«Общественная позиция»
(проект «DAT» №02 (273) от 15 января 2015 г.
Футбол: провал за провалом
Не успел еще новоиспеченный президент ФФК Ерлан Кожагапанов обустроиться в своем офисе, как из Санкт-Петербурга пришли плохие новости. Новый год казахстанский футбол начал с позорного выступления нашей юношеской сборной (U-18) на Мемориале Гранаткина. Эта тема сейчас одна из самых обсуждаемых среди болельщиков и специалистов. За эти дни приходилось общаться и с казахстанскими тренерами, и с игроками, и с ветеранами, и с победителями этого престижного турнира в составе юношеской сборной СССР, и с болельщиками. После интересных откровений с просьбой не называть свои фамилии, получился материал, из которого станет ясно, почему мы опозорились в Санкт-Петербурге.
Позор сборной Казахстана на международном Мемориале Гранаткина – плоды непрофессионального управления чиновников ФФК. Это камень не только в огород нынешних функционеров федерации, но и бывшего президента федерации Адильбека Джаксыбекова и тех, кто работал при его покровительстве.
Именно руководство Федерации футбола должно понести ответственность за позор Казахстана на международной арене. Новому президенту ФФК Ерлану Кожагапанову, который только приступил к своим обязанностям, уже хватает проблем, а тут еще такой «подарочек»! Первое, что ему необходимо сделать, – провести детальный разбор полетов в составе своего ведомства и определиться: кто достоин трудиться на благо казахстанского футбола, а с кем лучше расстаться. И пусть отправной точкой станет провал в Санкт-Петербурге. А то мы уже по старой привычке слышим от тренеров, набившие оскомину оправдания и обещания: «…Мы смогли посмотреть всех наших ребят в деле, дали возможность проявить себя ближайшему резерву…
Сделаем выводы. Наши главные соревнования в этом году – отборочный этап чемпионата Европы. Все наши усилия направлены на подготовку к нему…». Слушая детский лепет тренера Сергея Тагиева, создается впечатление, что Казахстан приехал на международный турнир с целью… занять последнее место.
Зачем оправдываться? 18-е место на турнире наша сборная заняла по делу. Наши юноши во всех компонентах уступали соперникам, даже в последнем матче их обыграли россияне по возрасту на год младше. Как говорится – ни игры, ни результата. И так происходит в каждой сборной.
Сейчас в Казахстане болельщики и специалисты обсуждают бездарное выступление юношей и многие обвиняют проект в Бразилии, слабую тактику, состав и тренерский штаб. Виноваты все, но, наверное, не стоит рубить с плеча, а надо основательно разобраться в случившемся.
В первую очередь хотелось бы напомнить, что в 2013 году эта команда под руководством украинца Константина Фролова и его помощника казахстанца Александра Кузнецова демонстрировала результативную игру, были победы на международных турнирах. Наши юноши выиграли Кубок президента РК, а на турнире УЕФА «Кубок Развития» в Минске в финале они обыграли основной состав сборной России со счетом 2:1. Фролов, провалив свой первый официальный отборочный турнир Евро-2014, затем отказался от услуг Кузнецова, и в прошлом году, завалив все официальные и неофициальные соревнования, покинул страну.
- А почему бы не дать шанс казахстанцу, тому же Кузнецову, который хорошо знает ребят и внес большой вклад в победу на Кубке президента РК и над той же Россией? У ФФК на этот счет, видно, свое мнение. Россия, кстати, в данный момент стала победителем Мемориала Гранаткина. А у нас на этих соревнованиях выступало лишь четыре игрока из того победного состава.
С помощью своих собеседников выявлено пять причин провала. Итак, начнем по порядку.
- У ФФК нет системности
и последовательности в работе
Если в составе сборной во время побед в международных турнирах и отборе на Евро в 2013 году играл один состав, в который входило лишь четыре воспитанника академии «Оле Бразил», то на Мемориале Гранаткина их в заявке оказалось одиннадцать, данные факты можно проверить по заявочным листам на выше указанные турниры.
Разумеется, напрашивается вопрос к тренерам Сергею Тагиеву, Кайрату Аубакирову и директору Департамента сборных команд ФФК Владимиру Нидергаусу: зачем было менять кардинально уже наигранный состав команды, у которой был результат? А может, это сделано в пику новому руководству ФФК?
И еще вопрос. Кто понесет ответственность за вложенные финансы в игроков, которых обучали и которые получили огромный международный опыт за два года на УТС и в соревнованиях? Именно опыта так не хватает казахстанским юношам. Это одна из главных проблем нашего футбола, и появляется мысль, что кто-то за счет сборной, а точнее денег федерации хочет получить выгоду. Может, поэтому отбор в юношескую сборную прошел не по спортивному принципу. Злые языки утверждают, что на Мемориал Гранаткина в нашу сборную некоторые игроки попали по блату. Может это просто слухи, но судя по бездумной и нелогичной смене состава, а также – по беззубой и безвольной игре, невольно задумываешься о том, что дыма без огня не бывает. И разбор полетов должен быть строгим и жестким. Никто не будет вспоминать, что тренерский штаб и директор департамента всех сборных команд устроены на работу при бывшем генсеке ФФК Саяне Хамитжанове. «Единицу» будут ставить за работу господину Кожагапанову. Позор на Мемориале Гранаткина – тревожный звонок для нового президента ФФК.
- Бразильский проект – деньги на ветер
Когда пиарщики ФФК и их прикормленные СМИ расхваливали на всех углах проект обучения наших юных футболистов в Бразилии в малоизвестной академии «Оле Бразил», журналисты, ныне работающие в Sportinfo.kz, предостерегали о возможном крахе президентского проекта. Так оно и вышло. Первый выпуск оказался по большому счету «мертвым». О скандалах с набором в эту группу и ротацией в ней по блату и родственным связям писали многие СМИ. В итоге из 26 воспитанников 1994 года рождения заиграли в профессиональном футболе единицы и отнюдь не на уровне национальной сборной, как громко обещала ФФК. Стоит напомнить, что для обучения одного только ребенка в «Оле Бразил» из бюджета государства было выделено около 20 тысяч долларов в год. Теперь умножаем эту цифру на число ребят – 26 и на три года обучения. Получается, что затрачено свыше полутора миллионов долларов. Данный турнир также продемонстрировал в очередной раз низкую квалификацию игроков, проходящих обучение в Бразилии. Еще минус полтора миллиона долларов. Готовится к отправке за океан и третий набор. И уже никто не верит в этот проект. Вопиющий факт разбазаривания народных средств!
Деньги, вложенные в этих футболистов, выброшены на ветер, но это только полбеды. Если в Бразилию отбирают самых талантливых ребят, то мы теряем с этим «неэффективным» проектом целое поколение одаренных футболистов, так как система обучения в Бразилии на очень низком уровне. Если она передовая, то почему же казахстанские тренеры, работавшие за океаном, не распространяют среди коллег бразильские методики? Обратим внимание, что уже третью академию меняют казахстанцы, хотя договор был не с определенной академией, а конкретно нацелен на Бразильскую систему обучения, которая, как оказалось, малоэффективная. Это подтверждает и знаменитый футболист Кака, не так давно раскритиковавший всю систему обучения у себя на родине!
- «Бразильский футбол остановился в развитии, застыл во времени, – заявил Кака в интервью Globo Esporte. – Думаю, это связано с тем, что после пяти побед в чемпионатах мира люди считают, что мы на самом деле самые сильные. Нужно быть более открытыми новым знаниям. Мне бы хотелось, чтобы в Бразилии перестали потакать своим слабостям, забыли о достижениях и общались со всем миром…
Нужны еще какие-либо доводы? Не пора ли данный проект пересмотреть в пользу Европы, а еще лучше на эти деньги возродить отделения футбола в государственных спортивных интернатах.
Вот эти моменты должна и обязана контролировать и развивать ФФК.
