Суббота , 5 июля 2025

Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН: МЫ ВЕРНЕМ ПОЛИТИКУ НА ЗЕМЛЮ

Не надо исклю­чать уча­стие ули­цы. Я бы сей­час не стал это исклю­чать по одной про­стой при­чине: за послед­ний деся­ток лет ули­ца три­жды пре­под­нес­ла шоко­вый эффект казах­ской вла­сти и лич­но Нур­сул­та­ну Абишевичу.

Пер­вое это – Жана­о­зен, рас­стре­лом закон­чив­ша­я­ся заба­стов­ка, длив­ша­я­ся боль­ше, чем пол­го­да. Это печаль­ная исто­рия – с про­дол­же­ни­ем, она ни вла­стью, ни обще­ством не завер­ше­на. Яко­бы про­ве­де­но рас­сле­до­ва­ние, и сре­ди нака­зан­ных ока­за­лось боль­ше тех, кто вос­стал за свои пра­ва, и мень­ше тех, кто их рас­стре­ли­вал. То есть стре­лять ока­за­лось более без­опас­ным, чем тре­бо­вать свои пра­ва на улице.

Вто­рое абсо­лют­но шоко­вое воз­дей­ствие, никем не спла­ни­ро­ван­ное, когда народ взял ини­ци­а­ти­ву в свои руки, – это так назы­ва­е­мое дви­же­ние про­тив про­да­жи зем­ли ино­стран­цам. Это был шок не толь­ко для адми­ни­стра­ции, это был шок и для оппо­зи­ции. Никто это­го не ожи­дал, ни вла­сти ока­за­лись не гото­вы, ни поли­ти­че­ские пар­тии были к это­му не готовы.

И послед­нее улич­ное дви­же­ние, кото­рое при­ве­ло к смене пра­ви­тель­ства, – это выступ­ле­ние жен­щин зимой.

Ули­ца может подняться. 

Тот, кто ее отмо­би­ли­зу­ет и при­не­сет повест­ку дня, тот может ока­зать­ся глав­ным «смен­щи­ком» поли­ти­че­ской вла­сти. Об этом долж­но думать. Вся­кие зако­ны, запре­ща­ю­щие интер­нет, запре­ща­ю­щие поли­ти­че­ские пар­тии, все послед­ние регу­ля­ции, кото­рые вве­ли огра­ни­че­ния на выдви­же­ние кан­ди­да­тов в пре­зи­ден­ты – по боль­шо­му сче­ту, они рабо­та­ют на буду­щее. Они не защи­тят Нур­сул­та­на Аби­ше­ви­ча и тех, кого он пыта­ет­ся после себя оста­вить. Наобо­рот, это будет рабо­тать про­тив них. Пото­му что это не вос­при­ни­ма­ет­ся не толь­ко сво­им обще­ством, это не вос­при­ни­ма­ет­ся никем.

Не может рес­пуб­ли­ка огра­ни­чи­вать сво­их граж­дан в их пра­вах. Если вы хоти­те быть лиде­ром стра­ны избран­ным, так вы и изби­рай­тесь по-настоящему! 

Мы видим во всех стра­нах, где про­изо­шла сме­на поли­ти­че­ских лиде­ров, неволь­но новый поли­ти­че­ский лидер вынуж­ден пере­смат­ри­вать про­шлое с точ­ки зре­ния улуч­ше­ний в будущем.

Несмот­ря на боль­шой рывок, боль­шие день­ги, кото­рые посту­па­ли в Казах­стан в свя­зи с бумом энер­го­но­си­те­лей, эти день­ги были про­сто раз­во­ро­ва­ны. Их потра­ти­ли без­дар­но. Теперь мы при­мер­но нахо­дим­ся на таком же уровне, как сосе­ди в Узбе­ки­стане. Узбе­ки­стан и мы сей­час долж­ны бороть­ся за то, что­бы модер­ни­зи­ро­вать свою экономику.

Мы не Малай­зия и не Син­га­пур, кото­рые могут себе поз­во­лить зани­мать­ся высо­ки­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Это при­но­сит им доста­точ­но при­бы­ли в эко­но­ми­ку. Но у нас огром­ная тер­ри­то­рия. Нам нуж­но забо­тить­ся об инфра­струк­ту­ре. Мы долж­ны сохра­нять желез­ные доро­ги, мы долж­ны все вре­мя думать о сво­их авто­мо­биль­ных доро­гах, мы долж­ны думать всё вре­мя о лини­ях электропередач.

У нас кли­мат очень суро­вый, у нас все четы­ре вре­ме­ни года. При­чем у нас холод­но намно­го доль­ше, чем жар­ко; про­хлад­но мно­го доль­ше, чем теп­ло… Всё это накла­ды­ва­ет отпе­ча­ток на нашу жизнь: наша жизнь доро­же, чем, ска­жем, в Евро­пе. Наши люди оде­ва­ют­ся четы­ре сезо­на по-раз­но­му. Мы долж­ны забо­тить­ся о том, что­бы зимой отап­ли­вать свои поме­ще­ния. И питать­ся мы долж­ны по-дру­го­му. Всё это отра­жа­ет­ся на уровне жизни.

Об этом нуж­но думать, и это будет про­бле­мой, кото­рая оста­нет­ся буду­ще­му поли­ти­че­ско­му руко­вод­ству Казах­ста­на. Как они будут за это браться?

Выве­де­ны из стра­ны и укра­де­ны огром­ные капи­та­лы. Есть люди, кото­рые зани­ма­ют­ся их поис­ком. В том чис­ле и я. Мы долж­ны быть гото­вы в тот момент, когда про­изой­дет реаль­ная сме­на вла­сти, сде­лать всё, что­бы эти капи­та­лы вернуть. 

Толь­ко ули­ца может сме­нить кар­ди­наль­но всю ситу­а­цию. Если ули­ца решит сме­нить, я готов буду прий­ти и помочь сво­им зем­ля­кам выстро­ить Кон­сти­ту­цию преж­де всего.

Я 25 лет назад оши­боч­но пола­гал, что надо сна­ча­ла выстро­ить базис эко­но­ми­ки, потом над­стро­ить поли­ти­че­скую систе­му. Я оши­бал­ся: надо было делать и то, и дру­гое сра­зу. Но про­бле­ма заклю­ча­лась в том, что насту­пи­ло 1 янва­ря 1991 года, мы полу­чи­ли неза­ви­си­мость, но боль­ше мы ниче­го не име­ли. У нас про­сто не было ниче­го: не было Цен­траль­но­го бан­ка, у нас не было монет­но­го дво­ра, у нас не было тамож­ни. У нас МИД был игру­шеч­ный. У нас не было погра­нич­ной служ­бы. У нас ниче­го не было.

Это был быв­ший Совет­ский Союз. У нас даже пас­пор­та были Совет­ско­го Сою­за. На послед­ней стра­ни­це толь­ко штамп сроч­но был изоб­ре­тен. В МВД ста­ви­ли штамп «Рес­пуб­ли­ка Казах­стан». Поэто­му нам при­хо­ди­лось решать слиш­ком мно­го задач.

Сего­дня зада­ча дру­гая. Сего­дня обще­ство дозре­ло, что­бы при­нять новую Кон­сти­ту­цию. Кон­сти­ту­ция явля­ет­ся кра­е­уголь­ным кам­нем. Как она будет выстро­е­на, так будет выстро­е­на жизнь. Надо иметь пра­ви­тель­ство, под­от­чет­ное пар­ла­мен­ту. Пар­ла­мент дол­жен быть под­от­че­тен гражданам.

Ника­ких пар­тий­ных спис­ков! Нуж­но вер­нуть­ся к систе­ме одно­ман­дат­ных окру­гов, и пусть поли­ти­че­ские пар­тии борют­ся там. Надо, что­бы депу­тат при­ез­жал к сво­им изби­ра­те­лям, а не по спис­кам. Голо­су­ют по спис­кам, а потом там меня­ют в адми­ни­стра­ции: не извест­но – вче­ра был один спи­сок, после­зав­тра будет дру­гой список.

Нужен депу­тат, кото­рый будет при­ез­жать к сво­им изби­ра­те­лям. Это фор­ми­ру­ет ответ­ствен­ность. Мы вер­нем поли­ти­ку на землю.

Республиканский еженедельник онлайн