«ОНКОЛОГ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ» требует от редакции 10 миллионов тенге…

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №1 (413) от 11 января 2018 г.

 

 

Вместо опровержения

 


 

Накануне Дня независимости Казахстана наша редакция получила ответ от министра здравоохранения РК Ержана Биртанова на статью «РАКОВОЕ преследование: кто прав?», опубликованную 25 октября 2017 года. Чуть позже – досудебную претензию от директора Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии (КазНИИОиР) Диляры Кайдаровой. Глава НИИ сочла, что статья оскорбительна для ее репутации, и потребовала от редакции опровержения и возмещения морального вреда в размере 10 млн тенге. Без суда и следствия! Вот и нам пришлось возвращаться к ранее уже напечатанной теме.

Редакция

 

Обвинения журналистов и СМИ в клевете, оскорблении чести и достоинства, многомиллионные судебные иски, отправление представителей «четвертой власти» в места не столь отдаленные в современном Казахстане стали чуть ли не национальным трендом. Этому в большей степени способствуют уголовное и гражданское законодательство, репрессивный Закон о СМИ, превративший журналистику в статистику, лишивший журналистов права не только анализировать и комментировать факты и события, но даже думать вне пределов высказываний кого бы то ни было, особенно лиц, представляющих государственную власть.

По содержанию претензии г-жи Диляры Кайдаровой, наше издание тоже, оказывается, не должно «сметь свое суждение иметь». При этом директор НИИ пытается оказать на редакцию прямое давление авторитетом своей значимости в мировом сообществе онкологов. Она так и пишет: «…я зарекомендовала себя как …высокий профессионал, онколог с мировым именем…». Да пусть простит редакцию «D» г-жа Кайдарова, но в списках профессионалов-онкологов с мировым именем ни на одном сайте, в том числе международном, мы так и не нашли ее фамилию: информации на эту тему – никакой.

Г-жа Кайдарова, полагаем, наверняка запамятовала, что ее пришествию на должность директора КазНИИОиР косвенно способствовало наше издание. Освежим ее память: с конца 2015 года «D» опубликовал серию статей, разоблачающих коррупцию, вымогательство и всякие иные нехорошие дела в этом онкологическом госучреждении. Последняя так и называлась – «Рецепт кадровой сытости» (28.04.2016 г.). Цитирую отрывок из нее:

«Две недели назад в Астане состоялось расширенное заседание коллегии Министерства здравоохранения и социального развития с участием вице-главы правительства Казахстана Дариги Назарбаевой. А еще до этого депутаты мажилиса прошлого созыва на одной из публичных встреч с чиновниками от Минздрава говорили: «В стране наблюдается острый дефицит кадров. На сегодняшний день мы имеем всего 44 специалиста в области онкологии и радиологии вместо необходимых 150».

Возможно, ситуация с кадрами в онкологической службе Казахстана с тех пор «пошла на поправку», но не думаем, что существенно. О дефиците специалистов-онкологов продолжают говорить на всех форумах. Причина не только в непривлекательности сферы. Как говорится, что имеем – не храним, потерявши – порой даже не плачем. Вместо чиновников Минздрава, курирующих кадровые вопросы, плачут онкобольные».

В качестве примера привели судьбу действительно признанного мировым сообществом онкологов доктора медицинских наук, профессора Жениса Сариева, принципиальность которого оказалась не «ко двору» прежнего руководства КазНИИ. В опале оказался не только он.

Факты, приведенные в серии публикаций, не были высосаны из пальцев их автора, а были взяты из актов проверок органов финансовой полиции, прокуратуры и КНБ. К сожалению, виновные в «кадровом голодоморе» остались безнаказанными. Генпрокуратура отмахивается от нас отписками.

 

Доктор медицинских наук Диляра Кайдарова возглавила КазНИИОиР после проверки Минздрава по следам наших публикаций. Не успела воссесть на трон – стала академиком НАН РК. Впрочем, внимательный читатель «D» наверняка помнит подробности этого взлета в ее научной деятельности: (цитируем «Раковое преследование…»: «…во время выборов в Академии наук один из патриархов отечественной медицины спросил у нее: «Сколько докторов и кандидатов наук Вы подготовили?». Таковых у Кайдаровой не оказалось». Некоторые действующие члены НАН РК тогда отказались участвовать в псевдовыборах кандидатов в академики.

Тем не менее, Кайдарова в своем опровержении без тени подобающей скромности истинному интеллигенту пишет о себе: «…я зарекомендовала себя как …высокий профессионал с мировым именем…». Да, Диляра Радиковна – член Европейской ассоциации по борьбе против рака шейки матки (ЕССА), Международного союза по борьбе с раком (UICC), Евразийской федерации онкологии (EAFO), Европейского общества медицинской онкологии (ESMO), Американского общества клинической онкологии (ASCO) и т.п. Но означает ли штатное членство от Казахстана в международных организациях мировую известность того или иного специалиста в своей сфере? Вряд ли.

Главное, на чем акцентировал внимание автор статьи «Раковое преследование…», – это тот факт, что пациенты отделения маммологии КазНИИ выразили свой протест против преследований Кайдаровой заведующую отделением Шынар Талаеву.

«Кайдарова очищает институт от прежних кадров, назначая «своих» врачей без ученых степеней в руководящий состав научно-исследовательского института, пришедших из Алматинского городского диспансера, где до этого главным врачом была Кайдарова. За неполный год, как Кайдарова стала директором института, уже 21 высокопрофессиональный специалист КазНИИОиР был вынужден покинуть его. А попавшая в немилость директора Шынар Талаева – доктор медицинских наук, в совершенстве владеет английсим языком, обучалась на зарубежных курсах и имеет несколько зарубежных сертификатов по лечению маммологических больных», – рассказали пациенты в своем обращении к министру здравоохранения, копию которого прислали в редакцию нашей газеты. Вместо того, чтобы провести служебное расследование, министр спустил письмо тому, на чьи действия они жаловались, – самой Кайдаровой.

 

Напомним: в сентябре т.г. в КазНИИОиР была отключена холодная вода, и некоторые пациенты отпрашивались домой под свою личную ответственность. «Но 12 и 13 сентября текущего года, в период с 20.00 до 22.00 часов администрацией КазНИИОиР во главе с директором Кайдаровой Д.Р. … были проведены проверки наличия пациентов в своих палатах. Так, в ходе проверки уже отдыхающих пациентов (даже послеоперационных, с остаточным наркозом) будили, поднимали с постели и подвергали допросу. Более того, администрация настойчиво просила сделать заявления о наличии случаев вымогательства со стороны врачей. …подобные действия администрации приводят к противопоставлению пациентов и врачей, пациенты выступают этаким «яблоком раздора», по вине которых наказывают ни в чем не повинных врачей. …По результатам проведенной проверки руководство КазНИИОиР незаслуженно наложило дисциплинарные наказания на заведующую центром Талаеву Ш.Ж. и врача Манашеву А.С.», – сообщили пациенты. К слову, если верить подписантам, «царское» ли это «дело» – среди ночи директору ходить по палатам и считать пациентов по головам?

Предав огласке их письмо, редакция обратилась к министру Биртанову с тем, чтобы данную публикацию он воспринял как редакционный запрос. Ответ был дан в срок, определенный Законом о СМИ.

Как пишет министр, 26 октября 2017 года специалисты Минздрава проверили факты, изложенные в письме пациентов, с выездом в КазНИИ. «Изложенные в Вашем обращении доводы не нашли своего подтверждения», – говорится в ответе. Было бы удивительно, если бы они подтвердились.

 

Что касается увольнения 21 специалиста КазНИИОиР. «За период с 05.05.2016 года по 31.10.2017 года расторгнуты трудовые договора и уволилось 32 врача и специалиста с высшим образованием, все по собственной инициативе. В этот же период принято на работу 43 врача и специалистов, в том числе 4 доктора медицинских наук, 6 кандидатов меднаук и 2 кандидата биологических наук», – сообщает министр.

Странной кажется не столько статистика, сколько логика. Во-первых, неужто министра не смутило то, почему это вдруг КазНИИ покинули 32 врача и специалиста, наверное, проработавшие там не один год, и не кроется ли на самом деле под пресловутой «собственной инициативой» «добровольно-принудительное» их волеизъявление по совету нового руководителя? Во-вторых, откуда вдруг дружно перевелись в КазНИИОиР еще большая сонма врачей и специалистов-онкологов из других медучреждений? Не из онкоцентра ли южной столицы, которую возглавляла Кайдарова? Если это так, то как же с указанием главы государства «не тащить за собой прежнюю команду»?

Однако вернемся к ответу министра Биртанова. Проверяющие Минздрава выявили факт нарушения его приказа о требованиях при оказании стационарной помощи, при этом сослались на итоги внутреннего аудита, проведенного в КазНИИ. Так, в то время, как пациенты Отеулова, Балтабаева, Турганбаева, Умарова и Камалова (авторы письма) отпускались домой на несколько дней, медперсонал ежедневно заполнял дневники осмотра, подавались порционные требования на питание отсутствующих пациентов. То есть налицо фальсификации.

Что же касается проверки администрации во время сна пациентов, допроса и требований написать заявления о вымогательствах, то, сообщает министр, «пациенты не могут являться свидетелями, так как они сами отсутствовали на момент проведения проверки». Как итог заседания дисциплинарной комиссии по материалам служебного расследования – козлом отпущения стала Шынар Талаева. Что, впрочем, для нас тоже не стало удивительным, если учесть конфликтные отношения ее с Кайдаровой. Как известно, у сильного всегда бессильный виноват. Шынар Талаева была вынуждена уволиться из КазНИИОиР – тоже якобы «по собственной инициативе».

 

Однако вернемся к досудебной претензии директора КазНИИ онкологии и радиологии. Как пишет она, публикация в нашей газете «является фактором, существенно затрудняющим поддержание моего реноме, и может неблагоприятно отразиться на моей дальнейшей карьере». Спрашивается, каким образом одна публикация, поводом для которой стало обращение простых больных, подчеркиваем, в негосударственном издании может подпортить реноме и неблагоприятно сказаться на карьере «высокого профессионала с мировым именем»? Знать, такой «профессионал»?

Требуя опровержения, г-жа Кайдарова одновременно требует возмещения якобы причиненного ей морального вреда в сумме не много, не мало – 10 млн тенге. В противном случае, дословно – в случае отказа от добровольного возмещения вышеуказанной суммы грозится судебным иском, издержками, связанными с услугами ее адвоката, и даже арестом имущества редакции.

По мнению уже наших адвокатов, это уже попахивает шантажом или вымогательством со стороны «онколога с мировым именем»…

Но вот что парадоксально во всей этой истории. 27 декабря ушедшего года авторитетное жюри Национальной премии «Народный любимец-2017» в составе таких известных и уважаемых в стране людей, как Ирак Елекеев, Айгуль Соловьева (экс-депутаты парламента РК), Бирганым Айтимова, Серик Сейдуманов и Серик Сапиев (депутаты мажилиса РК), общественные деятели Галым Байтук, Ырза Турсынзада и Динара Сатжан – бизнес-леди; Эдьдар Жумагазиев – заместитель председателя правления НПП «Атамекен»… лауреатами в номинации «Лучший врач» назвали Шынар Талаеву и Ержана Шаяхметова. Торжественная церемония награждения пройдет в начале 2018 года. Таким образом гонимый директором института Хайдаровой экс-заведующий отделением, доктор медицинских наук Шынар Талаева признана «Лучшим врачом-2017»…

Сырым ДАТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн