полного контроля над ситуацией, а также ему не хватает политического веса и авторитета для ее урегулирования».
А что же наш тенге? За последние 3-4 месяца тихо и незаметно он подешевел почти на 10%. И это даже несмотря на ЭКСПО-2017, сам факт проведения которого многие эксперты считали достаточным для того, чтобы удерживать национальную валюту от колебаний. Что же ждет тенге в ближайшем будущем? Сколько он будет стоить и почему? Что влияет на его поведение?
Вспомним, что происходило не так давно. Лет 15-20 тому назад доллар был совсем другой. Это были времена, когда семья из двух-трех человек могла прожить целый месяц на 100 долларов, а зарплата в 300–400 долларов было пределом мечтаний для большинства казахстанцев. Сегодня доллар совсем не тот, его покупательская способность намного ниже. Она, по разным оценкам, в 3-5 раз, а то и более упала в сравнении с теми недавними временами. Доллар заметно подешевел по причине того, что Федеральная резервная система США (ФРС) стала проводить так называемую политику «количественного смягчения».
Если говорить простым языком, она заключалась в том, что ФРС включила печатный станок и все эти годы выбрасывала на рынок ничем не подкрепленные доллары. Проблемные ситуации, кризисы – все затыкали печатаемой бумагой, называемой доллары США. Этими бумажками выкупались плохие кредиты, долговые обязательства и много чего другого. В результате сглаживались проблемы, выравнивались негативные ситуации, оживлялись рынки, росло кредитование, надувались финансовые пузыри. Либеральная финансовая и политическая элита США, продвигавшая такую финансовую политику, была на коне, и казалось, этому не будет конца.
Но все меняется, и с появлением в Белом доме новых людей началось меняться и отношение ко многим, казалось бы, незыблемым вещам. Пришло понимание того, что нельзя бесконечно раздувать объемы и пузыри ничем не подкрепленных наличных денег. И вот, совсем недавно ФРС США объявила о начале новой денежной политики. Смысл ее заключается в том, что по всему миру начнется изъятие ликвидности, т.е. изъятие лишних денег, выделенных в рамках политики «количественного смягчения» за последние годы. Это вполне логичный шаг, который призван «подсушить» всю мировую экономику. По расчетам авторов этой идеи, уже до конца текущего года в США вернут около полтриллиона долларов, а затем в течение трех лет еще 2,5–3 триллиона. Соответственно, это сильно повлияет на изменения во всей мировой экономике. Можно также добавить, что уменьшение долларовой массы приведет в первую очередь к сокращению шальных денег. И первыми на себе это почувствуют мировые финансовые центры, любители глобальных инвестиционных проектов и развивающиеся страны, а среди последних особо почувствуют сидящие на сырьевой игле, такие, как Россия, Казахстан, Азербайджан или Нигерия.
Чем меньше долларов будет на рынке, тем оставшиеся станут дороже, весомее. И, конечно, это отразится на стоимости нефти, нашего главного экспортного продукта. Те пятьдесят с лишним долларов, которые сегодня дают за баррель нефти, через полгода/год будут совсем другими по своей стоимости и за тот же баррель их будут давать меньше. Нефть в долларовом эквиваленте подешевеет. Вот мы и получили первые два фактора давления на тенге – сокращение объема наличных долларов с их удорожанием и снижение стоимости нефти.
Третий фактор тоже будет общемировым. Удорожание доллара приведет к повышению кредитных ставок. Известно, что сейчас в некоторых странах ипотеку выдают под ноль процентов. Так вот такого скоро точно не будет. Подтверждением моих слов может служить постепенный рост процентной базовой ставки. В этом году директор ФРС Джанет Йеллен заявила, что до конца 2019 года процентная базовая ставка может быть повышена несколько раз за год.
Из перечисленных трех факторов, оказывающих давление на тенге, вытекает четвертый фактор. Начнется постепенное сокращение внешних инвестиций в страны третьего мира, а значит, и в нашу тоже. Инвестиции начнут уходить в первую очередь оттуда, где они дороже обходятся, где приносят наименьшую прибыль и где отсутствует комфортный инвестиционный и бизнес климат. Для нашей экономики, которая итак испытывает недостаток в инвестициях и которая постоянно нуждается в притоке новых денег, это станет еще одним тяжелым испытанием.
Впрочем, аналогичные трудности ждут и похожую на нашу российскую экономику. Но в России изъятие шальных долларов со всеми негативными последствиями накладывается на санкции, наложенные США и Европой на нашего северного соседа. Может произойти суммирование этих факторов, которое даст мультипликативный эффект. Россия уже сегодня испытывает очень серьезные трудности по кредитованию и рефинансированию долгов из-за санкций, с удорожанием доллара эти процессы еще более усилятся. Все это будет сильно ослаблять российский рубль.
А поскольку в силу многих причин тенге сильно зависит от поведения российской валюты, это станет еще одним, уже пятым фактором, оказывающим на тенге девальвационное давление.
Следующим фактором можно назвать отсутствие в нашей национальной валюте добавленной стоимости, произведенной в Казахстане. Мы мало чего производим, а по продуктам питания и по непродовольственным товарам наши позиции ухудшаются из года в год. Нам постоянно и во все больших потребностях будет нужна валюта для покупки этих товаров, и затраты всегда будут расти. Это судьба всех стран, которые закупают готовую продукцию и не желают или не могут сами ничего производить.
И завершающим фактором, который существовал всегда, я бы назвал неэффективные, непрофессиональные, непрозрачные действия огромной армии наших чиновников. Эти действия, помноженные на тотальную коррупцию во всех сферах и во всех органах управления, оказывают решающее, смертельное воздействие на самочувствие нашей национальной валюты. Причем это воздействие на тенге происходит все годы его существования и в последнее время достигло просто гигантских масштабов.
Всех этих перечисленных, далеко не последних и далеко не единственных внешних и внутренних факторов, вполне достаточно, чтобы сделать вывод о слабости тенге, о невозможности тенге противостоять этим факторам. Подтверждением моих слов служат регулярные девальвации на протяжении последних 15-20 лет, а также неуклонное и необратимое обесценение тенге в последние 3-4 месяца, которое достигло почти 10%.
Отсюда же напрашивается и следующий вывод о том, что падение тенге будет продолжаться и далее, причем падение это не имеет конца. Это падение в бесконечный и бездонный колодец! Конец падения тенге может произойти только в случае серьезных, структурных изменений в экономике Казахстана, которые, в свою очередь, невозможны без серьезных политических изменений в нашей стране.
Айдар АЛИБАЕВ,
заместитель председателя
президиума политсовета ОСДП
Кстати
ПРОЗРЕНИЕ АКИШЕВА?
С начала года объем задолженности по потребительским кредитам в банках вырос на 270 млрд тенге, сообщил глава Национального банка РК Данияр Акишев. По его словам, ключевой причиной роста цен является повышение цен на импорт. «Очевидно, что стране потребуется больше времени для восстановления импортозамещения. Рост импорта из России в этом году на 32% демонстрирует недостаточную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей», – отметил глава Нацбанка.