- Футбольные центры
при антифутбольном подходе
Руководство федерации на каждом шагу кричит о создании футбольных центров и выдает этот проект как светлое будущее казахстанского футбола. Разрекламированная Концепция развития детско-юношеского футбола в РК 2012-2022 гг. якобы инициированная Адильбеком Джаксыбековым и в работе над которой приняли участие представители высшего менеджмента ФФК – кроме Саяна Хамитжанова и Анатолия Юревича, это – Мирослав Беранек, главный тренер национальной сборной и два вице-президента ФФК – Сеильда Байшаков и Виктор Катков, должна была, по словам Хамитжанова, превратить Казахстан в футбольную державу.
Все помнят громогласное заявление тогдашнего генсека ФФК: «…Уже через три года мы получим первые результаты значительных усилий, причем эти результаты будут вполне конкретными – наши юношеские сборные будут легко проходить квалификационные турниры чемпионатов мира и Европы в своих возрастах!». Три года почти прошло. Вот и первый результат не на официальном, но представительном турнире. Сборная Казахстана: 6 игр – 6 поражений, 4 мяча забито, 15 пропущено и итоговое последнее 18-е место. Комментарии излишни.
По мнению специалистов, на самом деле методика, которая применяется в центрах, вовсе не является немецкой, хотя всем твердят обратное. Инфраструктура центров ниже любого деревенского клуба Германии. Курируют наши центры белорусы и украинцы, за плечами которых нет опыта работы даже в среднем европейском детском клубе, не говоря уже о Германии. Так что детище белоруса Анатолия Юревича вряд ли даст плоды.
Да и у самого Юревича репутация не из лучших. Вот что о нем недавно сказал российский футбольный эксперт, ветеран сборной СССР Александр Бубнов:
- «…Его близко к этой должности (спортивного директора ФФК- прим. ред.) нельзя подпускать! Здесь надо более профессионального человека иметь, который сможет стратегический план разработать. А с Юревичем вы ошиблись. Его в Казахстан мог только заинтересованный человек порекомендовать, чтобы Юревич работал, а кто-то дивиденды получал… Юревич сам когда-то был тренером, но я что-то не припомню его громких успехов. Работал в маленьких командах, деревня, одним словом! Какой из него спортивный директор? С чего вы взяли, что он выведет казахстанский футбол на новый уровень? Деловар он, а не спортивный директор. Не тех людей вы приглашаете, не тех…».
Все ясно и понятно. Или будем продолжать трудиться по программе Юревича до 2022 года?
Федерации следует ужесточить требования по лицензированию клубов, где строго требовать наличие инфраструктуры для детской академии и отдельно команды мастеров. Центры должны иметь в своем расположении минимум пять стандартных полей, футбольный манеж, административное здание, гимнастические залы, восстановительный центр. А сами клубы должны финансировать щедро свой резерв. Выделять деньги на участие в турнирах и обучение тренеров на различных курсах. Если мы взяли на вооружение немецкую систему, надо уделять повышенное внимание всем аспектам развития и подготовки.
А что могут сделать тренеры на клочке поля 40 на 20 метров? Открывают эти коробки, и представители федерации с акиматами трубят, что открыли поле и это поможет развитию. Поля размером 40 на 20 – это не выход, да и хвастаться ими не стоит. Такие коробки стоят почти в каждом жилом массиве и дворе Турции и Узбекистана, а в Китае – в каждой школе. Во многих центрах на одном поле занимаются одновременно по четыре команды. Откуда тогда появятся у игроков физическое развитие, выносливость, дальние мощные удары по воротам, необходимое в футболе чувство времени и пространства, если они привыкают стоять на месте и играть в дыр-дыр? Эти проблемы решать нужно федерации, и у них есть рычаг давления. Это регламент по лицензированию клубов. Но, видно, не хватает ума или смелости ввести данный футбольный закон.
