ДАТ-ДИАЛОГ

  • «У нас есть серьезные контакты в США и в самом Конгрессе, с помощью которых мы хотим воплотить свои идеи. Безусловно, это огромный авторитет экс-премьер-министра РК Акежана Магжановича.

Ботагоз Иса:

НАРОД  должен поверить  В СЕБЯ!

  • После известия о лоббировании инициатив Коалиции гражданского общества (КГО) выяснилось, что немало наших соотечественников не знают, что это за Коалиция, а также что такое «Дөңгелек Үстел» (ДҮ). Мы обратились к координатору «КГО» и модератору «ДҮ» Ботагоз Иса с просьбой ответить на накопившиеся вопросы.

– Ботагоз, что из себя представляет «Дөңгелек үстел», кто был инициатором его создания, и почему так получилось, что о нем мало кто знает?

– «Дөңгелек Үстел» это диалоговая площадка для выработки общих задач разных слоев гражданского общества. Ей, кстати, в апреле исполняется ровно год. Образование Коалиции гражданского общества было логическим продолжением развития растущего по количеству и качеству гражданского общества Казахстана. Состоявшиеся в 2019 году выборы президента и их результаты явились катализатором роста гражданского самосознания казахского общества. Обманутые граждане были возмущены, разочарованы и самые активные поняли, что Акорда может использовать самые разные мошеннические схемы, чтобы сохранить за собой власть. Значит надо бороться.

В апреле 2020 года, за полгода до объявления очередных выборов в мажилис, состоялось первая встреча неравнодушных к происходящим событиям в стране людей с активной гражданской позицией. Несколько граждан РК, находящихся за рубежом, инициировали создание КГО в онлайн-формате «Дөңгелек үстел» – «Круглого стола». Повторюсь, КГО это диалоговая площадка для отдельных гражданских активистов и неформальных движений, незарегистрированных партий, объединенных единой платформой, утвердивших свою тактику и стратегию. При этом КГО нисколько не организация. У нас нет руководителей, есть координатор в моем лице. Все участники «Дөңгелек үстел» имеют равные возможности и равные голоса. Мы поддерживаем все здоровые гражданские силы РК, основанные на защите прав человека, на желании изменить социально-экономическое положение народа путем реформирования политической системы.

По поводу «мало знают» скажу, что мы скоро по-настоящему выйдем «в свет», а пока мы бережем наших гражданских активистов, которые кропотливо работают в своих регионах с местными жителями, ведь Казахстан это не только Астана или Алматы. Самое тяжелое положение в селах и регионах, и самое инертное население тоже там.

– Кстати, перед январскими выборами в мажилис КГО не пришла к единому мнению относительно того, как и что делать казахстанцам, а в послевыборный период не было предпринято никаких публичных акций – создалось впечатление, что все про все забыли. Почему не удалось достичь консенсуса?

– У нас не было и нет цели приходить к «единому мнению» относительно того, как и за кого голосовать или объявить бойкот выборам. В КГО каждый может остаться при своем мнении, и это мнение мы уважаем, к решению приходим через голосование. Главный принцип нашей деятельности – «не критикуй, а предлагай». Имея целью продвижение демократических идей, мы начинаем с себя.

Но в то же время мы готовились к выборам, в первую очередь пытались договориться с «оппозиционной» партией ОСДП на основе меморандума о совместных действиях, пробовали через них пройти хотя бы в местные органы – маслихаты, так как в КГО представлено много гражданских активистов, узнаваемых и уважаемых людей из разных регионов Казахстана. Кстати, это факт я нахожу нашим огромным плюсом. Не получив возможность самим участвовать в выборах, мы решили предложить народу два варианта голосования, которые активно отстаивали в социальных сетях.

Второе, КГО способствовала организации национальной сети наблюдателей Казахстана под руководством Фатимы Жандосовой, которая сумела объединить большинство НПО, занимающихся независимым наблюдением, а также наблюдателей от партий, получивших возможность выдвинуть свой список кандидатов в депутаты. Был организован успешный процесс обучения наблюдателей, распределены избирательные участки. Также был задействован практический опыт и технический арсенал независимых наблюдателей из Беларуси в виде специальных мобильных приложений. После окончания выборов мы составили подробный сводный отчет на русском и английском языках, который был отправлен в ОБСЕ и посольства США, Германии, Франции.

Кроме этого, паралельно начались судебные процессы, на которых юристы, гражданские активисты пытались оспорить итоги выборов и факты фальсификации. Сейчас готовятся три «заявления о преступлении» в Европарламент, которое совершили представители власти, грубо нарушившие Конституцию, законы, права граждан и международные нормы по проведению выборов.

– Понятно. А какие главные темы обсуждаются на этой диалоговой площадке в настоящее время?

– КГО активно реагирует на все события внутри Казахстана и дает свою оценку происходящему. Наши участники решают активно участвовать в митингах, пикетах, сборах подписей и обращениях. Также мы говорим об актуальных темах гражданского общества. Представители регионов рассказывают о своих проблемах, делятся опытом взаимодействия с местными органами власти, систематизируют попытки организации митингов и пикетов, рассказывают о преследованиях, которые мы публикуем на своей странице в фейсбуке и телеграмм-канале. К счастью, власть в Казахстане невольно сама способствует росту гражданского самосознания. Особая тема – это обсуждение кандидатов в санкционный список и сбор соответствующей доказательной базы. Так же несколько заседаний было посвящено злободневному земельному вопросу.

– Конечно хорошо, что ДҮ в меру сил раскачивает застоявшееся болото оппозиции и генерирует задачи для гражданского общества. Но тут, согласитесь, есть некая схожесть с ДВК, который создает лишь виртуальную бурю в соцсетях. А в нынешней ситуации повести за собой народ в онлайновом режиме никак невозможно. Как говорят военные, пока танки не пройдут, территория не считается завоёванной. На этот счет какие перспективы у участников «Круглого стола»?

– Не согласна. Вначале было Слово, и это аксиома, подтвержденная историей. В условиях сегодняшнего Казахстана только социальные сети могут разбудить и будят народ. Другое дело, что уровень критического мышления и политической грамотности пользователей соцсетей еще низок. Общественный резонанс и обмен информацией в социальных сетях, а также в группах Whatsapp и Телеграмм, где концентрируется протестное настроение, работают.

Находясь далеко от родины, желая знать, чем дышит народ, что думает, я сама участвую во многих таких группах. Нельзя не заметить высокий уровень недовольства общества, когда люди выкладывают фото и видео нарушений законности, коррупции, судебно-правового беспредела. За каждой такой историей стоят живые люди из этой же группы. «Виртуальная буря» в соцсетях не раз выходила в реальность. Я думаю, что этот градус накала еще не раз выведет граждан на улицы, и их будет все больше.

Когда люди узнают, что за границей есть азаматы, которые их поддерживают, которые проводят огромную работу с Конгрессом США и Европарламентом по разоблачению преступного режима, это их вдохновляет и дает веру в возможность изменения ситуации в стране. Также я отправляю им ссылки на разные источники, комментирую, направляю. В КГО же мы собрали лидеров общественного мнения, которые работают каждый со своей аудиторией.

Насчет вашего примера военных это давно неактуально, сейчас у государств и сил влияния другое, более могущественное и бескровное оружие – информация. Старик Геббельс был прав, если грамотно работать с народом, то его можно эффективно повести в нужном направлении. Мы видим, что КГО нужна как для политпросвещения, обмена опытом и вдохновения, так и для конкретных действий. Пока говорить об этом не буду, но перспектива есть.

– Хорошо, не будем загадывать далеко вперед, а вернемся в сегодняшний день. Вы сказали, что «несколько граждан РК, находящихся за рубежом, инициировали создание КГО». Скажите, а какова роль Кажегельдина в ее деятельности?

– Когда мы стали работать с гражданскими активистами, было замечено, что это совершенно новые люди, в основном не старше 50, «с горящим взором», огромными желаниями перемен, но не знающие прошлое оппозиционного движения и известных людей, вступавшими в открытый конфликт с Назарбаевым, в руках которого до сих пор сконцетрирована власть в Казахстане. Мы все прекрасно знаем, что доступной информации об этом очень мало, а если есть, то она зачастую искажена.

Также мы знаем, что «в Казахстане нет политзэков», а есть те, кто уехал за границу и заочно осуждены, и все они приговорены по уголовным статьям. Нам нужен был человек, который мог делитьтся своим опытом, который продолжает бороться с диктатурой. Этим уважаемым аксакалом стал Акежан Кажегельдин, который по праву получил «паспорт Свободы» в 2002 году в Страсбурге, где впервые в Европарламенте прошли слушания, посвященные политической ситуации в Казахстане. Тогда Акежана Магжановича поддержали депутаты Европарламента и Конгресса США. Будущее Республики Казахстан, по-моему мнению, в руках сегодняшних гражданских активистов, а не общественных деятелей или политических сил, которым народ уже не доверяет. В свою очередь те же политические лидеры, желающие поддержки народа, должны сотрудничать с гражданским обществом.

Действовать с помощью лоббиста в Конгрессе США это тоже инициатива «Дөңгелек үстел»? И есть ли возможность добиться слушаний в Конгрессе по нашим клептократам и нарушению прав человека в Казахстане?

– Да, мы не только обсуждаем, но и делаем. У нас есть серьезные контакты в США и в самом Конгрессе, с помощью которых мы хотим воплотить свои идеи. Безусловно, это огромный авторитет экс-премьер-министра РК Акежана Магжановича. В прошлом году КГО обратилась с письмом в Конресс США с просьбой обратить «особое внимание на клептократов из РК, обогатившихся за счет вывода капитала в страны Запада, в частности США» и внести этих лиц в санкционный список. Наше обращение принято к рассмотрению. Еще до принятия Резолюции Европарламента 11 февраля 2021 года у нас установились деловые отношения с его депутатами, которым в марте мы направили наше официальное обращение с просьбой принять санционные меры к руководителям страны, а также, что важно отметить, и к исполнителям, в том числе судьям, прокурорам, полицейским начальникам, на которых у нас есть доказательная база по фактам нарушения прав человека.

– Вопрос, который логично возникнет у некоторых читателей. Кто является спонсором этого проекта?

– Вопрос логичный, и ответ тоже. Спонсора нет, работаем в свободное от работы время. Считаю, что действеннее идейного азамата силы не существует.

– И в завершение, что вы могли бы пожелать нашим читателям для того, чтобы они тоже подключились к гражданским инициативам? Как можно вдохновить инертную массу, которая все понимает, но по сути ждет, когда за нее все сделают другие?

– Есть такое замечательное слово в казахском языке – «Азамат», которое означает быть верным родителям, родной земле. Самых известных общественных деятелей казахский народ называл «нағыз азамат», то есть человек жил не ради себя, а посвятил себя своему народу, своей стране. Я преклоняюсь перед всеми гражданскими активистами, которые несмотря на гонения и риски быть посаженными в тюрьму, без финансового вознаграждения продолжают бороться за достойную жизнь своего народа.

На сегодняшний день именно они элита нашего общества, которая считает, что проблема страны это его личная проблема. Казахский народ зреет, нағыз азаматов становится больше – и когда их число достигнет критической массы, то все мы обязательно придем к победе над авторитаризмом и коррупцией, клептократией и узаконенным криминалом. Народ должен, наконец, поверить в себя и понять, что на самом деле власть его боится. Осталось только проснуться и объединиться вокруг активистов. Когда люди пишут, что в стране нет лидеров, хочется сказать, что самый сильный лидер без народа – никто. А сильного лидера надо еще заслужить, поддержать и идти за ним, несмотря ни на что.

Беседовал – Мирас НУРМУХАНБЕТОВ, фото «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн