По данным спецслужб России, собирающих сведения для Кремля, самым талантливым племенем в казахском этносе, как выясняется, является шапырашты. Долгое время этот факт замалчивали. Ни при Кунаеве, ни при его предшественниках этот феномен не был разгадан, шапыраштинцев по достоинству не могли оценить. Сейчас, благодаря прозорливости нашего елбасы интеллектуальный и творческий потенциал казахских племен и родов изучен досконально и используется на благо нашей родины. Поэтому маловостребованы выходцы из больших племен. Да, конечно, из аргынов, кереев, дулатов, жалаиров и других племен могут появиться даровитые ученые, писатели, певцы, герои войны и труда…Курмангазы и Абай, Ауэзов и Макатаев, Момыш-улы и Жантурин, Кошкарбаев и Магауин, Сатбаев и Маргулан не были шапыраштинцами. Но истинных государственных мужей, судя по всему, среди представителей этих племен мало. И, видимо, поэтому елбасы поощряет выходцев из того племени, где процент талантливых людей значительно выше, чем в серой массе других родов и племен.
Такая концентрация даровитых и успешных людей в одном племени встречается в истории редко. Судите сами, к небольшому, но славному племени шапырашты относятся сам Назарбаев, его дочь Дарига, возглавляющяя Сенат, ее гражданский муж К.Шарипбаев, племянник Самат Абиш – глава КНБ, А.Есимов – глава фонда «Самрук-Казына», К.Касымов – секретарь Совбеза, Г.Нурдаулетов – генпрокурор, Е.Тургумбаев – министр внутренних дел, М.Бекетаев – министр юстиции, Д.Абаев — министр информации и общественного согласия, А.Шпекбаев – председатель агентства по борьбе с коррупцией, Б.Байбек – первый заместитель председателя партии «Нур Отан», Г.Байжанов – директор службы внешней разведки, Б.Султанов – министр торговли и интеграции, А. Балаева – помощник президента. Родственниками Назарбаева являются: Т.Кулибаев — председатель правления АО «КазМунайГаз», К.Мами – председатель Конституционного совета РК, Н.Абыкаев – бывший председатель КНБ, К.Саудабаев – бывший министр иностранных дел и многие другие. А вот Нурлану Нигматулину не повезло родиться шапыраштинцем, но он имел счастье на шапыраштинке жениться.
А теперь, чтобы стало понятен мой тезис о талантливости шапырашты, обратимся к языку цифр. По данным дореволюционной сельскохозяйственной переписи 1896-1911 годов, численность казахов племени шапырашты не превышала (по данным «Википедии»), 70 тысяч человек. Другие историки приводят цифры поменьше: Н.Масанов – 50 тысяч, А.Темиргалиев («Волости, уезды…Казахи» 2012 г.) – 53 тысячи. Даже в структуре Старшего жуза шапыраштинцы уступали в количестве в пять и более раз дулатам (разные историки называют цифры от 250 тыс. до 373 тыс.). Их было меньше, чем аланов (от 80 до100 тыс.), жалаиров (110 тыс.), шанышкалы (от 60 до 190 тыс.). А казахов племени аргын Среднего жуза было уже тогда более полумиллиона (А.Темиргалив – 753 тыс.), найманов 400 тыс. (А.Темиргалиев – 557 тыс.)…
Профессор Нурбулат Масанов, ссылаясь на дореволюционные источники, утверждает, что на рубеже 19-20 веков численность казахов не превышала 3,4 – 3,5 миллиона человек. Из них 700 тысяч представляли казахи Старшего жуза, 1200 тысяч – три племенных объединения Младшего жуза (Алимулы, Байулы, Жетыру) и 1500 тысяч — племена Среднего жуза («Казахи. Историко-этнографическое исследование». Алматы, 1995).
Получается, что казахи племени шапырашты, по мнению Н.Масанова и А.Темиргалиева, составляли в начале ХХ века чуть более одного процента нашего народа, а по данным «Википедии» – 2%. За сто прошедших лет численность казахов увеличилась более чем в четыре раза. Были, конечно, испытания, от которых одни племена пострадали больше, другие меньше. Например, голод начала 30-х годов по-разному отразился на судьбе людей, проживающих в различных регионах республики. Была война, которая тяжелым катком прошла по всей нации. Бронь на освобождение от службы в Красной Армии была у отца Назарбаева – Абиша, он не воевал, но на всех мужчин племени шапырашты она не распространялась. Призывали в армию всех подряд, не делая исключения потомкам торе и хожа. Поверить же в то, что малочисленное племя шапырашты за столетие увеличилось во много раз, а все остальные казахские племена численно не росли, нельзя. Достоверных источников, утверждающих, что женщины племени шапырашты рожали по 30-40 детей, а потенция мужчин-шапыраштинцев сопоставима с потенцией откормленных жеребцов, ученые пока в архивах не нашли.
Вывод из того, что я написал, простой. Шапырашты не превосходят другие казахские племена по количеству. Это племя продолжает занимать в структуре Старшего жуза и всех трех казахских жузов скромное место. 98% казахов представляют другие роды и племена. А чем объясняется столь густое присутствие выходцев из шапырашты во власти? Причину я уже обозначил в начале статьи. Шапыраштинцы, как евреи, талантливее других. За что не возьмутся, все у них ладится.
Говоря языком индийских каст, шапырашты – это казахские брахманы. Все остальные племена – это вайшья и шудры. Их роль выполнять черную работу и угождать шапыраштинцам. По этой причине Назарбаев вынужден продолжать средневековую традицию управления народом с помощью узкого круга избранных людей. Если раньше ханами и султанами могли быть только представители «торе», то теперь ими в основном становятся выходцы из племени шапырашты, а также Нурсултаниды. Такой неологизм, сочиненный по аналогии со словом «чингизиды», предлагаю читателям взять на вооружение.
Марат ЖАНУЗАКОВ,
г.Кокшетау