- Закрытие групп подготовки
и развал ДЮСШ
В то время, как во всех отчетах говорят об открытии 13 футбольных центров, никто не упоминает, что всего за несколько лет у нас перестали существовать профессиональные клубы, а вместе с ними их группы подготовки и детские школы. К примеру, мы потеряли ведущие академии «Казахмыс» (Сатпаев) «Цесна» (Алматы), детские группы команд – «Мегаспорт» (Алматы), «Иле–Саулет», «Ак-Булак» , «Сункар», «Гефест», на очереди возможно лишатся команд мастеров Темиртау, Каратау, Астана и другие города, но почему-то эти факты руководители ФФК не хотят замечать и говорить об этом. Почему никто не поднял вопрос о том, что необходимо сохранить юных футболистов и труд тренеров? Многие дети попросту ушли из футбола, а потом удивляемся, почему у нас такое мизерное число футболистов, и приступаем раздавать легионерам казахстанские паспорта.
ДЮСШ находятся в ужасном состоянии, нет контроля и системного обучения. Многое держится на энтузиастах-тренерах, которые не смогли попасть в число счастливчиков, приглашенных в футбольные центры, где достойная оплата труда. Это, наверное, единственное хорошо принятое решение ФФК. ДЮСШ находятся в управлении Министерства культуры и спорта и его подразделений, но и тут федерация должна наладить контакты и взять управление по развитию технической части. Необходимо разработать и внедрить единую систему подготовки футболистов. А в перспективе – Государственную программу развития футбола в стране.
- Легионеры – транжиры
Огромные финансовые средства из бюджета увозят легионеры из страны – футболисты, тренеры и их агенты. Инфраструктура находится в ужасном состоянии. Парадокс: на строительство баз и полей денег нет, но зарплаты легионерам мы исправно платим, и суммы бывают такие, что хватит на одну годовую зарплату легионера построить несколько футбольных полей и даже академию.
Тренеры-легионеры, которым доверяет руководство федерации, платя им при этом огромные деньги, мешают развиваться отечественным специалистам. Мизерное количество профессиональных клубов и наплыв иностранной рабочей силы оставляют без работы казахстанских специалистов. Не успели распрощаться с провалившими работу россиянином Соловьевым и украинцем Фроловым, как приглашаем очередного спасителя футбола из-за бугра, испанца Бакеса, который будет работать со сборной (U-17). Озвучьте сумму контракта и объясните: Зачем?
Имидж казахстанского тренера находится ниже уровня учителя физкультуры, но если посмотреть на работу иностранных специалистов и их результаты, то напрашивается вопрос: чем они лучше? Сейчас в ФФК повернулись лицом к казахстанским тренерам. Но при их выборе и назначении надо руководствоваться профессиональными качествами. В конце концов, устраивать конкурсы и открытое обсуждение программ кандидатов, чтобы общественность знала, что на важные должности в национальных сборных назначают тех, кто действительно болеет за дело и способен принести пользу, а не по звонку и знакомству.
А то ведь за годы правления предыдущего руководства ФФК казахстанские тренеры обрели комплекс неполноценности. Такая же картина происходит и с футболистами. Возможно, положение о воспитаннике казахстанского футбола начнет менять ситуацию в положительную для нашего футбола сторону. Хотя это решение ФФК половинчатое и трусливое.
- А почему бы новому президенту ФФК Ерлану Кожагапанову не начать свою работу с выявления всех легионеров с липовыми казахстанскими паспортами. Выявить, наказать, дисквалифицировать и очистить, таким образом, казахстанский футбол от мошенников-легионеров для наших воспитанников – настоящих казахстанцев.
Подводя итоги, отмечу, что за результат на турнире в Санкт-Петербурге должны отвечать игроки и тренерский штаб. Вина тут их очень большая есть, ведь именно тренер выбирает состав, а игрок должен стараться, выкладываться и добывать победу.
Но главные виновники позора – это руководство Федерации футбола, департамент всех сборных команд и координаторы Бразильского проекта. Именно они должны ответить за провал.
Новому президенту федерации Ерлану Кожагапанову на данный момент досталась от бывших руководителей в наследство неэффективная программа развития казахстанского футбола, которая негативно отражается на всех наших сборных. Может, необходимо выбрать другой, более эффективный профессиональный путь развития и самое главное – избавиться от сотрудников, загнавших наш футбол на последние места?
Гений ТУЛЕГЕНОВ,
футбольный обозреватель
«D»