«Общественная позиция»
(проект «DAT» №25 (389) от 29 июня 2017 г.
Чиновничья «шизоидность»
Вспомнила старое – «интересно девки пляшут». Точно так же интересно «пляшут» наши чиновники вокруг Закона о мирных собраниях, митингах и шествиях.
Около года назад правление Общества защиты потребителей (далее – ОЗП и то же самое, что КСК) «ЖК «Коктем» провело собрание собственников квартир. В повестке – задолженность по ОДН в размере более 2 млн тенге. Присутствовали участковый полисмен, представитель Сары-Аркинского акимата г.Астаны. Очень грамотные разъяснения дала юрист ТОО «АстанаЭнергоСбыт». Приняли решение собрать с каждой квартиры по 2,5 тыс. тенге, чтоб погасить задолженность, которая, по большому счету, образовалась за счет собственников квартир – злостных неплательщиков членских взносов в ОЗП. Такой целевой сбор провели впервые за 10 лет существования ЖК. Никто не возражал, кроме одного собственника, который представляется сотрудником КНБ в отставке. Задолженность перед ТОО жители погасили, таким образом удалось избежать ареста расчетного счета ОЗП в период подготовки к предстоящему отопительному сезону. Зато по судам «АстанаЭнергоСбыт» «затаскал» этот самый «отставник» – якобы целевой сбор неправильно посчитали. Точка над «i» в судебных тяжбах еще не поставлена.
6 мая этого года, согласно Уставу, правление ОЗП провело отчетно-выборное собрание. За неимением собственного помещения, которое вместило бы большое количество людей, местом проведения собрания стал общий домовой двор. Территория большая и прекрасно благоустроенная. «Отставник» посчитал собрание незаконным и опять настрочил жалобы: якобы правление нарушило Закон о мирных собраниях, митингах и т.п.
На днях председатель правления ОЗП Гульбаршин Буршакпаева получила ответ на жалобу «отставника» за подписью руководителя управления внутренней политики акимата г.Астаны Ерлана Каналимова. На почти двух страницах формата А-4 он растолковал суть ст.2 Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций в РК» и отослал правление ОЗП к решению столичного маслихата от 23.09.2013 г., согласно которому мирные собрания и т.п. должны проводиться с разрешения акимата в сквере на пересечении улицы Пушкина и проспекта Құдайберді или на площади в северо-западной части парка «Жерұйық-1». Отметил, что данное требование не распространяется на собрания и митинги, если они проводятся в закрытых помещениях.
То есть, следуя логике госчиновника, все свои собрания ОЗП за неимением своего помещения должно проводить где угодно, но не в своем дворе, да и то с разрешения акимата, или же арендовать помещение для этих целей. Что это, если не абсурд?
Во-первых, расстояния между ЖК «Коктем», который находится на ул.Кумисбекова, и указанными территориями, – «дистанция огромного размера», а точнее – они находятся у черта на куличках. Как себе это представляет г-н Каналимов – совершенно непонятно, если на собрания ОЗП приходят от силы 40–50 собственников квартир из более 400. Да и то часть квартир хозяева сдают в аренду, а некоторые из них фактически в Астане не проживают.
Неужто Каналимов думает, что эти 40–50 собственников, побросав все дела, высунув языки и сломя головы, в любое время года и при любой погоде помчатся к черту на куличках, чтобы обсудить общедомовые проблемы? Причем на перекладных – от ЖК до разрешенных территорий не идет ни один автобус, а личный транспорт имеется не у всех.
Во-вторых, и впрямь, «интересно девки пляшут»: общедомовые собрания в присутствии представителей госорганов (акимат, жилинспекция и т.д.), проводившиеся 10 лет во дворе ЖК, не считались незаконными и разрешения акимата для этого не требовалось. Тем более, что отчетно-выборные собрания проводятся не только согласно Уставу ОЗП, но и по специальному графику акимата, о чем ОЗП, как и все столичные КСК, потом отчитывается перед ним, хотя по закону оно не обязано этого делать. То есть в течение 10 лет общедомовые собрания на территории ЖК, в том числе с участием госчиновников были законными, а стоило «отставнику» в погонах сотрудника КНБ (если вообще они у него есть) написать жалобу, – главный идеолог Астаны тут же взял под козырек: правление ОЗП нарушило Закон о мирных собраниях.
В-третьих, для аренды закрытого помещения у ОЗК денег нет. В ЖК есть собственники квартир, которые, даже несмотря на решения судов, не платят взносы на общедомовые нужды уже 10 лет, хотя всеми услугами пользуются. Об этих нюансах финансовой стороны г-н Каналимов подумал, прежде чем сочинять предписание?
А теперь вернемся к главному вопросу: в чем суть противоправных действий правления ОЗП? И при чем здесь Закон о митингах и шествиях, который по своей сути регламентирует порядок для политических и других массовых акций, куда, как правило, граждане выходят с плакатами и другой атрибутикой таких мероприятий?
Отправляя предписание ОЗП, на наш непредвзятый взгляд, главный столичный идеолог сам нарушил п. 2 ст.5 Конституции РК, которая гласит: «…Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства…». А ОЗП и есть то самое общественное объединение, в чьи внутренние дела явно вмешался руководитель управления внутренней политики акимата.
А вот как прокомментировал создавшуюся коллизию председатель РОО «Союз защиты потребителей и предпринимателей «Общественный защитник» Виктор Сыздыков: «Если государственный чиновник не знает Конституцию, то ему там не место. Кроме того, согласно ст.5 Закона о жилищных отношениях, органом управления дома или объекта кондоминиума может быть любое объединение, не запрещенное законодательством Республики Казахстан, которое является органом управления домом по решению жителей. В Астане таких объединений с различными формами управления, в том числе КСК, как минимум 600. Деятельность органа управления объекта кондоминиума, членами которого являются собственники квартир ЖК «Коктем», регламентируется Законом о жилищных отношениях, где прописано все, в том числе порядок проведения собрания. Там нет ни слова о том, где должно проводиться собрание. Двор – это тоже собственность жителей, он вошел в стоимость квартир, которые они выкупили. Земельный участок, который в свое время был выделен застройщику в границах для строительства ЖК, – тоже. Его стоимость вошла в тот пакет денег, которые они заплатили за свои квартиры. И согласно ст.1 Закона о долевом участии в жилищном строительстве, одновременно с правом собственности на квартиры они получили право собственности на долю в общем имуществе объекта кондоминиума. Что закреплено также в Законе о жилищных отношениях, где написано: общее имущество и придомовой земельный участок принадлежат собственникам квартир на правах общей долевой собственности. То есть это право закреплено законодательно. Полное право собственников квартир – проводить собрания на территории своего двора. Поэтому собрание никак не может считаться нелегитимным».
До того, как эта статья появилась в нашей газете, ее сокращенный вариант «повесила» в «Фейсбуке» в группе «Астана. Что, где, когда?». Ситуацию прокомментировали многие пользователи соцсети. Примечательный, на наш взгляд, комментарий экс-депутата мажилиса парламента РК Айгуль Соловьевой: «По закону, существуют понятия сход и собрание. О Аллах, действительно, «интересно девки пляшут!». Бывший служивый, выходит, «шизоидно» интерпретировал закон, а акимат вообще запутался в НПА (нормативно-правовые акты – Ред.)?».
И последнее. Если Закон о мирных собраниях, митингах и пр. все-таки действительно обязателен и для КСК, то парламент (или правительство) должен немедленно инициировать поправки и уточнения в существующий закон. Иначе от чиновничьего абсурда легко дойти до маразма.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»
г.Астана