«Общественная позиция»
(проект «DAT» №15 (379) от 20 апреля 2017 г.
На тему дня
Крайне несправедливая оценка в отношении своего народа и своей страны дана главой государства в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Следовало бы отметить, что Казахстан ещё в декабре 1986 года вступил в новый исторический период возрождения национального самосознания. В дополнение к этому – уже более 25 лет находится в таком состоянии, когда были упущены десятки исторических возможностей и утраченных перспектив. И этот процесс продолжается. Одним словом, свой шанс сотворить историю страны и стать исторической личностью в его национальном сознании Назарбаев упустил навсегда.
Можно бесконечно объявлять о всяких модернизациях Казахстана. Но где результаты?
Одна восточная мудрость гласит: «Можно тысячу раз говорить «халва», но во рту слаще не станет!». Достаточно будет спросить об этом простых людей, задавленных бесконечными кредитами, взятыми ради погашения другого кредита с драконовскими банковскими процентами. Спросите об этом тех, у кого нищенская заработная плата, безработного мужчину или семью, не имеющей малейшего шанса на покупку собственной квартиры и вынужденной скитаться за недешевую арендную плату по чужим съёмным квартирам, а еще унизительнее – комнатам.
Что касается двух, так называемых важнейших процессов обновления, – политической реформы и модернизации экономики. Честно говоря, подавляющая часть населения уже не ждёт от нынешнего президента абсолютно никаких политических реформ, модернизаций экономик или иных обновлений.
Поэтому, когда Глава государства сказал: «…масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной», – он попал в самое яблочко. Общественное сознание, действительно, модернизировалось. Люди – не серая масса, которой можно безраздельно управлять, считая её быдлом. Общество – не толпа, и у него есть своё общественное мнение и сознание. А оно на сегодняшний день таково, что всё, чего ждёт сейчас страна, – это когда и на кого сменится ОН сам. Люди устали от одного человека. Молодёжь и подростки уже не в шутку задаются вопросом: «А как это бывает, когда меняется президент?».
Не нужно обвинять Запад во всех своих грехах. Запад не пришёл к нам сам по себе со своими моделями. Его к нам подобострастно пригласили, позволили сделать со страной, его культурой, нравственностью, экономикой и природными ресурсами – всё, что только взбредёт в голову грабительскому дикому капитализму. Мало того, те, кто их запустил сюда, сами же вместе с ними и начали, подобно варварам, грабить и уничтожать свою собственную страну. Фактически страной стало управлять оккупационное правительство в лице иностранных марионеток. Поэтому вполне естественно желание свалить всю ответственность за падение нравственности, духовности, ущерб, нанесённый культуре, традициям и национальной идентичности с больной головы на здоровую. И тем более странно слышать такие обвинения в адрес Запада, а к нему также относятся США, где чиновники всех рангов прячут украденные у собственного народа сотни миллиардов долларов. В стране не осталось никаких сырьевых ресурсов, принадлежащих народу Казахстана. Мало того, вдобавок ко всему, недавно у нас пытались отобрать и землю, на которой казахи жили тысячелетиями. Помешали стихийно созданное движение «Алаш жолы» и массовые волнения во многих регионах и тотальное недовольство населения во всем Казахстане. Вот весь итог оккупационного режима!
Помимо всего, очень странно было наблюдать в статье елбасы, как в заголовке в виде тезисов обозначается тема якобы культуры и духовности, а при раскрытии темы все вновь приводится к долларовому эквиваленту. Культура, традиции, обычаи, духовность и нравственность у любого народа являются категориями, не имеющими денежный эквивалент. Это такое наследие нации, которое является бесценным. Как только всего этого лишится любая нация – так она сразу же прекратит свое существование. Именно благодаря своей идентичности и традиционализму казахам всегда удавалось возрождаться из пепла. Вспомните годы «Ақтабан шұбырынды», царские Уложения для Степного края, тяжелейшие последствия столыпинской реформы для казахской степи; искусственный голодомор – «Ашаршылық», специально направленный на геноцид казахов в начале 30-х годов прошлого столетия (по оценкам некоторых демографов, в 1932 году погибло почти 75 процентов коренного населения, занимавшегося скотоводством и более половины от числа всех казахов; почти миллион казахов погибли на фронтах Второй мировой войны). Непоправимый ущерб демографическому балансу и духовной нравственности нанесла политика освоения целины, с которой в Казахстан хлынули тотальные преступность, пьянство, тунеядство и разврат. Умышленно огромное количество тюрем и лагерей строили на территории Казахстана, миллионы освобождавшихся из них преступных элементов оставались жить здесь же.
Все эти ужасы приходилось переживать местному населению в течение очень и очень долгого периода. Последствия этого мы ощущаем до сих пор. Жаль только, что за последние двадцать пять лет наше руководство так и не осознало всех этих ужасов и не предприняло хотя бы незначительные меры для ликвидации их последствий.
Крайне недопустимо в такой ситуации со стороны президента поднимать вопросы коммерциализации духовности и поиска для их прагматизма. Наоборот, лидер любой нации, если он, конечно, таковым действительно является, должен вопросы духовности ставить выше всякого прагматизма и коммерческого интереса. Его страсти ко всякого рода реформам и модернизациям не остались без последствий. Нельзя ставить вопросы модернизации духовности.
Модернизация, в том или ином смысле, подразумевает отказ от одного взамен на другое. Говоря о духовности, президент должен был ставить вопросы ее развития и ее дальнейшего обогащения. Духовное наследие и историческая культура не должны быть рыночно конкурентноспособными и никак не должны быть прибылеприносящим бизнесом.
Наоборот, духовность и культура всех народов требуют к себе бережного и трепетного отношения со стороны государства и имеют полное право на то, чтобы государство никогда не обделяло их при финансировании, и уж тем более – не по остаточному принципу. Даже в 1941 году, когда фашистские войска стояли у стен Москвы, правительство СССР приняло специальное Постановление об особом финансировании и сохранении московского зоопарка.
Тезисы относительно умения жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, о несбыточности популистских идеологий, которые ведут к катастрофе, о том, что целые нации, ведомые такими популистскими идеологиями, потерпели катастрофы и поражения, вполне справедливо было бы выразить как оценку собственному почти тридцатилетнему правлению. Также о тезисе о фашизме, либерализме и коммунизме. Следует напомнить, что нынешний президент сам плоть от плоти является закоренелым комсомольцем и коммунистом, таким образом, крах этой идеологии фактически можно приравнять к его собственному краху.
Тут я бы хотел обратить внимание на один очень интересный момент.
В коммунистические советские годы все лидеры парторганизаций и руководители всех уровней власти, а ими могли быть только коммунисты, в один голос убеждали всю страну и весь народ в том, как страшно и ужасно жить при капитализме. Приводились тысячи аргументов и примеров об ужасах и недостатках этой системы для простого человека. Нам промывали мозги о безработице, о преступности, о бездуховности и безнравственности, о банковском произволе и жизни в кредит под кабальные проценты, о платном образовании и платной медицине, о неуверенности в завтрашнем дне, об отсутствии какой бы то ни было перспективы для молодежи, о никчемности человека в старости или жизни инвалида, о культе денег и власти, о жизни без крыши над головой, о постоянном росте цен и галопирующей инфляции и многое о других страшилках жизни «дикого Запада»
Но именно те же самые коммунисты, которые управляли страной и рассказывали нам обо всех этих ужастиках, зная обо всем этом наперед, сами, сознательно продавая и предавая эту страну, обрекли свой народ на весь этот ужас. Прагматизм для них стал выше их идейности и духовности. Но ничего, люди переживут и это.
Говоря о меритократическом обществе, президент опрометчиво напомнил всем, что в нашей стране кадры оцениваются не по личному вкладу или по личным профессиональным качествам, а по кумовству. Именно так сегодня происходит подбор кадров. Достаточно посмотреть на депутатский состав парламента или маслихатов. Я уже не говорю об акимах областей и районов. Только подлинная выборность прямым голосованием всего населения акимов и депутатов, а не их вечно продолжающаяся поочередная назначаемость друг друга может быть настоящим залогом меритократии. Кстати, в этом случае меритократия станет лишь незначительным элементом в подлинном процветании общества и экономики страны.
Что касается тезиса статьи Назарбаева «Взгляд в будущее…» о культе знания. К моему огромному сожалению, сегодня в стране вместо культа знаний безоговорочно преобладает культ денег, жажды власти и культ коррумпированности в коридорах власти, правоохранительной и судебной систем.
Болашаковцы, которые получили образование за рубежом, не в состоянии найти работу по специальности. Многие молодые люди самостоятельно стремятся получить достойное образование за рубежом из-за отсутствия такового внутри собственной страны. Еще печальнее тот факт, что многие из толковых парней и девушек просто бегут из своей страны. Это не только наша боль, но и наша трагедия. Ну, а поскольку стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа, то это одно из тех качеств, которое никому и никогда не удалось истребить из его сознания, господин президент.
Теперь относительно английского языка и перехода на латиницу. Английский язык однозначно нужен для изучения. И с учетом складывающихся тенденций в мире и вокруг Казахстана значимость его для будущих поколений уже сегодня видится гораздо важнее и перспективнее, чем знание русского языка. Но, к сожалению, понимание этого придет ко многим еще не так быстро, как должно было бы. Однако изучение иностранных языков должно начинаться не ранее, чем это естественно для мозга малыша. И оно должно проходить отдельным предметом, а не преподаванием на нем истории и географии своей Родины. Эти предметы, как национальная идентичность, впитывающиеся в сердце, ум и душу ребенка через молоко матери, должны входить в ребенка через его родной казахский язык. И – никак иначе!
Что же по поводу латиницы, то думаю, что этот вопрос должны решать только профессионалы. Политика здесь будет неуместна, даже чревата. У меня есть свой жизненный принцип: «С профессионалами не спорю!». Давайте доверимся их профессионализму, выслушаем мнение всех профессионалов этого дела, а уже потом решим, какое решение надо принимать.