ВОЗМОЖЕН ЛИ ПЕРЕВОРОТ ПО ПРИМЕРУ ЗИМБАБВЕ или Сказка о старике и рыбке

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №43 (407) от 23 ноября 2017 г.

 

Постфактум


 

Дело также не столько в моей многолетней оппозиционной риторике (помнится, еще в конце прошлого, XX века, мы, создавая РНПК, говорили: скоро режиму придет конец!): честно говоря, я уже сам удивляюсь тогдашней нашей политической наивности и идеализму. Дело в другом: просто ситуация в сегодняшнем Казахстане почти тождественна положению дел в Зимбабве! И если основные критерии и симптомы схожи, то почему бы и финалу не быть аналогичным?!

 

Весь «джентльменский набор» Мугабе налицо и в нашей, «измученной нефтяным нарзаном» стране! Та же самая многолетняя (охватывающая целые поколения!) несменяемость власти одного человека, которая фактически парализовала все другие ветви власти и общественную жизнь! Пусть не обижаются на меня адепты режима, но то, что далекие от политики и оппозиции казахстанцы уже привыкли делать параллели между Казахстаном и наиболее одиозными «вечными» режимами, это же факт, от которого никуда не денешься!

Та же непримиримость в отношении возможных альтернатив действующему президенту: Солнце должно быть одно. Та же чудовищная коррупция, которая охватила все сферы жизни общества и власти. То же расслоение общества на кучку сверхбогатых и миллионы бедных.

Конечно, ситуация в Казахстане немного иная: все же экономические реформы, запущенные в середине 90-х, и природные ресурсы, на которых эта самая недореформированная экономика до сих пор зиждется, дают возможность власти хотя бы на минимальном уровне решать социальные проблемы. Да и структура общества, уровень образования, налаженные внешнеэкономические связи у нас иные: даже при самой коррумпированной и некомпетентной власти народ способен выживать!

Та же тревожная тенденция неимоверного усиления так называемых силовых структур: благо есть актуальнейшая ныне тема борьбы с терроризмом и экстремизмом, которая позволяет на время закрыть глаза на такие ценности, как права и свободы граждан (особенно в общественно-политической жизни!). Не забываем, что в эти дни судьба Мугабе в руках военных, которые, судя по всему, и будут определять будущее устройство страны и официального преемника 93-летнего диктатора. В Казахстане же ситуация усугбляется еще и тем, что у нас множество органов в погонах и без погон, они нещадно и не безрезультатно конкурируют между собой в борьбе за высшую лояльность елбасы. И пока еще не известно, кто из них одержит победу в этой войне. Не исключено, что если даже дело и не дойдет до переворота в классическом понимании этого слова, именно кое-кто в военной форме будет играть одну из главных ролей в переходный период: в сложившихся условиях всевластия олигархов разного пошиба и разной степени близости к верховному телу жесткая рука не будет лишней для елбасы, главное решение которого о возвышении одного клана на трон однозначно не понравится другим конкурентам! Так что Акорде впору открывать посольство в Зимбавбе и изучать опыт тамошних военных по перехвату власти!

И то обстоятельство, что опальный вице-президент Эммерсон Мнангагва пользуется поддержкой военных, дает нам основание прогнозировать, что именно он займет дворец «Голубая крыша», в котором обитал и ныне содержится под домашним арестом уходящий (или так и не желающий уйти?) престарелый диктатор.

 

Тот же фактор «Семьи», который, в конце концов, и привел отца семейства к такому бесславному (извините за тавтологию) концу. У нас же ситуация имеет и свои особенности: помимо детей у нас на ноги встали уже и внуки, что привносит свои специфические (и не только поколенческие) нюансы в расстановку сил вокруг елбасы. «Семья» и у нас не раз становилась причиной разных потрясений, которые являлись определяющими в принятий важнейших политических решений со стороны елбасы: ее нет в Конституции, но она по своему усмотрению не раз меняла и сам Основной Закон!

А ведь не захоти первая леди Зимбавбе Грэйс примерить на себя трон своего стареющего супруга, не изгнала бы из страны его верного соратника по борьбе за независимость Зимбавбе, глядишь, ничего страшного и не произошло бы!

Не случайно однопартийцы Мугабе главной причиной уже объявленной процедуры инициирования импичмента обозначили следующее: «Главное обвинение против Роберта Мугабе состоит в том, что он позволил своей жене Грейс узурпировать конституционную власть, в то время как она не имела права руководить правительством. Кроме того, она оскорбляла государственных служащих, оскорбляла вице-президента на открытых собраниях, порочила армию».

Может, Грейс в детстве не читала сказку Пушкина «О старике и рыбке», где алчная старуха, будучи «вольною царицей», захотела стать «владычицей морскою» и, в конце концов, оказалась у разбитого корыта: сказки, особенно поучительные, иногда надо читать и мотать на ус их намеки и уроки.

Тогда бы она не была столь заносчивой и самоуверенной, заявляя: «Однажды, когда Господь назначит умереть Мугабе, мы выставим на выборы его труп в качестве кандидата. Вы увидите, как люди проголосуют за труп Мугабе. Я серьезно вам говорю – просто, чтобы показать людям, как сильно люди любят своего президента».

И где эта любовь?!

Та же правящая партия, которая пользуется монопольным положением своего лидера. Теперь эта партия инициировала импичмент против своего же лидера! Это к вопросу об истинной моральной сути казахстанской власти: ведь сгустятся тучи над головой елбасы или уйдет он из власти (неважно, по какой причине: биологической или политической), неизвестно, как поведут себя его однопартийцы, к какому новому идолу переметнутся и что будут говорить о вчерашнем кумире?! Говорю это со всей ответственностью, ибо нам, рядовым казахстанцам, будет суждено увидеть и такие удивительные (хотя чему удивляться-то?!) метаморфозы! Лишь бы попкорна, пардон, бауырсаков хватило бы при просмотре этих кадров!

То же многоликое, все время заверяющее елбасы в своей преданности и верности окружение. О нем я писал много, повторяться не хочу. Но добавлю только одно: в отсутствии цивилизованного разделения между ветвями власти и легитимной оппозиции именно оно, это тоже неконституционное и неправовое образование, будет выступать главным актором на политической сцене, именно в его недрах будут проходить ожесточенные, смертельные схватки, именно оно, по всей видимости, будет определять и имя второго елбасы, и основные контуры нашего постназарбаевского бытия.

Если, конечно, не случится иное. А именно: протестные настроения в обществе, накапливаемые аж с 1995 года (когда была спешно изменена Конституция и Казахстан окончательно и бесповоротно вступил в эпоху авторитаризма), не найдут свое конкретное выражение в практических дейтствиях униженных и оскорбленных граждан и не выльются в массовые выступления против существующего режима. Да, объединенной и легальной оппозиции нет. Да, часть общества зомбирована официальной пропагандой. Да, все еще существует страх перед государственной репрессивной машиной.

Но все это покажется никчемным препятствием, если народ возьмет и возмутится!

А ведь причин и поводов для подобного всплеска предостаточно и власть каждый день создает поводы для этого (иногда складывается ощущение, что кое-кто во власти сам дезорганизовывает ситуацию и рассшатывает режим, пользуясь своими возможностями)!

То бензин закончится в нефтяной стране, то ползучая девальвация и национальная валюта бьет очередные рекорды, то произойдет скачок цен на товары первой необходимости и коммунальные тарифы, то тиражируется самими провластными СМИ информация о приобретении неким, как пишут западные издания, «близким к правительству», инкогнито квартиры в центре Парижа за 65 миллионов евро (!).

Чем вам не поводы для выхода на улицы и площади?!

 

Вернемся к перевороту.Противники моей версии о реальной возможности переворота в Казахстане приводят множество доводов в свою пользу. Мол, народ пассивен, большая территория и т.д. Но, извините, дворцовые перевороты не зависят от таких общеполитических, географических факторов: важно совершить свое «черное дело» в рамках одного здания – Акорды, а остальное, как говорится, дело техники.

Ныне стало модно констатировать раздробленность (и даже отсутствие) политической оппозиции внутри страны, об инертности казахстанского общества.

Но, и это показали события в Хараре, любой внутривластный переворот (путч, смещение и иные, исторические и новейшие формы отрешения от власти действующего правителя группой людей), обязательно станет мощным катализатором протестных настроений в самом обществе: устроители переворота разбудят спящего великана, для которого выйти на улицы и смести ЛЮБОГО (пусть даже и нового!) правителя не составит особого труда! И видели ли вы счастливые лица зимбавбийцев, которые, услышав весть об аресте Мугабе, вышли на улицы и искренне радовались концу диктатуры?!

 

Какова мораль сей статьи?

На постсоветском пространстве были разные пути ухода президентов и передачи верховной власти. Ельцинский, когда при жизни президента власть передавалась преемнику с определенными гарантиями уходящему лидеру.

Акаевско-бакиевский, когда президенты были вынуждены бежать из страны после массовых выступлений граждан.

Ниязовско-каримовский, когда президенты внезапно уходили из жизни, так и не определив своего преемника, и потому власть передавалась по принципу «кто раньше всех окажется у трупа».

Ни разу (за исключением прибалтийских и кавказских республик) власть не переходила в другие руки в результате демократических процедур и соответствующих гарантиях стабильности не от конкретного преемника, а полновластного и полномочного парламента.

Каков же будет наш, казахстанский вариант смены власти? Сможет ли елбасы и его окружение понять реалий XXI века, когда несменяемость власти становится не только дурным тоном и пятном на демократическом имидже страны, но и физическим и политическим, если хотите, цивилизационным анахронизмом? Пора признать, что такое правление стало самым главным тормозом на пути подлинной (а не мнимой, презентуемой властью в разных модификациях!) модернизации казахстанского общества, которое долгое время пребывает в состоянии экономического застоя и общественно-политического анабиоза?

Очень хочется надеяться на то, что в нашей любимой стране, стабильностью которой мы так дорожим, не будут происходить дворцовые перевороты и иные, губительные для страны потрясения.

В конце концов, Казахстан не Зимбабве, Назарбаев не Мугабе, и хочется, чтобы наш путь транзита власти (а он рано или поздно должен состояться!) был иным: цивилизованным, демократичным и достойным!

Амиржан КОСАНОВ,

по заказу «D»

 

 

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн