(Продолжение. Начало в предыдущих номерах)
6. Слово Бурхан имеет и тюркское (бурный), и монгольское (бог) значения. Но Бурханом гора названа по имени своего хозяина. Если в одном варианте источника переведено: «отец Алун Гуа нашел приют у хозяина места Бурхана Босқасана Шинша Байана, выходца из рода ойранкай» (2 СИМ, с. 2), то в другом варианте имя хозяина сильно сокращено: «Шыншы Баян», а в третьем смысл совсем искажен: якобы отец Алун-гуа приехал беседовать с хозяином Бурхан-халдуна Шинчбаем, которого создал бурхан (1 СИМ, с. 24). Вот как нас переводчики заставили заблуждаться!
Но сегодня все это мы сможем исправить. Так, например, про племя ойранкай или урянкат, в Рашид-ад-Дине сказано, что «от рода вышеупомянутых Кияна и Нукуза» (т. 1, кн. 1, с. 156). «В эпоху Чингисхана из этого племени урянкат из старших эмиров был Джэлмэ-Уху» (там же, с. 152). «Эмир Субэдай-бахадур, который прибыл в Иран вместе с Джэбэ-нойоном, был также из (племени) урянкат» (там же, с. 159). Изнуренные продолжительной войной Джэбэ и Субэдай, когда брали Хорезм, сказали своему послу: «Теперь мы, освободив сердце от (заботы) о них, согласно требованию, которое было определено приказом Чингисхана, бог даст, сможем прибыть в Могулистан» (там же, с. 226). А родина урянкатов не в Хэнтэй, не в Хэрлэн, а в Бурхане, рядом с которым течет Тургень, находится лес Турген-тогай и «ныне называют Могулистан».
Рашид-ад-Дин пишет: «Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ в тех областях, которые ныне называют Могулистан» (Т. 1, Книга 1, 1952, с. 153). Еще он пишет: «Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешти Кипчака,<…> в пределах областей, которые известны (под названием) Туркестана и Уйгуристана,<…> в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана (т. е. страны монголов) и принадлежащих народу кераит, как то (по рекам и озерам) Онон, Кэлурэн, Талан-Балд-жиус, Буркан-Калдун, Кукана-Наур, Буир-наур, Каркат, Куйин, Эр-гунэ-кун, Калаир, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэ и Уткух, кои смежны с Китайской стеной» (Т. 1, Книга 1, с. 74). Хотя и здесь Могулистан отождествляется «со страной монголов», та страна никак не может быть смежной с Китаем.
А может быть, те племена, давшие миру Чингисхана, позже из Могулистана переселились в Монголию или наоборот? Нет. «Все народности по настоящее время сидели на всех этих местах по искони обусловленному (древним обычаем) постановлению» (Рашид-ад-Дин. «Сборник летописей», М.-Л., 1952, Т. 1, Книга 1, с. 74). И древний историк Кадыргали Косымулы Джалаир утверждает то же самое: «На земле Могулистана живёт общество Керей, дальше них Онан, Келуран, Талан Балнур, Қарқат, Кугей, Озгано, Калаир, Селенга, Баркужин Таркум, Калачин Алат и Онгуһ, а дальше них стоял Китайский курган» («Сборник летописей», в книге «Армысың, әз баба!», Талдыкорган, 2008. С.10). По данным древних и современных историков, в состав Могулистана земли нынешней Монголии никогда не входили. И все племена, называемые общим названием дарлекины, из которых вышли предки Чингисхана, были не монголы, живущие в МНР, а предки сегодняшних джалаиров, которые находятся в составе казахского народа.
Опять обратимся к книге Рашид-ад-Дина: «В ту пору из тех монголов, название которых джалаир – а они суть из дарлекинов – и обстоятельное изложение ветвей и разрядов (аснаф) племен, которых было дано, несколько племен обитало в пределах Кэлурэн, они составляли семьдесят куреней, эта (река) Кэлурэн близка к области Хитай. У жителей Хитай с ними (джалаирами) и с другими монгольскими племенами постоянно бывали войны и стычки» (т. 1, кн.2, 1952, с.18).
Здесь ясно указано, что между джалаирами и Китаем нет буферного государства, а между нынешней Монголией и Китаем тогда лежали государства Тангутов, Джурджэнэ и Тибетов, и они не могли «пос-тоянно воевать», минуя их. Кроме того, джалаиры сегодня в составе казахского народа занимают Балкашский, Коксуский, Ескелдинский, Кербулакский и Каратальский районы Алматинской области в бассейнах Балхаш – Иле – Каратал, вблизи Бурхана, Тургена, Аралтюбе и Капшагай. Не придавать этому значения, значит, пренебрегать доказательствами истории.
Про бежавшего сына Он-хана написано: «Он прошел через селение, называемое Ишик-баласугин (Маленький, т. е. кишик Баласагун у реки Шу – Б.Н.) и расположенное на границе безводной степи пределов Монголии (вилайат Могулистан), и ушел в область Бури-Туббэт» (там же, с. 134). Хотя переводчик опять Монголию называет Могулистаном, но Тибет и тогда, и сейчас находится между Могулистаном, Жетысу и Китаем.
Потомок Чингисхана Дайан-хаган, бежав от войска китайцев через Майн-тал (местность Иин-тал находится ниже Хоргоса – Б.Н.), «кочевал на Керулене… Дайан-хаган выступил в боевой поход на монголджинов и, быстро двигаясь, заночевал у брода на реке Тур-гень. Монголджины узнали, отправили войско и, прибыв, встретились (с ним) у реки Тургень. Долатский багатур из монголджинов Угурхэй велел трубить в большие трубы с правой и левой стороны, после чего напал. Воины и хаган растерялись. Во время того смя-тения, случившегося у реки Тургень, каурый конь с белой лысиной, на котором сидел верхом каган, упал в грязь» (Алтан тобчи. 1973, С. 281). Про племя дуклат (здесь – долат) Рашид-ад-Дин пишет: «В то время, когда Чингисхан воевал с племенем тайджиут, племя быо в союзе с Чингисханом и присоединено к его войску» (Т. 1, Книга 1, с. 193).
Выходит, долаты (дулаты) жили вместе с Чингисханом. Тогда и река Тургень должна находиться там, где жили тайджиуты и долаты. В «Атласе Туран в старинных картах» указана могила Дулата при впадении реки Каратал в Балхаш. А могила Диханбая, внука Самен батыра из рода дулат указана там же у реки Или («Атлас…», с. 440, 441). А Капал тоже является батыром племени дулат. Также знаменитый казахский Толе би тоже родился на востоке Алакуль. Все эти факты нам дают основание предполагать, что дулаты и джалаиры издревле жили вместе в Могулистане. Для историков не секрет, что во времена Тимура Могулистаном правил Камараддин из племени дулат.
Мирза Мухаммед Хайдар Дулати, казахский историк, родившийся в Могулистане, пишет: «Когда он (Улугбек – Б.Н.) достиг окрестности Шу, одной из известных местностей Могулистана, то эмир (Худайдад), бежав, примкнул к Мирзе Улугбеку» (Тарих-и Ра-шиди, Алматы, 1999, с. 99). «Моголы называют Тараз «Йанги». Этот Йанги точно расположен в Могулистане» (там же, с. 423). «В те дни Абулхаир хан целиком овладел Дешти Кипчаком. Он нападал на султанов-джучидов – Джанибек хан и Кирей хан бежали от него и прибыли в Могулистан. Исен Буга хан хорошо принял их и отдал им Козы Басы, которое находится на западе Могулистана, на реке Шу» (там же, с. 108).
Как видите, и первое ханство казахов образовалось в Могулистане. «… та территория, которую сейчас называют Могулистан, в длину и ширину составляет семи-восьмимесячный путь. Ее восточная граница примыкает к земле калмаков – Барскул, Эмель и Иртыш. На севере примыкает с Кокше-Тенизу, Бум Лишу и Караталу, на западе граничит с Туркестаном и Ташкентом, на юге с Ферганой, Кашгаром, Аксу, Чалишем и Турфаном. Из этих четырех пограничных районов я видел южный» (там же, с. 424). И четко определяет восточную границу Могулистана, которую мы путаем с Монголией: «Барскул является восточной окраиной Могулистана» (там же, с. 425).
Что-то добавить к этому или сомневаться нет причин.
7. А есть ли свидетели того, что Чингисхан жил именно в Жетысу? Конечно, есть. Это – Карпини, посетивший в 1246 г. владение Куюка. Он писал: «На берегу этого моря существует некая небольшая гора, в которой, как говорят, имеется некоторое отверстие, откуда зимою выходят столь славные бури с ветрами, что люди едва и с большою опасностью могут проходить мимо… По берегам этого моря мы ехали довольно много дней, это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует реками, но небольшими, на берегах рек с той и с другой стороны стоят леса, но не обширние. В этой земле живет Орду, который над Бату, мало того, он древнее всех князей татарских, там имеется также орда, или двор его отца, в котором сидит управляющая или одна из его жен… Выехав отсюда,… мы попали в землю найманов» (Путешествие в восточные страны. Алматы, 1993, с. 64, 65).
Теперь попробуем разобраться. Во-первых, сразу видно, что Карпини описывает Балхаш и ветер, который и сейчас с Джунгарских ворот дует так же сильно, как во времена Карпини, называется Еби жели – Ебинский ветер. Во-вторых, кто же это над Бату? Несомненно, Шагатай. Орда его находилась в Алмалыке, недалеко от Хоргоса. А кто его отец? Конечно же, Чингисхан. Значит, «орда или двор его отца», т. е. Чингисхана, находилась до земли найманов, не говоря уже о земле нынешней Монголии.
А что пишет второй свидетель Гильом де Рубрук, посетивший эту страну позже Карпини? Он, как и Карпини, ехал с запада на восток. «Через несколько дней после этого мы въехали в горы, на которых обычно живут каракитаи». Они, по установлению историков, жили около Шу. Таким образом, это были горы Алатау. «… а нашли там большую реку, через которую нам надлежало переправиться на судне». Нетрудно догадаться, что это река Или. «После этого мы нашли некий хороший городок по имени Эквиус». Историки его называют Еки-Огузом, который находился в Илийско-Каратальском бассейне. «На следующий день, переправившись через те горы, которые составляли отроги больших гор, находившихся к югу, мы въехали на очень красивую равнину, а слева некое море или озеро, тянущееся на 25 дней пути в окружности». Как можно Балхаш спутать с чем-то другим? «И эта равнина вся прекрасно орошена стекающими с гор водами, которые все впадают в упомянутое море… Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар и его посещали многие купцы» (там же, с. 110). Остатки Койлык находятся в Алакульском районе Алматинской области. Никто не может сомневаться в том, что все вышеописываемые места ныне находятся на территории современного Жетысу Алматинской области.
Дальше Рубрук пишет: «Итак, мы выехали из вышеупомянутого города (Кайлака) в праздник святого Андрея… Среди больших гор в юго-восточном направлении тянулась долина… в этой долине почти беспрестанно дует столь сильный ветер, что люди проезжают с великим опасением, как бы ветер не унес их в море» (там же, с. 117). Значит, Кар-пини и Рубрук ехали по одной и той же дороге. «Когда же мы были еще на пять дней в пути от него, тот ям, у которого мы провели ночь, хотел было направить нас по какой-то обходной дороге, так что нам надле-жало бы страдать еще более пятнадцать дней. И, как я узнал, ему хотелось сделать это для того, чтобы мы проехали через Онанкеруле, т. е. через их собственную землю, в которой находился двор Чингисхана» (там же, с. 119).
Это написали европейцы первые свидетели. Они еще не доехали до земли нынешних монголов, но двор Чингисхана находился около Балхаша и Алакуля. О чем это говорит? О том, что нынешняя МНР не родина Чингисхана, а родина его – нынешняя Жетысу, где находились и Онан, и Керуле.
Если верить только фактам истории, тогда не трудно определить, что монголы в МНР никогда не были тюркоязычными. Но на их земле когда-то жили предки тюрков. И позже их землей управляли потомки Чингисхана. Поэтому определенные слова тюрков и мон-голов могут быть похожими. И только.
Бексұлтан НҰРЖЕКЕ-ҰЛЫ,
Заслуженный деятель
Республики Казахстан