В пятницу, 22 февраля, городской суд рассмотрит апелляционную жалобу по делу единого СМИ «Республика». Нисколько не сомневаясь в итогах этого судебного разбирательства – решение суда первой инстанции останется в силе, мы, журналисты газеты «Голос республики», решили публично заявить, что руками прокуроров и судей в Казахстане вводится цензура, а нашему отдельно взятому журналистскому коллективу уже сейчас запрещают выполнять свой профессиональный долг и работать журналистами.
Мы хотим еще раз обратить внимание на беспрецедентную формулировку в определении, которая затем перекочевала в решение суда: «единому СМИ «РЕСПУБЛИКА» запрещено использовать… иные средства периодического или непрерывного публичного распространения продукции этого СМИ, включая интернет». Мы не сомневаемся, что эта формулировка придумана прокуратурой и поддержана судом специально, чтобы преследовать нам и не давать возможности заниматься журналистикой.
Но нам, при всем понимании политической подоплеки происходящего, обидно – за наших читателей и за страну. Власть руками прокуроров и судей лишила людей права выбора, а страну – последних остатков положительного имиджа. Над Казахстаном на Западе теперь презрительно смеются. «Дело единого СМИ» уже вошло в историю как пример беспрецедентной расправы над журналистами – не только незаконной, но еще и вопиюще неграмотной с точки зрения закона.
Мы не сомневаемся в том, каким будет решение – нас закроют. В справедливость казахстанской Фемиды мы давно не верим. Но мы хотим обратить внимание всех неравнодушных граждан на судебное ноу-хау: запрет на профессию для целого творческого коллектива!
Из документов, подготовленных прокуратурой и поддержанных судом, ясно: журналистам «Республики» не дадут работать в нынешнем составе ни в одном издании. Просто потому, что мы не привыкли молчать и настаиваем на том, что общество должно знать правду.
Мы, безусловно, придумаем выход из этой ситуации. В истории нашего издания за почти тринадцать лет существования было много всякого. И похоронные венки в редакцию приносили, и мертвых собак на окна вешали, и редакцию сжигали, и лишали нас возможности печататься в типографиях. Мы выдержали тогда – мы справимся и сейчас.
Тем временем
ИДЕТ БОРЬБА С ЛЮДЬМИ
Десятки журналистов не могут трудоустроиться из-за запрета на выпуск единого СМИ «Республика», сообщила юрист Тамара Симахина.
«В определении суда, вынесенном еще до решения суда, уже было написано, что все эти СМИ («Республика», «Голос Республики» и др. – КазТАГ) являются единым СМИ «Республика», что имеется какой-то единый редакционный коллектив, и там есть еще такая фраза – «и иные СМИ» (…) Но самое главное, что журналисты остались без работы, они никуда не могут трудоустроиться, потому что если кто-то из них приходит работать в другое издание, то органы прокуратуры считают, что там тоже появился единый редакционный коллектив, и эту газету на основании того решения суда тоже можно прикрыть», – сказала Т.Симахина на пресс-конференции в среду.
При этом она пояснила, что даже в случае, если журналист, работавший в «едином СМИ «Республика», просто публикуется в другом издании, не вступая с редакцией в трудовые отношения, газета может быть изъята из продажи.
В свою очередь, правозащитник Евгений Жовтис отметил, что сложившаяся ситуация является борьбой с людьми, а не с идеями. «То, что происходит с «Республикой» и журналистами – это борьба с людьми, а не с идеями, которые они распространяют. Будет открываться газета «Рипаблик», «Азат», какая-то другая, будут их закрывать, потому что конкретных людей пытаются выдавить из поля общественно-политической жизни», – сказал он.
По мнению Е.Жовтиса, такая ситуация является политическим трендом.
«Процесс печальный, но он является предсказуемым. Это тренд, политический тренд, который можно отследить на протяжении последних нескольких лет, и который сильно обострился после жанаозенских событий. Дальше только Туркменистан и Узбекистан – там нет никаких независимых СМИ», – отметил он.
Напомним, 25 декабря выпуск газеты «Голос Республики» и дублирующих ее интернет-изданий прекращен по решению Медеуского районного суда Алматы.
КазТАГ