Послезавтра начинается официально разрешенная агитация по досрочным выборам в мажилис. Что думает об этих выборах и о некоторых других моментах политической жизни сопредседатель Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Жармахан Туякбай, мы решили узнать из первых уст.
– Жармахан Айтбаевич, в стране начинается предвыборная кампания по досрочным выборам в мажилис. С каким чувством и с какими предложениями выходит на старт ваша партия?
– Настрой у нас самый решительный, боевой – одержать победу на выборах! Для меня это уже третьи подряд (включая президентские-2005 и парламентские-2007) выборы, на которых я и мои сторонники являемся единственной оппозиционной силой! Нам не привыкать!
Что значит быть единственной оппозицией? В отличие от «Нур Отана» и его партий-сателлитов, мы предлагаем обществу не отдельные конъюнктурные подачки, а стремимся сделать обеспечение социальной справедливости, эффективной социальной политики постоянной и важнейшей задачей государства! Власть обязана мыслить только интересами народа, а для этого она должна формироваться и эффективно контролироваться обществом с помощью демократических процедур.
Кроме перспективных системных мер, мы выступаем и с массой конкретных неотложных предложений по улучшению жизни казахстанцев – например, впятеро увеличить реальный прожиточный минимум, втрое повысить пенсии, пособия и зарплаты! Средства для всего этого с лихвой найдутся, если вернуть в собственность государства стратегические предприятия и месторождения, поставить под контроль всю экспортную выручку сырьевых компаний, вывести из тени бизнес чиновников и их приближенных. Какая партия, кроме нашей, способна предложить пути такого кардинального обновления страны и повышения благосостояния казахстанцев? Мы знаем, что этих изменений ждут миллионы сограждан, и мы верим в их поддержку! Вот почему наша партия идет на эти выборы с психологией победителей!
– Перед своими предвыборными съездами все партии дружно включили в свои ряды знаковых лиц страны, ранее в них не входивших. Некоторые свободные политики сами побежали как бы в «проходящие партии». А вы не стали предлагать занять место в ОСДП известным людям «со стороны», хотя, как мы знаем, такие политики были. Почему?
– Я принципиальный противник того, чтобы формировать партийный список из людей-«приманок», которые не способны предложить партии и избирателям ничего, кроме своих имен. Мы решили избежать такой профанации электората и включили в наш список только убежденных членов нашей партии. Благо, у нас много известных всей стране личностей. Достаточно назвать Тохтара Аубакирова, Балташа Турсумбаева, Булата Абилова, Амиржана Косанова, Петра Своика, Булата Абишева, Серикбая Алибаева, Маржан Аспандиярову, Амирбека Тогусова и многих других.
Это поистине сплав всенародной известности, богатейшего практического опыта, интеллекта, патриотизма, гражданского мужества, замечательных человеческих качеств. Не хочу показаться нескромным, но подобного качественного состава партийного списка другие партии все же не имеют…
– Кстати, как вы оцениваете шансы различных партий на попадание в парламент? Например, усиленно муссируются слухи о том, что власть готовится назначить партию «Ак жол» спарринг-партнером для своего «Нур Отана». Как вы это прокомментируете?
– Я все время поражаюсь крайней примитивности мышления и циничности действий политтехнологов власти. До какой степени нужно не уважать своих сограждан, чтобы купить с потрохами партию, посадить на должность председателя верного нуротановца – и внушать людям, что «Ак жол» вдруг стал заботящейся о народе оппозиционной партией! Так власть выстраивает целую систему борьбы с реальной, демократической оппозицией. В том числе по указке «сверху» произведена перегруппировка и в других партиях-сателлитах.
Мы не строим иллюзий – власть как всегда будет бороться против ОСДП, не останавливаясь перед нарушением закона. Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда нас лишают даже совещательного голоса в составах избирательных комиссий, когда мы практически отлучены от телеэфира! Но мы знаем и то, что именно наша партия выражает самые насущные чаяния миллионов казахстанцев, и в случае проведения честных выборов мы верим в свою победу! А в каком порядке после нас расположатся участники провластной «массовки», мне совершенно безразлично!
– Кстати, президентский советник Ертысбаев упрекнул вашу программу, обозвав ее «фантазией». Вот, например, вы говорите, что если вы придете в парламент, то поднимете зарплату бюджетников, пенсии, стипендии, пособия в три раза. За счет чего это возможно, тем более в условиях экономического кризиса, когда вся Европа урезает свои расходы?
– Наша партия не предлагает ничего сверхъестественного – просто обеспечить казахстанцам ту достойную жизнь, которую они заслуживают своим трудом, живя в одной из богатейших по природным ресурсам стран мира! Увеличить позорный, не имеющий ничего общего с реальной жизнью официальный прожиточный минимум, который сегодня составляет 100 долларов – это фантазия? Или фантазия – платить старикам нормальные пенсии, когда страна стоит на пороге социального взрыва?
Как я уже говорил, все необходимые для этого средства в стране имеются. Надо лишь вернуть богатства страны народу, запретить экспортерам торговать через офшоры, ввести ощутимую ставку прогрессивного налога для сверхбогатых, выведя из тени их собственность. А также прекратить постоянный распил бюджетных средств при реализации очередных «бумажных» программ и «прорывных проектов»! Только за последнее десятилетие несколько десятков миллиардов долларов ушли в песок, не воплотились ни во что зримое и полезное для страны! В том числе и поэтому мы требуем усиления контрольных полномочий парламента, гражданского общества, независимых СМИ – требуем демократии!
– Но, к слову, насколько возможен такой возврат собственности транснациональных компаний? Ведь мы знаем, что их интересы охраняются на международном уровне?
– Безусловно, вопрос о возврате собственности государству следует ставить только в тех случаях, если доказано, что стратегическое предприятие перешло в частные руки с нарушением закона. Этот процесс должен протекать в рамках международного права и национального законодательства, но и с учетом таких обстоятельств, как условия и цены приватизации. Нужно сопоставить их с теми доходами, которые за 15 лет извлекли из этих предприятий их частные владельцы, а также их фактическим вкладом в техническую модернизацию и социальные инвестиции. В мире хорошо знают, в каких условиях происходила приватизация в странах СНГ в середине 1990-х годов, доказательством чему, например, является добровольное ограничение швейцарскими банками понятия банковской тайны. Так что перспективы у подобных дел имеются, нужно лишь начать создавать правовые прецеденты.
– Недавние выборы в российскую Госдуму показали, что правящая партия «Единая Россия» стремительно теряет позиции, не сумев при всех фальсификациях наборать и половины голосов избирателей. Возможно ли такое у нас?
– Большинство российских экспертов считают, что реальный уровень поддержки «Единой России» не превышает 30–35 процентов. По всем мировым стандартам это хороший показатель для крупнейшей партии. В связи с этим возникает простой вопрос: что же такое должна была свершить для страны партия «Нур Отан», чтобы набирать на выборах, как они заявляют, еще в 2,5 раза больше голосов? Как минимум, Казахстан должен демонстрировать устойчивый рост всех показателей благосостояния! Увы, в реальности все обстоит совсем наоборот – по масштабам распространения бедности, низкой продолжительности жизни, детской и материнской смертности мы приближаемся к уровню слаборазвитых стран, а по степени коррупции – к самым одиозным режимам. И пока народ будет отстранен от управления своим государством, пока будут фальсифицироваться выборы, ситуация не изменится!
Увы, пока намерения провести честные выборы я у нашей власти не вижу. Когда окружение президента с запредельным цинизмом заявляет о политических раскладах, которые они организуют, когда они искреннее удивляются: «А причем здесь избиратели?» – это путь в пропасть для всей страны!
Поэтому мы снова и снова призываем власть одуматься, отказаться от порочной практики фальсификаций! Если до сих пор ее не волновало недоверие к казахстанским выборам со стороны наших сограждан и мирового сообщества, то пусть сегодня она посмотрит на события в России и проявит хотя бы элементарный инстинкт самосохранения!
– Кстати, перед выборами российские власти сделали ход конем, рассчитанный на психологию своих граждан, и заявили о создании основы Евразийского союза. И Нурсултан Назарбаев, заведомо зная, что идея такого союза будет перед казахстанскими выборами не в его пользу, все-таки пошел на поводу у Кремля. Мог бы он попросить своих коллег повременить с союзом до лучших времен? Что это означает – он перестал слышать мнение своего народа?
– Я думаю, эти действия руководства нашей страны лучше всего говорят о том, что оно находится в глубоком политическом и социально-экономическом тупике, не имеет никакой идеологии самостоятельного, самодостаточного развития Казахстана. Бум нефтяных цен прошел, и оказалось, что за помпезными фасадами и полинявшими лозунгами нет ничего! Вот почему я считаю, что у нас имеются серьезные основания беспокоиться о завтрашнем дне государственной независимости!
Наша партия с самого начала аргументированно критикует ту легкость и поспешность, с которой руководство Казахстана идет навстречу интеграционным инициативам России. Мы говорили обо всех опасностях, с которыми столкнутся недостаточно конкурентоспособные отечественные производители, требовали усиления поддержки малого и среднего бизнеса, прогнозировали, что непродуманное вступление в Таможенный союз послужит причиной роста цен. Увы, многие наши экономические предостережения сбываются. Но будет еще хуже, если с образованием Евразийского союза оправдаются политические опасения,
Вот почему мы продолжаем стоять на своей позиции – вопрос об участие Казахстана в ЕС должен решаться только путем всенародного референдума!
– А вы сами верите, что президенты трех стран создадут все-таки этот союз?
– Современная история стала слишком непредсказуемой для того, чтобы делать какие-либо прогнозы. Одно могу сказать твердо – судьбу Казахстана, России и Беларуси будут решать сами народы этих стран.
– И последнее. На голоса каких слоев граждан в первую очередь рассчитывает ОСДП?
– Во многих странах политические партии борются за голоса какой-либо конкретной «электоральной ниши» для того, чтобы лишь скорректировать курс развития страны, направление которого общество в целом устраивает. В условиях же сегодняшнего Казахстана гражданам приходится выбирать между двумя, без преувеличения, разными цивилизационными путями – прозябанием в условиях застоя и деградации, с одной стороны, и полноценной жизнью свободных граждан в справедливом и стабильном государстве – с другой. Поэтому избирателями нашей партии станут все казахстанцы, кто выбирает новый, действительно процветающий и независимый Казахстан!
Вопросы задавал
Алмат Азади