«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.
Прощай!
Во вторник в Алматы состоялись похороны Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России. Известный российский теолог и сопредседатель общественного движения «Российское исламское наследие» Гейдар Джемаль умер в возрасте 69 лет в Алматы после продолжительной болезни.
Похоронили Гейдара Джемаля на небольшом кладбище близ микрорайона Баганашыл. Церемония прощания состоялась ранее в Центральной мечети города. Попрощаться с Гейдаром Джемалем пришли десятки человек. Представители местных властей, Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) на похоронах замечены не были. Местные СМИ передавали в понедельник, что тело Джемаля предадут земле в Кенсае, где похоронены многие известные люди, однако похороны прошли на небольшом кладбище в верхней части города.
Напоминаем, что Гейдар Джемаль был одним из инициаторов создания в России координационного совета «Левого фронта», участвовал в «Маршах несогласных». В 1999 году принимал участие в выборах в Госдуму. В 2010 году он подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Вот что написал Максим Шевченко – российский журналист и телеведущий, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о Гейдаре Джемаль (novayagazeta.ru):
«Он был выдающимся человеком, который говорил власти правду в глаза. Человеком, который никого не боялся, кроме Бога. Он был мусульманином, он выступал за права всех людей, особенно за права мусульман как наиболее униженной части современного человечества, подвергающейся войнам, репрессиям, расправам и террору.
Гейдар был великолепным поэтом, он выпустил несколько сборников стихов – очень сильная, оригинальная и необычная поэзия. Он написал много книг по философии и современной прикладной политологии.
Гейдар Джемаль отличался тем, что само его присутствие завязывало интеллектуальную дискуссию. И те, кто его любил – а таких было очень много, потоком идут соболезнования и слова любви, – и те, кто его не любил, таких тоже не мало, – потеряли очень важного человека.
Он всегда шел навстречу, в схватку, не уходил от боя, хотя был очень деликатным человеком. Меня всегда поражала в нем его джентльменская манера даже со злейшими врагами все равно обходиться деликатно, твердо и принципиально. Там, где был Гейдар, как будто образовывалось завихрение времени: образовывались смыслы, образовывались дискуссии, образовывалось пространство диалога и развития. Его могучий интеллект создавал движение в этом мире, который давно уже напоминает стоячее болото, – Гейдар до последнего момента двигался и шел через эту стоячую воду.
Он работал, уже будучи не в силах подняться с кровати, все равно писал и диктовал книги. Он знал, что смерть приближается, и пытался успеть дописать несколько книг одновременно. Я думаю, что после его смерти мы – его друзья и ученики – все издадим. Все, что он наработал, очень важно для интеллектуальной мысли на русском языке.
Гейдар был мусульманином и азербайджанцем, сыном тюркского народа и гордился этим. Поэтому то, что он умер в Алма-Ате – в колыбели тюркского мира, – это как-то провиденциально. Он поехал туда лечиться, там и ушел из жизни, и похоронен на Алматинском кладбище, ведь по исламским обычаям надо похоронить человека там, где он и умер. Гейдар будет лежать в предгорьях Алатау с видом на великолепные горы Азии, которые он так любил и которым он посвятил свою молодость».
Прощай, сын тюрков!
«D»