Мусин убирает интеллектуалов

На прошлой неделе в Акорде был заменен один из главных номинальных людей казахстанской идеологии: ушел с поста заместитель руководителя Администрации президента по вопросам внутренней политики Маулен Ашимбаев. Хотя он особо ничем не блистал на идеологическом фронте, но Баглан Майлыбаев – пришедший на его место, тем более незаметная фигура на этом поприще. А Ашимбаев «не блистал» не от того, что не смог наладить работу государственной идеологии, а не дали просто этого сделать.

Так кто же вершит судьбами молодых политологов в стране? Почему в самый нужный момент, когда обостряется национальный вопрос казахов и усугубляется исламский экстремизм, менеджером по идеологии назначается человек, попросту не знающий глубоко казахский язык?

Ответ очень прост: «Кадры решают все!». Этот лозунг великого вождя своего времени очень кстати в сегодняшних политических реальностях нашей страны. Вот уже пять лет Администрацию президента РК возглавляет Аслан Мусин – один из ортодоксальных сторонников лидера нации, который всегда был готов собрать 100% голосов для своего любимого патрона. Благодаря именно своей личной преданности он сделал головокружительную карьеру от провинциального чиновника средней руки до одного из главных лиц Акорды. Сегодня он самый могущественный чиновник в стране: «02» – по негласному рангу о табелях, но «01» – во всех кадровых и иных решениях. Вот именно он и инициировал замену своего зама, доказав патрону: нужен специалист по религиозным вопросам. И этим «спецом» оказался Майлыбаев, бывший пресс-секретарь президента, который имеет проблемы с казахским языком.

А на самом деле, по словам некоторых осведомленных источников, Мусин медленно, но верно ведет зачистку поля от возможных конкурентов в будущей битве за трон. Всем известно, как в свое время снимали с должности на то время главного идеолога страны – несколько брутального и харизматического Дархана Калетаева. А Калетаев был одним из тех должностных лиц, который попытался составить конкуренцию Мусину и мог напрямую ставить главе государства неудобные вопросы о неадекватном росте влияния руководителя администрации и его негативных последствиях. Кто сегодня может вспомнить этого, некогда одного из подающих надежды молодого идеолога?

Что объединяло этих сравнительно молодых политиков? Оба они были воспитанниками покойного Алтынбека Сарсенбаева. Оба были представителями либеральной идеологии. Хотя между ними и существовал антагонизм. В политике без этого просто нельзя.

Какой вывод можно сделать из последнего кадрового решения президента о смещении Маулена Ашимбаева? Закончилась целая эпоха в политическом процессе Казахстана, когда представители более молодой и цивилизованной политической силы входили в близкую группу принятия решений главы государства. Во властных коридорах закончилась эпоха либерализма. Представители школы Сарсенбаева и Тажина окончательно вытеснены из властных коридоров.
В стране окончательно установился диктат провинциальной политики. Закономерный вопрос: почему так происходит? Этому есть несколько причин.

Первая причина – политический провинциализм берет вверх. Мусин, как провинциальный политик, не может терпеть интеллектуального превосходства своих подчиненных.

Вторая причина более фундаментальна и исходит из очередного кадрового решения президента страны, навязанного Мусиным. Майлыбаев представляет Младший жуз и по духу является одним из близких людей Мусина, нежели Назарбаева. Он интеллектуально уступает тем же Калетаеву и Ашимбаеву.

Некоторые источники говорят, что на этом месте президент хотел видеть Ерлана Карина. Можно предположить, что если бы Карин пришел на эту должность, во внутренней политике произошло бы оживление, и лицо власти, подпорченное до извращения, хотя бы слегка приобрело человеческий облик.

Но Карин интеллектуально превосходит не только Мусина, но и добрую половину АП. Поэтому при нынешней власти потолком для Карина является почетная должность в «Нур Отане». Благодаря действиям Мусина три сторонника президента – Калетаев, Ашимбаев, Карин – давно находятся в политической мусорной корзине.

Вообще-то в номенклатуре Акорды (считай – Мусина), были и другие кандидатуры, например, Айдоса Сарыма, интеллектуала, имеющего опыт государственной службы, пользующегося авторитетом в демократическом сообществе страны.

Берик Абдыгалиев – аким Жезказгана. Имеет огромный интеллектуальный потенциал. Он как раз смог бы наладить мосты между властью и национал-патриотами, которые в последнее время все более усиливают свои позиции с помощью казахского вопроса. Наблюдатели также отмечают, что в условиях борьбы власти с исламским экстремизмом кандидатура Берика Абдыгалиева на пост главного специалиста внутренней политики подошла бы как нельзя кстати.

Тенденция, однако. Идет зачистка. Все те, кто может быть полезен государству, но по тем или иным соображениям не устраивает определенную группу, или смещаются, или, хуже того, преследуются уголовным наказанием.

Невидимая рука работает. Точно и точечно. А где разгадка такой тайны?

Разгадка может быть такой. Мусин везде ставит своих людей по принципу личной верности и преданности, минуя Назарбаева или ловко обхитривая его.

То есть Мусин, зачищая политическое поле от интеллектуалов, давно ведет свою игру. Политическую. За власть.

Сырым ДАТОВ

Республиканский еженедельник онлайн