Прямо перед главными «государственными выходными» по случаю совершенно неоднозначного «праздника» в социальных сетях и самом обществе неожиданно разгорелся и затем долго утихал новый-старый скандал. Он был связан с возможностью переименования Алматы в «Алма-Ату». Одни посчитали, что это вызов, другие были уверены в дипломатическом трюке в угоду «северному соседу», третьи заявляли о том, что «нас отвлекают», а некоторые просто отмахивались – мол, никакой теории заговора строить не стоит. Но что же это было на самом деле? Какие выводы необходимо сделать из этого «трюка»? Чем он чреват во внутриполитической идеологии?
Эмоции и История
Для начала следует провести небольшой исторический ликбез. Очень небольшой, хотя по этому вопросу можно и кандидатскую диссертацию написать и, наоборот, просто парой фраз ограничиться. Однако есть в мире сорт людей, которых не переубедишь ни диссертациями, ни историческими фактами, ни «показаниями свидетелей». На таких не стоит внимания обращать – они живут прошлым и «благозвучным» названием.
Ведь, по сути, действительно – Алма-Ата это лишь период в истории республики и города. Чисто с историографической точки зрения, этим названием можно определить хронологический период в 72 года, с 1921 по 1993-ий. Но здесь необходимо подчеркнуть – это в русскоязычной историографии, поскольку и в советский период, и до него название города (и местности) было одним и тем же – Алматы. Поэтому странны умозаключения некоторых уважаемых людей, что якобы и для казахов нынешнее название чуждо.
Отдельную научную статью можно посвятить исторической топонимике, хотя в 2000-х годах этому были посвящены две большие международные научно-практические конференции. По их выводам и последовавшим за ними научным обоснованиям и было принято решение о 1000-летии города. Кстати, интересное наблюдение – те, кто громче всех кричит об «исторической справедливости», требуя возвращения имени «Алма-Ата», вдруг обрезают эту самую справедливость ранее 1854 года (основания крепости Верный).
Вместе с тем, еще в 1853 году майор Перемышельский, основатель укрепления Заилийский, в донесениях руководству эти места называл не иначе, как «Алматы». Четырьмя годами позже прославленный географ Петр Семенов-Тянь-Шанский, упоминая о Верном, уточнял, что это «город Алматы». А в 1868 году, когда встал вопрос о перерождении крепости в город, планировалось дать ему имя «Алматинск», но потом все же назвали «Верным». А вот в словаре Брокгауза и Ефрона образца начала ХХ века в статье про этот город пишется «на месте бывшего здесь прежде поселения Алма-Аты (Яблонное)» и подчеркивается, что «туземцы, а отчасти и русские, часто называют Верный по-старому – Алма-Аты».
Именно это название (Алма-Ата) пришлось по душе большевикам в 1921 году. И это довольно показательно – с одной стороны новая власть рушила старые колониальные устои, но с другой, далеко от них не отходила, оставляя за собой право на окончательное решение и контролируемый «национальный вопрос».
Не город, а мечта
Итак, начинается период в истории нашего города – большая глава под названием «Алма-Ата». Нельзя отрицать, что в советский период он начал развиваться бурными темпами, хотя до определенного времени оставался красивым и милым провинциальным городком. Впрочем, в этом была его изюминка. В конце 20-х годов прошлого века он становится столицей республики и превращается в крупный административный центр. Вскоре сюда в ссылку направляют первую советскую оппозицию (когда ее еще расстреливать в подвалах не начали), а после начала Великой Отечественной Алма-Ата становится второй родиной для русской и советской интеллигенции, звезд театра и кино. Параллельно в городе появляются новые и эвакуируются действующие заводы.
В эти годы столица республики уже для русскоязычного местного населения не склоняется – «Алмата», хотя при этом широко бытует привычка называть город во множественном числе (например, «приехал из Алматов»). Но это на бытовом уровне. Город растет и хорошеет, вызывает восторг у зарубежных гостей и истинную любовь у «понаехваших» со всего Союза командировочных, которые решаются здесь остаться. При этом по процентному составу русскоязычного населения он, как адмцентр союзной республики, уступает лишь столице РСФСР и страны – городу-герою Москве. Состав коренного населения хоть и увеличивается, но очень низкими темпами – если в 1959 году казахи составляли 8,6 процентов, то к 1989-му они не набирали и четверти от всего населения Алма-Аты. К слову, даже к началу нового тысячелетия казахи составляли 38 процентов.
Не секрет, что во времена соцреализма казахи (а точнее, казахоязычные) в своей столице оставались в ранге «младшего брата», а если быть более прямолинейными – «второго сорта». Был негласный запрет (или жесткое ограничение) на прием азиатов в некоторые сферы деятельности – например, в таксомоторные или автопарки. Квартиры коренным выдавались по принципу «первый и последний предлагать». По этому принципу получали жилье даже казахи в ранге министров и руководителей ведомств. А если прогуляться по спальным микрорайонам того времени, то семьи рабочих и служащих «из очень местных» жили либо на первом, либо на четвертом (самом верхнем) этажах. Но это так, к слову.
Универсальная тема
Потом был Желтоксан и «косые взгляды на косоглазых» со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Но мы сейчас не об этом. Незаметно на нас упала независимость, и на второй ее год русская версия названия столицы РК стала идентичной казахской. Особого шума тогда не было – с одной стороны люди просто занимались выживанием, а с другой тогда все переименовывалось и большинство населения считало это естественным.
Но потом все изменилось. И изменилось в худшую сторону. Алматы, как и вся страна, оказалась в глубоком и хроническом кризисе. Пропасть между богатыми и бедными не просто росла – она оказалась непреодолимой. Тогда многие стали с тоской вспоминать хоть и дефицитные, но спокойные и стабильные советские годы, считая, что независимость и все, что с ней связано, все испортили. Конечно, додуматься до того, что дело в правителях, которые, по сути, остались прежними, было трудно и опасно, поэтому ностальгия по прежним временам стала носить стойкую социальную окраску. А споры на тему «правильного названия» стали подниматься ближе к концу 90-х, а в начале «нулевых» они приобрели уже в некоторой степени агрессивный характер. В отличие от «победобесия» и георгиевских ленточек, эта тема не была привязана к определенной дате – ее можно было развить в любой момент.
Можно проследить, кто и как поднимает тему «Алматы или Алма-Ата», какие СМИ в этом играют роль разжигателей страстей, но мы на этот раз этого делать не станем – смысл данного материала в другом. Просто следует обратить внимание, что «разжигатели» умело пользуются почти научным открытием, по которому не только национальный или религиозный вопрос легко может возбудить любого, но и вопрос топонимики. Причем эта тема немного выходит за пределы внутренней политики Казахстана, прямо или косвенно касаясь проблем «русского мира», латентного сепаратизма и прочих подобных вещей.
«На собачку драчку»
Последним (а точнее) предпоследним из них была вырванная из контекста цитата Ермухамета Ертысбаева об «Алма-Ате», ставшая приманкой и одновременно раздражителем определенной части населения. Это было как в детской игре «на собачку драчку», но не в смысле, кто первый возьмет, а так, чтобы «драчка» возникла. Поэтому к приведенным во вступлении к материалу версиям можно с уверенностью добавить, что эта тема легко может рассорить даже тех, кто вроде бы находится в единых рядах.
А то, что это непросто так вылезло накануне сакральной даты 16 декабря, говорят неприкрытые технологии – когда сайты-миллионники и так называемые «редакции влияния» вдруг занимаются «высасыванием из пальца» и ссылаются на весьма сомнительный сайт, который уже был знаменит выпуском фейковых или полуфейковых новостей. По инсайдерской информации, к этому выбросу причастны двое из идеологической сферы и профильного ведомства. Возможно, даже и ответ был заготовлен.
Однако было больше похоже на то, что Акорда обороняется. И сделано это было неуклюже. Вместо того, чтобы заявить о том, что тема переименования невозможна по таким-то причинам (типа, нет возврата назад и «наука против»), они стали уворачиваться тем, что, мол, другими делами и проблемами Алматы сейчас нужно заниматься. И на этот раз Касым-Жомарту Токаеву плохую помощь оказала его дипломатичность – ведь он мог в разговоре с инициатором возвращения названия прямо заявить ему, что такое невозможно и сделать упреждающий удар через пресс-секретаря или те же соцсети, но он промолчал. Таким образом, он за короткий срок уже второй раз уронил свой авторитет (первый во время интервью «Немецкой волне» и непризнании аннексии Крыма).
Впрочем, если утрату с таким трудом набираемых «очков» Касым-Жомарта Кемелевича учитывали сценаристы этого «трюка», и им не жалко переходного президента, то нужно понимать, что режим в целях самосохранения может пойти на все. Те самые пресловутые «стабильность» и «дружба народов», которые не устают ставить в заслугу «Ноль Первому», вполне могут оказаться паровым котлом, способным взорваться в любой момент. И там думают, что это будет контролируемый взрыв. Однако, учитывая тот факт, что наши управленцы не очень хорошо умеют планировать, то взрыв этот может легко поменять направление. А технику безопасности там, наверху, уже давно перестали соблюдать…
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,
специально для «D»