СОБЛЮДАЕТСЯ ли властью КОНСТИТУЦИЯ?

Мы часто слышим с высоких трибун словосочетание «в соответствии с Конституцией Казахстана». А теперь попробуем понять, какое место занимает данное «соответствие» в нашей жизни.

Согласно пункту 2 статьи 4 «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики», то есть является нормативно-правовым актом, обязательным к соблюдению всеми в стране.

В этой связи у нас часто возникают вопросы, какой текст Конституции официально применяется у нас – казахский или русский, поскольку иногда они в переводе отличаются по смыслу. Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к статье 7, где сказано:

1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.

2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Теперь попробуем понять, что означает словосочетание «государственная организация». Государственные организации, согласно гражданскому законодательству – это организации с государственным участием: такие, как государственные предприятия, акционерные общества, товарищества и т.д. А органы местного самоуправления – это маслихаты и акиматы, а также подразделения, входящие в эти же акиматы.

Теперь резонно возникает вопрос, как и где применяется государственный язык, язык законодательства, государственного управления и делопроизводства? В Конституции помимо термина «государственная организация» есть термин «государственный орган». На первый взгляд, эти два слова кажутся одинаковыми, но раз уж они упоминаются в разных нормах, думаем, что у них есть отличия.

Президент, парламент, правительство и центральные исполнительные органы Казахстана, на каком языке они должны вести делопроизводство, соблюдаются ли ими Конституционные нормы о государственном языке? Эти перечисленные органы – это государственные организации или государственные органы?

Какие органы являются государственными, указано в Конституционном законе «О Правительстве Республики Казахстан» в главе III «Отношения Правительства Республики с государственными органами». Перечислим их: Президент, парламент, правительство, центральные исполнительные органы и местные исполнительные органы. Из этого мы видим, что требования пункта 2 статьи 7 об употреблении, наравне с казахским, официально русского языка на государственные органы не распространяется.

Это означает, что все государственные органы – президент, парламент, правительство, министерства и ведомства обязаны соблюдать требования Конституции пункта 1 статьи 7 о том, что государственным является казахский язык. То есть делопроизводство, документооборот и официальные выступления должны проходить только на казахском языке. Это же подтверждает пункт 2 статьи 41, где отмечено: «Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики… свободно владеющий государственным языком…». Аналогичное же требование Конституция предъявляет в пункте 1 статья 58, где указывается: «Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком…».

Из вышеизложенного мы видим, что для первых лиц, выбираемых в руководство страны, Конституция предъявляет требование свободного владения казахским языком. Норма о том, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, берёт начало из преамбулы Конституции, где сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…, принимаем настоящую Конституцию».

Далее статья 93 закрепляет: «В целях реализации статьи 7 Конституции правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом». С того момента, когда Конституция возложила на исполнительную власть данную обязанность, прошло 24 года…

Теперь рассмотрим недавнее историческое событие – сложение первым президентом Назарбаевым Н. А. полномочий президента Казахстана. Согласно статьи 48 Конституцииполномочия президента республики на оставшийся срок перешли к председателю сената РК Касым-Жомарту Токаеву – после принесения присяги народу Казахстана на совместном заседании палат парламента. На этом же заседании парламента 20 марта 2019 года, после вступления в должность, К. Токаев предложил, что наша столица должна носить имя первого президента и называться Нур-Султан.

В этот же день на совместном заседании палат парламента депутаты единогласно проголосовали и приняли направленный президентом Токаевым законопроект “О внесении изменений в Конституцию РК”, об изменении названия столицы. По данному проекту также было заключение Конституционного совета от 20 марта 2019 года № 2, в котором говорится, что в Конституционный Совет поступило обращение президента о даче заключения на предмет соответствия Конституции проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан», далее: «Признать проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» соответствующим Конституции Республики Казахстан».

После внесения этих поправок в средствах массовой информации появлялись разные мнения о конституционности данного закона. Мы тоже решили изучить данный вопрос согласно букве Конституции. Да, в Основном законе есть ограничения касательно внесения изменений, это пункт 2 статьи 48, где закреплено: «Лицо, принявшее на себя полномочия президента Республики Казахстан, по основаниям и в порядке, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан». А, как мы говорили выше, полномочия президента Казахстана согласно пункту 1 статьи 48 Конституции на оставшийся срок перешли к председателю сената РК Касым-Жомарту Токаеву. Это норма однозначно гласит – он не вправе инициировать.

Поскольку мы в начале говорили о государственном языке и о его применении государственными органами, то пункт 2 статьи 7 на казахском языке изложен так: «Қазақстан Республикасының Конституциясына өзгерістер мен толықтырулар туралы бастамашылық жасауға құқығы жоқ». И здесь слово на государственном языке «бастамашылық жасауға» по содержанию намного шире, объёмнее, чем слово «инициировать».

Теперь возникает вопрос, может ли правительство Казахстана вносить на совместное заседание палат парламента законопроект “О внесении изменений в Конституцию РК»? В Конституции в статье 53 сказано: «Парламент на совместном заседании Палат:

1) по предложению президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию» – это означает, что у правительства нет таких полномочий. Также не было таких полномочии на тот момент и у президента Токаева, поскольку он на основании пункта 1 статьи 48 принял полномочия президента Казахстана на оставшийся срок.

Порядок внесения изменений в Конституцию утвердил Конституционный Совет постановлением от 04.12.1998 г., за №13/2 «Об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся внесения парламентом Республики Казахстан изменений и дополнений в Конституцию», где отметил следующее:

«Согласно пункта 1 статьи 91 Конституции “изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимый по решению президента Республики Казахстан, принятым им по собственной инициативе, предложению парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение парламента. Решение парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией…”.

Из смысла приведенной нормы вытекает, что право ставить вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию принадлежит Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан. Реализовать его может Президент Республики посредством вынесения проекта закона на республиканский референдум либо на рассмотрение парламента».

Всё вышеизложенное является нашим пониманием буквального значения норм Конституции, которая, согласно статье 3 Основного закона, принята народом Казахстана через республиканский референдум – и где в пункте 1 сказано: «Единственным источником государственной власти является народ».

 Теперь мы надеемся на президента Казахстана К. Токаева, поскольку в своей присяге он нам, народу Казахстана, обещал: «Торжественно клянусь служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности президента Республики Казахстан».

Айыпкан МУХАМАДИЕВ,

кандидат юридических наук

Республиканский еженедельник онлайн