О ШАНСАХ ТОКАЕВА УДЕРЖАТЬСЯ У РУЛЯ

«Подобная забывчивость обеих пресс-служб, как мажилиса, так и правительства, похоже, совсем не случайна. И скорее всего свидетельствует о том, что и Нурлан Нигматуллин, и Аскар Мамин не слишком хорошо относятся к Касым-Жомарту Токаеву.

  • «…Если тот факт, что в правительственном пресс-релизе Аскар Мамин упомянут первым, а Нурлан Нигматуллин лишь вторым (хотя последний председательствовал на заседании депутатской фракции партии «Нур Отан», а первый на нем докладывал), можно объяснить обычным служебным рвением чиновников, то «пропажа» Бауыржана Байбека вызывает недоумение.
  • 12 февраля в мажилисе парламента РК прошло заседание депутатской фракции «Нур Отана», посвященное вопросам реализации предвыборной программы партии власти. Мы обратили внимание на некоторые нюансы, из которых можно сделать определенные выводы.

Начнем с того, что в мероприятии под председательством спикера палаты Нурлана Нигматуллина кроме членов фракции приняли участие премьер-министр Аскар Мамин и первый заместитель председателя «Нур Отана» Бауыржан Байбек.

Соответственно пресс-релизы на тему того, что, как и кем обсуждалось на данном мероприятии, опубликовали и пресс-служба мажилиса, и пресс-служба правительства РК. И хотя оба информационных сообщения написаны стандартным бюрократическим языком, сравнение их содержания позволяет кое-что если не установить, то предположить.

Например, в пресс-релизе мажилиса перечень главных участников заседания сформулирован так (цитируем):

«В заседании посредством видеоконференцсвязи приняли участие премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, первый заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек, а также члены правительства».

Тогда как в пресс-релизе правительства это выглядит чуть иначе:

«Премьер-министр Аскар Мамин в режиме видеоконференцсвязи принял участие в заседании фракции партии «Nur Otan», которое провел председатель мажилиса парламента РК, руководитель фракции Нурлан Нигматулин».

Но если тот факт, что в правительственном пресс-релизе Аскар Мамин упомянут первым, а Нурлан Нигматуллин лишь вторым (хотя последний председательствовал на заседании депутатской фракции партии «Нур Отан», а первый на нем докладывал), можно объяснить обычным служебным рвением чиновников, то «пропажа» Бауыржана Байбека вызывает недоумение.

По нашей оценке, это вполне может свидетельствовать о том, что глава казахстанского правительства негативно относится к первому заместителю «лидера нации» по партийной линии, соответственно его подчиненные об этом знают и поэтому отражают эмоции своего шефа в пресс-релизе.

Другое наше наблюдение касается обоих пресс-релизов.

Дело в том, что в них неоднократно упоминается лидер партии «Нур Отан», он же первый президент РК и «лидер нации», но вообще обойден вниманием действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Между тем, предвыборная программа правящей в республике партии реализуется главным образом правительством РК, которое между прочим прямо подчинено и подотчетно президенту.

Подобная забывчивость обеих пресс-служб, как мажилиса, так и правительства, похоже, совсем не случайны. И скорее всего свидетельствуют о том, что и Нурлан Нигматуллин, и Аскар Мамин не слишком хорошо относятся к Касым-Жомарту Токаеву.

Более того, судя по тому, что клерки пресс-служб позволяют себе забывать о нынешнем президенте, Акорда у них не в чести. А это в свою очередь заставляет предположить, что администрация главы государства или не отслеживает, что пишут про Токаева, или не может поставить на место своих коллег. То есть по сравнению даже с недалеким прошлым она потеряла политическое значение и влияние.

Из этих двух, на первый взгляд, не слишком важных наблюдений, мы хотим сделать далеко идущий вывод: Касым-Жомарт Токаев пребывает на посту главы государства только потому, что нужен Нурсултану Назарбаеву в качестве местоблюстителя, который не претендует на престол.

А это в свою очередь заставляет предположить, что как только елбасы покинет этот мир, шансов у Токаева сохранить свое кресло не будет. Просто потому, что на практике и председатель мажилиса, и премьер-министр обладают куда большим влиянием на «суперпрезидентскую» вертикаль, чем формальный глава государства.

Судя по всему, удержаться у руля Касым-Жомарт Токаев сможет только в одном случае – если его поддержит какая-то мощная политическая сила. Например, силовики во главе с председателем КНБ РК Каримом Масимовым. Или семья Нурсултана Назарбаева (или большинство ее членов).

В противном случае Токаеву придется досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья или по причине осознания того, что стране срочно нужен другой, более молодой и энергичный лидер.

KazakhSTAN 2.0

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн