ПОЧЕМУ ПРОФЕССОРА ПОСАДИЛИ НА 12 ЛЕТ?

«Общественная позиция»
(проект «DAT» №20 (384) от 25 мая 2017 г.
Репрессия: вчера и сегодня

ПОЧЕМУ ПРОФЕССОРА ПОСАДИЛИ

В 2010 году Саята Ибраева – выпускника алматинского физмата, МГУ, сотрудника института математики Академии наук, заведующего кафедрой механики и математики Казахского политехнического института, стипендиата самой престижной в мире награды для молодых ученых – премии Гумбольта в области механики и математики, осудили на 12 лет лишения свободы за создание ОПГ. Ученого обвинили в лишении свободы лиц с наркотической зависимостью, которых он лечил при помощи традиционной мусульманской практики – суфизма.

Корреспондент портала Exclusive поговорил о судьбе перспективного ученого с академиком математических наук Аскаром Джумадильдаевым. «Саята я знаю очень хорошо – это большой научный талант, владеет казахским, немецким, английским и русским языками», – сказал Джумадильдаев.
«Однажды со свойственной ему педантичностью он начал изучать религию и пришел к выводу, что казахам нужно возрождать свои религиозные традиции, которые проповедовали ученые и просветители Абу Наср аль-Фараби, Кожа Ахмет Яссауи, Абай, Шакарим и депутат мусульманской фракции Государственной думы Российской империи Алихан Бокейханов. Я ему тогда говорил: «Не увлекайся чересчур религией, занимайся наукой. Религия – это скользкий путь», – вспоминает академик.
«Он никого не убивал, не готовил и не делал терактов, все это началось после его ареста, а теперь – сколько убийств и взрывов со стороны религиозных экстремистов, разве среди них есть суфии? Нет – все салафиты, все бородачи», – недоумевает Джумадильдаев.
«Саята посадили в тюрьму по обвинению в создании организованной преступной группировки, его ненавидели представители нетрадиционных религиозных течений, разные ваххабиты, салафиты и им подобные «-иты». Саята посадили в тюрьму, чтобы дать возможность салафитам разъедать наше общество. Он вел передачи на казахском телевидении, был очень популярным. И до сих пор среди казахской молодежи его популярность все еще очень высока, потому что он говорил естественные вещи, ссылаясь при этом на Абая, Шакарима. Он говорил, что казахам не нужно носить паранджу и короткие штаны. Всей этой показухи не было у тюрков», – говорит Джумадильдаев.
«Ему дали 12 лет лишения свободы за то, что он лечил наркоманов при помощи суфийских духовных и телесных практик. Меня удивляет одно: убийц Алтынбека Сарсенбаева, осужденных на 20 лет, уже выпустили условно-досрочно, а ученого, указывавшего на угрозу национальной безопасности, держат от «звонка до звонка». С 2010 года прошло несколько амнистий и не по одной из них Саяту не снизили срок. При этом, сидя в тюрьме, не имея под рукой ничего, кроме бумаги, и всего два часа в день, отведенных по режиму на личное время, он выпустил две монографии по механике и математике», – уточнил Джумадильдаев.
Академик не хочет называть имена, но категорично говорит, что покровители и адепты салафии есть среди депутатов, членов правительства и сотрудников силовых структур, вплоть до спецслужб. По мнению ученого-коллеги, враги Саята Ибраева опасались конкуренции со стороны научно обоснованного подхода к изучению казахской религиозной традиции, чтобы у салафии не было альтернативы в виде традиционного ислама.
Что же конкретно транслировал руководитель алматинского филиала общественного объединения «Сеним. Билим. Омир», лидер и член суфийского течения Казахстана Саят Ибраев? Приведем несколько публичных высказываний ученого-математика. «Қазiр елiмiзде уахабиттер, салафиттер, басқа да «иттер» қаптап кеттi» – «Сейчас нашу страну заполонили ваххабиты, салафиты и другие «-иты»», – сказал ученый в 2008 году в своем выступлении в интеллектуальном клубе «Абжад». В данном выражении есть игра слов: «ит» по-казахски – «собака», в исламской традиции собака считается нечистым животным, а также есть специальное клерикальное понятие «адские псы», или «собаки ада», обозначающее фанатиков, выступающих против легитимной власти под религиозными лозунгами.
Саят Ибраев не остановился на общей характеристике проблемы проникновения в страну чужеродной и деструктивной идеологии, он также отметил, что «в Казахстане вахабиты не только ходят по улицам, но они есть и в парламенте, и на ступенях власти» – «Қазақстанда уахабиттер тек көшеде ғана жүрген жоқ, парламентте де, билiк сатыларында да отыр».
Приведем еще одну цитату Саята Ибраева из материалов конференции, состоявшейся в городе Семей в 2008 году под названием «Религиозный экстремизм в контексте национальной безопасности Республики Казахстан».
«…Уже сегодня значительная часть молодежи, идентифицирующая себя с исламской культурой, подвержена влиянию фундаментализма как восточной формы глобализма.
А вот лозунги новоявленных религиозных хунвейбинов: «Мы не казахи, мы мусульмане!», «Нам Родина не нужна, наша Родина – жаннат (рай)!», «Признание Конституционного строя, признание нешариатской (светской) формы правления – это «скрытое многобожие» (ширк, то есть несмываемый грех)!», «Уважение к Президенту, к представителям законной власти – тоже ширк! Уважение к государственным символам – ширк!», «Совершение насилия над неправоверным – халял (допустимо шариатом)!», «Всех людей такфиры и салафиты делят на мусульман и немусульман, причем «мусульмане – только те, которые читают намаз, а те, кто не читает намаз – не являются мусульманами, то есть являются кафр (неверными)!», «Всякое почитание святых и великих сынов народа – многобожие и ширк!», «Посещение могил святых – ширк!» (тем самым весь народный фольклор, жыр-дастаны являются пропагандой многобожия), «Отмечать сорок дней и годовщину после смерти – грех!». А в случае развертывания экстремистами вооруженных действий эта часть молодежи готова воевать на стороне «правоверных» братьев из заграницы против своих «неверных» братьев».
События последних лет, пока Саят Ибраев находится в заключении, доказали правоту ученого, который еще 8 лет назад предупреждал, что несет с собой салафия: раздор, агрессию, экстремизм, насилие и террор.
Манас БИСТАЕВ
Еxclusive.kz

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн