Прошедшие выборы стали самыми грязными в новейшей истории Казахстана и окончательно «похоронили» веру людей в т.н. «Жаңа Қазақстан», так громко заявленный президентом Касым-Жомартом Токаевым. Неприкрытые действия власти, напоминающие банальное воровство, свидетельствуют о низкой компетенции ответственных за выборы чиновников, которые решили действовать по старой кальке. Карусели и вбросы неплохо работали 15 лет назад, но совершенно не подходят в век развитых социальных сетей и смартфонов, а выявленные фальсификации в один клик становятся достоянием общественности. Дать оценку прошедшим выборам мы попросили правозащитника Альнура ИЛЬЯШЕВА, осужденного за критику партии «Нур Отан».
– Альнур, вы с первых дней электоральной кампании находились на передовой, оказывая юридическую поддержку независимым кандидатам в Парламент РК и маслихат г.Алматы. Как, на ваш взгляд, прошли выборы?
– В общем и к сожалению, выборы прошли ожидаемо. Приятных сюрпризов не было. За исключением того, что пусть усечено, но ряд кандидатов судами после организованных нами исков были восстановлены в своих правах, что сформировало соответствующую, ранее отсутствовавшую судебную практику, за которыми затем подтянулся и ЦИК, оперативно пересмотревший использование необъективных данных миграционной полиции в части требования о непрерывном проживании кандидатов в мажилис на территории страны. В остальном же «продукты Назарбаева» в Акорде все сделали в лучших традициях своего теперь уже бывшего елбасы. Но, как и прежде, разумеющие граждане все это разглядели, а миссия по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ отразила в своем отчете. Не удивлюсь, что в результате деятельности этих политтехнологов из Администрации президента на следующих выборах в Алматы явка приблизится к 20%, еще больше снижая доверие избирателей к формируемым органам власти и усугубляя тем самым складывающийся кризис легитимности власти.
– Алматы показал самую низкую явку в истории. С чем это связано и что должно произойти, чтобы активизировать наших граждан?
– Это естественный процесс, в который я бы предпочел не вмешиваться. Общество и истеблишмент получают то, что они заслужили. Первое в силу своей пассивности, а второе из-за использования манипуляций и фальсификаций для сохранения власти в своих руках. Как и прогнозировал на этапе выдвижения Макс Бокай, на этих выборах сработал парадокс Кондорсе, сформулированный еще в XVIII веке. И мы можем воспользоваться этим в интересах общества для перехвата контроля над городом и страной на предстоящих внеочередных выборах.
– Не говоря о партийных списках, более 20 мест из 29 по одномандатным округам заняли члены партии «Аманат». То есть «Аманат» максимально заполнил места в Парламенте и маслихатах своими людьми. Можно ли в такой ситуации рассчитывать на положительные изменения в стране, когда что не делай, все получается «Аманат»?
– Ну, что можно ожидать от «продуктов» Назарбаева, бесконтрольное правление которого окончилось массовыми протестами и пролитием крови? Пока во власть не будут включены лидеры и эксперты из гражданского общества, в итоге будет получаться даже не «Аманат», а банальный «Нур Отан». Вся мнимая экспертность Акорды и Правительства исчерпала себя за прошедший после Кантара год. Кто-нибудь может назвать их позитивные достижения за этот период? Посадки ряда чиновников и бывших небожителей не в счет, Назарбаев тоже регулярно после политических кризисов устраивал такие чистки, но еще раз повторюсь, это не спасло страну от Кантарского кровопролития.
– Наше гражданское поле состоит из носителей двух идей. Одни считают, что нам нужен эволюционный путь развития, другие революционный. Можно ли утверждать, что после прошедших выборов сторонников эволюции поубавится?
– Более того, у меня есть опасения, что когда внутренней политикой в Акорде занимается опытный терролог (эксперт по терроризму), то существующие в его голове образы в качестве примеров нам могут случайно навязать Сирию, Ливию, Ирак и Афганистан. Тем более, что он бывал в таких странах с научными и прочими командировками.
К сожалению, в этих странах до сих пор тлеют вооруженные гражданские конфликты с активным вовлечением зарубежных игроков. И надо понимать, что для управления ведущими войну государствами особых компетенций и человеческих качеств не требуется. Там главное наличие у лидера сильной руки и воли, способных дать приказ «стрелять без предупреждения на поражение». А для дальнейшего развития нашей страны и общества нужен человек с иным, более позитивным опытом и знаниями на посту государственного советника.
Например, я не знаю, кто из чиновников в высоких кабинетах Астаны перенимал опыт в Норвегии с ее нефтегазом и триллионным Пенсионным фондом или в Исландии, не имея у себя Нацфонда, достойно вышедшей из банковского и политического кризисов 2000-х годов. Или же в Финляндии, когда-то давшей серьезный отпор сталинской агрессии и на десятилетия сумевшей выстроить добрососедский диалог с одной из самых нестабильных держав.
Касательно революционного сценария в ближайшие годы для Казахстана я глубоко сомневаюсь, там нужна критическая масса интеллектуалов для формирования соответствующей идеологии, чтобы после насильственного захвата власти удержать ее, не допустив контрреволюционной реакции. А если кто-то у нас на это наивно рассчитывает, то пусть сначала посмотрит, чем закончились «арабская весна» и победа на постреволюционных выборах для президента Мухаммеда Мурси в Египте.
Но следует признать, что многочисленные грубые фальсификации на этих выборах повысили градус радикализации в среде политических активистов. Многими кандидатами это было воспринято как личное оскорбление со стороны властей, а это включает уже другой, более глубинный мотивационный элемент в человеке.
– Как вы намереваетесь отстоять нарушенные права кандидатов и какие нарушения носили массовый характер?
– Для сохранения мирного характера политического протеста мы собираемся использовать всевозможные процессуальные инструменты в виде административных исков и жалоб в вышестоящие избирательные органы, а затем при отсутствии должной реакции от уполномоченных органов – организацию митингов и пикетов. Кроме того, мы займемся активным воздействием на «избранных» кандидатов Мажилиса и маслихатов, чтобы они ощутили весь груз обязанностей принятого ими депутатского мандата. Ожидаем даже, что в течение ближайшего года некоторые из них уже самостоятельно подадут в отставку.
– До выборов вера людей в т.н. «Жаңа Қазақстан», заявленный президентом Токаевым, составляла 50/50. Есть еще сомнения?
– Для того чтобы добиваться своих целей, лично мне вера в такой мысленный конструкт, как «Жаңа Қазақстан», не нужна. Я верю в Бога, и полагаюсь на Него, а также знаю, что рано или поздно, но коллективное стремление казахстанцев к лучшему для себя и своих потомков даст свои плоды. Нам (имею в виду экспертам и общественным деятелям) нужно лишь личным примером показывать, как это сделать наиболее эффективно в качественном, количественном и временном измерениях.
– Что полезного дали нам прошедшие выборы?
– Прошедшие выборы открыли нам новых потенциальных лидеров, которые смогли пройти через круговерть предвыборного этапа, и сегодня бьются, чтобы отстоять голоса своих избирателей. Еще раз повторюсь, совершенный против них обман дал людям новую мотивацию и новые цели, в том числе наказать виновных в этом электоральном «беспределе» лиц. Если на выборах 2021 года алматинский ТИК осаждали мы с Маратом Турымбетовым, а на президентских выборах 2022 года нас было пятеро, то в этот раз собралось уже несколько десятков человек, что вынудило власти выставить вокруг него значительные полицейские силы и забаррикадировать запасной вход. На мой взгляд, это значит, что масса желающих лично участвовать в изменениях граждан растет почти в геометрической прогрессии и скоро может достичь необходимых критических размеров.
– После череды «сливов» победа главного редактора нашей газеты Ермурата Бапи воспринята неоднозначно. Что вы думаете по этому поводу? Со своей стороны могу заверить, что демократичность и либеральность Ереке дает мне основания полагать, что ваш ответ не будет редактироваться.
– Когда пошла первая волна информации о том, что для победы Ермурата Бапи активно работает «административный ресурс» со стороны местных властей и стали распространяться его фотографии с Ерланом Кариным, делающие отсылку к аналогичному «договорняку» с протестным кандидатом на президентских выборах 2019 года, некоторые молодые и горячие активисты требовали от меня жесткого его публичного осуждения. Я этого не смог сделать, потому что все предыдущие годы он всегда давал мне площадку для высказывания моего критического мнения без купюр на страницах своей газеты. Ключевым доводом, после которого возникшие уже из-за этого их сомнения во мне отпадали, было то, что Ермурат Бапи напечатал мою статью и поддерживал меня, когда я сидел в тюрьме за критику партии «Нур Отан», в те времена, когда данные граждане еще не были в политическом активизме и занимались исключительно своими личными делами.
У мусульман есть такая традиция, восходящая ко временам Пророка (мир и благословение Аллаха ему), дать семьдесят оправданий совершившему какой-то порицаемый поступок и только после того, как они не будут найдены, то порвать с ним отношения. И даже это интервью у меня вызвало определенные внутренние морально-нравственные колебания – давать его или нет. Но в итоге я решил согласиться по причине того, что мы его планировали с тобой, Азамат, еще до этих выборов. А также потому, что я представил, как Акорда запишет эту фитну (смуту) в наших рядах себе очередной победой, позволяющей, оттолкнув Ереке от протестного поля и через возможный бойкот активистами и гражданами газеты «DАТ», сделать его более контролируемым для себя. А сейчас позиция такова, что Ермурат-ага становится неотплатным «должником» гражданского общества, без жертв которого его бы вряд ли включили в этот «список Карина». И ему теперь нужно будет оправдать свой мандат, полученный таким образом, или же для сохранения лица перед, в том числе уже покойными товарищами подать со временем в отставку.
– Этими выборами жизнь не заканчивается. Все же, какие действия необходимо предпринять представителям гражданского общества, чтобы быть в полной боевой готовности?
– Как говорили древние римляне: «Хочешь мира – готовься к войне». Мы и ряд других групп кандидатов уже в этот понедельник начали свою подготовку к будущим досрочным выборам. Учитывая, что игроков на поле стало еще больше, то думаю, этот межэлекторальный период будет довольно насыщенным и, благодаря высокому репутационному «травматизму» среди назначенных Акордой и местными акиматами депутатов, коротким. Надо напомнить, что предыдущие выборы проходили всего два года назад. Поэтому без оглядки на других мы уже начали соответствующую работу. А там должны и моя и других политически осужденных активистов судимость погаситься, чтобы мы смогли принять личное участие и победить в предстоящих выборах.
В заключение этого интервью перефразирую одну аллегорию моего визави. «Для того, чтобы состоящий из посчитанных Кариным депутатов мажилис и карманных маслихатов работали в интересах всех избирателей страны и своих округов, а не одних только спискосоставителей, пока не обязательно чтобы среди них появлялись политические волки из протестного поля. Тем достаточно знать, что для них политическая зима с ее длинными ночами пришла, а волки-оппоненты кружат вокруг стен их кошары и при малейшей возможности готовы запрыгнуть в нее, чтобы утянуть на корм публике самых слабых из них».
– Спасибо за откровенную беседу!