«Общественная позиция»
(проект «DAT» №39 (310) от 12 ноября 2015 г.
Ликбез для власти
В качестве гостя на площадке нашего «Диалога» мы не случайно обратились к депутату мажилиса казахстанского парламента Турсунбеку ОМУРЗАКОВУ, представляющему в нижней палате законодательного органа страны депутатскую фракцию КНПК (Коммунистическая народная партия Казахстана).
Интерес наш в том, что г-н Омурзаков, как та «щука», не дает дремать «карасю» – то бишь правительству. Внимательному нашему читателю наверняка помнятся наши комментарии его выступлений при обсуждении законопроектов, затрагивающих интересы простых граждан, в том числе его депутатский запрос по деятельности «Жилстройсбербанка», адресованный премьер-министру РК Кариму Масимову.
Безусловно, вопросы «Общественной позиции» и на сей раз были адресованы депутату на актуалии дня.
– Турсунбек Казенович, курс доллара по итогам сегодняшних торгов обозначился на отметке 312,65 тенге (по курсу на 9.11.2015 г. – Ред.). Новоиспеченный глава Нацбанка Данияр Акишев заявил, что с целью сохранения золотовалютных резервов и активов Национального фонда Нацбанк минимизирует свое участие на валютном рынке.
В то же время эксперты разночтивы в своих прогнозах – от дальнейшего роста курса доллара до 350 тенге и выше до стабилизации тенге на уровне 250 долларов до конца этого года.
Корректировка курса тенге и уровень инфляции, похоже, встревожили депутатов парламента. На заседании рабочей группы мажилиса председатель комитета по финансам и бюджету Гульжан Карагусова предложила два варианта: или отозвать бюджет на 2016 год, на что нет времени, потому что глава государства должен подписать его 1 декабря, или пересмотреть все основные параметры. Депутаты в тупике? Как быть с бюджетом, если тенге и дальше будет пребывать в свободном плавании?
– 1 декабря – это срок, установленный Бюджетным кодексом РК, и мы должны его соблюдать. Ситуация и вправду очень непростая, так как курс меняется каждый день. К сожалению, нам пока неизвестно, каким курс будет заложен. Правительство сейчас пересматривает прогноз социально-экономического развития страны, потому что, согласно текущему прогнозу, курс доллара не должен превышать 250 тенге. Кроме того, в Министерстве национальной экономики отметили, что, возможно, бюджет придется еще урезать. Будут тщательно изучены все без исключения государственные программы, чтобы найти в них статьи расходов, которые можно относительно безболезненно сократить.
– До этого с правительством страны и прежним председателем Нацбанка соотношение тенге и доллара было обговорено: оно будет в разумных пределах. Но политика дедолларизации экономики, к которой пока лишь призывают, не дает никакого ориентира. Тем не менее, в своем интервью изданию Financial Times три недели назад тогда еще глава Нацбанка Кайрат Келимбетов утверждал, что девальвация сделает экономику Казахстана сильнее. Правда, предупредил: она готовит страну и к новым шокам. И тот факт, что сегодня парламент в затруднении перед принятием законопроекта о республиканском бюджете на 2016 год (стоит ли в таких условиях даже заикаться о трехлетнем бюджете), не есть ли тот самый шок? Корректировка курса вместо дополнительных денег принесет дополнительные затраты?
– Если раньше гораздо больше внимания уделялось положительному влиянию корректировки курса тенге, как фактору повышения конкурентоспособности отечественного производства и катализатору импортозамещения, то сейчас в Министерстве финансов отмечают, что минусов больше. Потому что у нас много расходов в иностранной валюте, в том числе международные обязательства, обслуживание долга, лекарственные средства, обороноспособность и безопасность.
– В настоящей ситуации увеличивать доходную часть бюджета маловероятно. Президент страны заявил, что доходная часть бюджета уже сократилась на 40%. Что означают эти 40% для вашего избирателя со среднестатистическим доходом?
– Снижение доходной части бюджета привело и к вынужденному сокращению его расходной части. Как вы помните, первый раз бюджет скорректировали ещё в начале года, сократив расходы на 700 млрд. тенге в связи со снижением цен на нефть и металлы. Однако, как показали дальнейшие процессы в экономике, этой корректировки оказалось недостаточно. И сейчас эта работа еще ведется.
При этом социальные обязательства государства будут сохранены. Согласно законам экономики, сокращение государственных расходов приводит к снижению спроса в экономике.
Ситуация усугубляется и нынешним ослаблением тенге к доллару США, который приведет к росту цен для потребителей. Эти факторы повлекут снижение потребительской активности населения и, соответственно, дальнейшее торможение экономического роста.
– Тем временем депутат мажилиса Кожахан Жабагиев предложил увеличить расходную часть бюджета на более 284 млрд. тенге. А ведь президент страны запретил правительству и Нацбанку запускать руки в Нацфонд. Но, как мне кажется, некоторые ваши коллеги допускают ослушание. Так, Карагусова заявила, что оттуда, то есть из Нацфонда, «будем брать на реализацию программ». Далее она отметила, что цена на нефть спекулятивная и полностью зависит от политических действий. Какие политические действия она имела в виду? «Весь курс, если процентов 30 имеет объективную основу, все остальное чистой воды спекулятивные действия», – сказала она на заседании рабочей группы мажилиса.
– По поводу политической составляющей цены на нефть аналитики выдвигают несколько теорий заговора. Первая теория – это заговор против России. Как отмечали в Министерстве финансов Российской Федерации, «снижение цены на нефть на 1 доллар США за баррель приводит к снижению доходов (российского) бюджета на 70 млрд. рублей».
В настоящее время механизм формирования цен на нефть зависит не только от физического спроса и предложения, но и от количества денег на рынке фьючерсов (биржевой контракт купли-продажи с фиксированной ценой и отсрочкой платежа), то есть на спекулятивных рынках. При этом именно США контролируют большую часть как физических глобальных нефтепотоков, так и приток и отток денег на рынок нефтяных фьючерсов, и могут срежиссировать цены на нефть.
Вторая теория – это заговор против США. Якобы Саудовская Аравия, имея самую низкую себестоимость добычи легкой нефти, допустила обвал цен на нефть, чтобы подорвать сланцевую революцию в США и подавить более слабых конкурентов.
– Безусловно, резервы надо искать правительству, чтобы хотя бы поддержать нынешнее состояние экономики, не говоря о развитии. Но какие у него могут быть резервы, кроме закручивания налоговых гаек?
– Нынешний кризис является структурным и затрагивает практически всю экономику Казахстана. Соответственно, необходимы коренные структурные преобразования: радикальное улучшение условий ведения бизнеса, поддержка ключевых отраслей экономики, имеющих конкурентные преимущества, реальная борьба с коррупцией и теневой экономикой и, естественно, сбалансированная и ясная денежно-кредитная политика Национального банка.
– А не случится ли так, что ситуация с бюджетом станет поводом для роспуска парламента? Допустим, парламент с горем пополам примет бюджет на следующий год. А завтра какая-нибудь очередная «Танька» (Квятковская, по определению Олжаса Сулейменова – Ред.) возьмет да заявит президенту: «Мы, депутаты нынешнего созыва, стали тормозом вашей реформы «100 шагов», распустите нас, созовите новый состав парламента, который будет соответствовать программе «Нурлы жол». Насколько это вероятно?
– Согласно Конституции РК, только президент может распустить мажилис парламента, но после консультаций с председателями обеих палат высшего законодательного органа страны и премьер-министром.
– Прогнозы о возможных досрочных выборах мажилиса парламента уже «достали» всех. Есть ли в них смысл, когда бюджет страны и так трещит по швам? Тем более, что мало кто сомневается в том, что состав будущего парламента вряд ли чем-то будет отличаться от нынешнего.
– Слухи о возможных досрочных выборах парламента ходят давно, однако видимых оснований для них нет. В настоящее время парламент, правительство и все казахстанцы должны сплотиться, сконсолидировать все свои силы вокруг решения задачи по выводу нашей экономики из кризиса и обеспечению стабильного экономического роста.
– Спасибо вам за диалог. Но, как мне показалось, некоторые аспекты наших вопросов вы предпочли обойти. Тем не менее, будем ждать новых встреч на нашей территории.
– Буду рад приглашению.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»
Тем временем
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОКА ОБСУЖДАЕТ…
Курс тенге к доллару в республиканском бюджете на 2016–2018 годы еще не определен в правительстве. Об этом вчера в кулуарах мажилиса сообщил министр финансов Бахыт Султанов. «Мы сейчас еще обсуждаем параметры бюджета, курса валют. (…) Мы сейчас обсуждаем, какой будет курс тенге и показатели», – сообщил министр.
По его словам, о том, на какой валютный курс будут ориентироваться при пересмотре главного финансового документа на следующие три года, станет известно в понедельник. Он добавил, что дефицит бюджета на следующий год планируется на уровне 1,6%. «Это позволяет нам полностью профинансировать за счет внутренних источников. Мы всегда изучаем ситуацию на рынке», – отметил глава Минфина.
Напомним, в сентябре в презентованном мажилису республиканском бюджете на 2016–2018 годы заложен валютный курс на уровне 250 тенге за доллар США. Ранее в конце августа казахстанское правительство одобрило прогноз социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы.
Цена на нефть, в базовом сценарии, была заложена на уровне 40 долларов США за баррель в 2016–2017 годах, 50 долларов США за баррель в 2018–2010 годах.
radiotochka.kz