Письмо в редакцию
Мой отец, Толебайулы Абдулхай, 1919 года рождения, покинул этот мир в 1989 году. После похорон старики говорили, что по моему отцу дважды прочитали жаназа – погребальную молитву. В конце 1942 года дед получил с фронта извещение о гибели сына, моего будущего отца. По канонам степного ислама дед заколол жертвенное животное, позвал родственников, аульчан, и по моему отцу прочитали жаназа; все его вещи, одежду раздали родственникам и знакомым. Через полгода, в середине 1943 года, от отца получают письмо, в котором он пишет, что получил ранение, находится в госпитале. Рассказывают: прочитав письмо, сестры отца – мои тетушки Балшекер и Карлыга с криком: «Брат жив!» – бросились по аулу собирать розданную одежду брата.
Отец редко рассказывал о войне, только по поводу какого-либо случая. Он воевал под Сталинградом. Однажды отец рассказал, что зимой 42-го года к ним прибыло пополнение из Казахстана, сплошь молодые ребята, и сразу их бросили в бой, но атака захлебнулась, они залегли на чистом поле, на снегу.
Отец рассказывал: «Лежу на снегу, голову поднять невозможно, смотрю сбоку, метров десяти один солдат из пополнения все время поднимает голову и смотрит вперед. Я ему крикнул: «Жат, басынды көтерме!». А он с криком: «Аға, сіз қазақсыз ба?!» бросился в мою сторону, и тут же пуля сразила его наповал. Отцу в те времена было чуть больше двадцати лет, а сколько лет было этим молодым ребятам?
Брату отца, Нуртай ага, в начале войны было 11 лет. Он вспоминает: «Перед моими глазами всегда стоит картина, как твой отец и трое наших родственников уходили на войну. Красивые рослые жигиты. Из них вернулся только мой брат: на одного пришла похоронка, двое пропали без вести».
Эту войну называют Великой. Война не может быть великой, она может быть только большой, грязной и ужасной.
Мазыбек АБДУЛХАЙҰЛЫ,
Акмолинская область село Шортанды