«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.
«Дело Матаевых»
По сообщениям СМИ, постановление апелляционной коллегии суда г. Астаны по делу Сейтказы и Асета Матаевых огласят 9 декабря. «Коллегия удаляется в совещательную комнату, оглашение судебного акта состоится ориентировочно 9 числа в 11 часов», – сказала председательствующий судья апелляционной судебной коллегии суда столицы Алма Есымова на заседании суда во вторник. «Если по каким-то объективным причинам время оглашения будет изменено, то секретарь судебного заседания вам сообщит», – добавила она.
В современном Казахстане решение апелляционного суда – процесс предсказуемый. За редким исключением суды придерживаются неписаной установки – «ворон ворону глаз не выклюет». Именно по этой причине перенос оглашения дальнейшей судьбы отца и сына Матаевых обращает на себя и без того пристальное внимание общественности и международных организаций.
Но что бы значила реплика судьи Есымовой: «Если по каким-то объективным причинам время оглашения будет изменено, то секретарь судебного заседания вам сообщит»?
Позволим себе хотя бы вкратце порассуждать на эту тему.
В нашей стране объективной причиной для Фемиды может стать только воля президента. Видимо, переговорный процесс по дальнейшей судьбе журналистской династии, которому задают тон приближенные главы государства, еще не завершен. И обнадеживает то, что вердикт апелляции оттянули до пятницы…
Будь Матаев-старший рядовым журналистом, все давно бы решилось по обкатанной схеме. А тут фигурант дела как-никак – первый пресс-секретарь первого президента Казахстана, председатель Союза журналистов Казахстана и президент Национального пресс-клуба, филиалы которого он сумел организовать почти во всех странах Центральной Азии, что не удалось сделать даже российским медиа-акулам, – человек, узнаваемый далеко за пределами нашей страны.
Судебная расправа над Максом Бокаевым и Талгатом Аяном, благодаря которым угроза «земли казахской» законсервирована на 5 лет, не говоря про Мамбеталина, Нарымбаева и других активных граждан, для которых давление со стороны власти стало как «С добрым утром!» – тоже не прибавляет авторитета. И все это происходит на фоне предстоящей Универсиады и EXPO-2017, что не может не ударить по имиджу государства и как минимум – формирует казахский тренд/вопрос – «перед людьми неудобно».
К тому же не стоит забывать о существовании пиар и политтехнологий. В истории немало примеров, когда новый человек, пришедший во власть, первым делом освобождает политзаключенных, зарабатывая себе на этом значимые политические очки. Нет ничего вечного, кроме Всевышнего. Именно поэтому рано или поздно в Казахстане это тоже произойдет. Макс Бокаев, Талгат Аян, Арон Атабек, Сейтказы и Асет Матаевы получат свой статус, который им присвоит ВРЕМЯ.
Не будем вдаваться в детали и описывать, кто за кем стоит в шахматной партии, в которой Сейтказы и Асет Матаевы и Бигельды Габдуллин являются лишь фигурами, устранение которых сузит количество ходов более сильных фигур на этой доске. Но очевидно одно, и оно понятно всем. Сегодняшняя правда в том, что, начиная от небожителей, заканчивая простыми гражданскими активистами, понимают и признают, что в нашей стране восход и закат солнца зависят только от президента Нурсултана Назарбаева. Нравится нам это или нет, но такова реальность.
В одном из своих последних интервью глава государства сказал, что молодое поколение называет его «Папой», и, кажется, это ему нравится. Поэтому тоже позволим себе назвать президента Назарбаева «Папой».
Так вот, когда он озвучил инициативу по амнистии заключенных в честь 25-летия Независимости, первая пришедшая в голову мысль, причем без всяких оттенков, была: «Ай да, Папа! Надо же так продемонстрировать свою силу и строгость, а потом взять и простить своих детей-проказников. Как после такого можно на него обижаться!». Однако последующие уточнения Генеральной прокуратуры относительно предстоящей амнистии развеяли все надежды.
Что мы получим в реальности от нынешней амнистии, в которую не попадут ни Матаевы, ни экс-премьер Серик Ахметов, ни генерал Джуламанов? Ничего, кроме роста преступности и негативных настроений в обществе к действиям власти в отношении своих оппонентов.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что общество, которое пребывает в полусогнутом состоянии, никоим образом не восприняло бы освобождение Матаева, Бокаева, Аяна и Атабека за слабость власти и тем более не трубило бы о том, что чудо произошло из-за оказанного давления со стороны международных организаций, которые уж точно не имеют никакого влияния к казахстанским метеополитусловиям. Если все же президент Назарбаев вмешается в ситуацию, для чего достаточно всего лишь его воли, то поступок строгого и всепрощающего «Папы» был бы высоко оценен даже теми, кто не испытывает любовных чувств к нынешней власти. И это смыло бы многие негативные настроения или, как говорят казахи, «талай нәрсені жуып-шайып кетер еді».
В деле Матаевых до пятницы, то есть завтра, придется подождать Папу. Что он велит…
Димаш АЗАМАТОВ