Пятница , 4 апреля 2025

Альнур Ильяшев: МЫ МОЖЕМ ОТПРАВИТЬ ТОКАЕВА НА ВТОРОЙ ТУР

  • Несмотря на оставшееся наследие Назарбаева в виде драконовских антидемократических законов, всегда найдутся те, кто находит лазейку, чтобы использовать эти законы против их же авторов. Один из таких – гражданский активист и правозащитник Альнур Ильяшев, которому удалось пусть и через представителя, но все же вынудить действующего президента отвечать на вопросы в суде. О планах и намерениях истца, выступившего против президента Токаева, читайте в нашем интервью.

Альнур, в социальных сетях гуляет фото доверенности, выписанной самим президентом Токаевым. Что это за доверенность и как вы смогли вынудить его на такое?

– Данная доверенность была выписана Касым-Жомартом Кемелевичем для представления его интересов в Верховном суде по поданному мною иску к нему и ЦИК в связи с опубликованной в «Рател.кз» информацией о понуждении отдельных предпринимателей делать взносы в избирательный фонд Токаева. Как юрист и активный гражданин я не мог оставить такой факт без соответствующей реакции в правовом поле. Тем более, что Центральная избирательная комиссия и Верховный суд страны создали для этого соответствующие основания, хотя мы их предупреждали, что не стоит так грубо нарушать закон.

А теперь складывается ситуация, что осужденный политический активист и бывший политзаключенный Ильяшев вынудил президента Токаева объясняться в суде через своего адвоката. Признаюсь, это обстоятельство в определенной степени тешит мое профессиональное честолюбие и оправдывает многие годы отказов судами в защите наших конституционных прав.

Вас знают как ярого оппонента ЦИК и партии «Нур Отан», а нынче «Аманат». С чего началось ваше противостояние и что происходит сейчас?

– То, что упомянутые вами ЦИК, партия власти и другие государственные учреждения являлись фигурантами моих судебных дел – это, прежде всего, следствие порожденной Назарбаевым общественно-политической системы в Казахстане. Наше государство так устроено, что рано или поздно любой взрослый гражданин сталкивается с безобразными проявлениями этой системы, ликами которой выступают именно упомянутые вами организации и структуры. Будь то ненадлежащее оказание государственных услуг или же проявление судебного произвола. И в соответствующий момент каждый гражданин решает для себя смириться и тем самым покориться этому «Левиафану» или же постоять за себя и за свои права.

Я выбрал методичную и планомерную борьбу с изъянами и пороками этой системы, что со временем стало своеобразным образом жизни. Возможно, поэтому со стороны моя деятельность выглядит как некое «ярое оппонирование», хотя я просто делаю то, чему научился и что у меня хорошо получается.

Надо отметить еще один важный фактор – высокая мотивация, которая, как показывает история, нередко возникает вследствие беспредела, совершенного в отношении конкретных личностей, в том числе незаконное лишение их свободы и иных прав. Что имело место и в моем случае.

Мы знаем, что вы обращались в Верховный суд. Что он вам ответил и какую занял позицию?

– Верховный суд, как и другие казахстанские суды, занял обычную для таких политических дел позицию – отказал в удовлетворении исковых требований. Пока в Казахстане балом правят «назарбаевщина» и «продукты Назарбаева», на другой исход особо рассчитывать не приходится.

С другой стороны, таким путем мы нарабатываем своеобразный «боевой опыт» и прощупываем слабые места этой системы. И при всей для стороннего глаза тщетности наших усилий определенные результаты все-таки есть. В частности, один из инициированных мною судебных процессов нашел свое отражение в Промежуточном отчете Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ с соответствующей характеристикой этой электоральной кампании.

В информационном пространстве не без помощи государственных СМИ сформировалось мнение, что в нашей стране практический нет человека, который мог бы соперничать с Токаевым в плане опыта и узнаваемости на международной арене. При этом часто упоминаются владение китайским и английским языками, его работа в МИД и ООН. Если Токаеву действительно нет равных, тогда почему на президентскую гонку выставили неконкурентоспособных кандидатов?

– Перечисленные вами качества у Токаева, конечно же, есть. Но опыт других более демократичных стран показывает, что это не обязательные параметры, которые должны быть у главы государства, чтобы он осуществлял свое правление эффективно для своих избирателей и народа. Взять, к примеру, президента Украины Владимира Зеленского. Он пришел в политику в 2019 году почти без какой-либо соответствующей подготовки и с легкой руки некоторой части украинцев даже назывался «клоуном». Сегодня же в мире многие используют его образ, как некий ориентир для ответственных политиков новой формации.

Поэтому считаю, что главной проблемой этих выборов для казахстанцев является отсутствие действительного желания у альтернативных кандидатов победить в них и возглавить страну. Доказательством этого является бледность их предвыборной агитации по сравнению с тем, что происходит в нормальных демократических странах. Все выглядело бы иначе, если бы кандидатом был зарегистрирован Нуржан Альтаев, но в Акорде решили перестраховаться и грубо вытолкнули его из этого процесса. Можно сказать, что ЦИК дал регистрацию только тем «конкурентам Токаева», которые в любой момент по команде могут снять свою кандидатуру с президентской гонки в пользу Касым-Жомарта Кемелевича.

Как бы вы спрогнозировали ход и итоги предстоящих выборов?

– Общеизвестно, прогноз – дело неблагодарное. Единственное, что является очевидным для всех, что после 20 ноября 2022 года Токаев останется на посту президента Казахстана. В то же время для меня как человека проактивного самый лучший прогноз – это реализация одного более-менее реалистичного плана и ставка на его удачный исход. Поэтому сегодня я работаю на то, чтобы Токаев и его администрация были вынуждены пройти процедуру повторного голосования (так называемый «второй тур»).

Как вы оцениваете работу независимых наблюдателей, и зависит ли от них что-нибудь?

– Мой опыт наблюдения на выборах с 2004 года показывает, что, только будучи организованным и консолидированным, особенно в условиях авторитарного режима, наблюдение дает реальный результат для страны и общества. Именно это понимание двигает мной активно участвовать в наблюдении и поддерживать других наблюдателей и их организации. И, слава Богу, сегодня в стране есть достаточно организаций, которые качественно готовят наблюдателей и организовывают их работу в день голосования. Пока у меня будет возможность, я тоже буду участвовать в этом важном и нужном для укрепления казахстанской государственности деле.

На сегодняшний день мнения граждан относительно выборов разделились. Кто-то считает необходимым наблюдение, кто-то за бойкотирование, а кто-то и вовсе не принимать участия, пока Закон о выборах не приведут в соответствие с демократическими принципами. Какой позиции и стратегии придерживаетесь лично вы сами? Сориентируйте, пожалуйста, тех, кто еще не определился со своим выбором?

– Каждое из обозначенных вами мнений имеет свою подоплеку и определенные убеждения, а потому имеет право на существование. С другой стороны, концепция проактивности предполагает принятие ответственности за себя и свою жизнь, а не поиска причин для происходящих с тобой событий в окружающих людях и обстоятельствах. Что предполагает некое действие, в случае с выборами обычно таковым является дача своего голоса за конкретного кандидата.

В этот раз помимо наблюдения я и моя семья будем голосовать за графу «Бәріне қарсымын/Против всех», это будет наш вклад в отправку Токаева во второй тур. Пользуясь случаем, хочу призвать и других сограждан, которые собираются или вынуждены пойти на выборы проголосовать аналогично, либо за любого другого понравившегося им кандидата, кроме занимающего сегодня пост президента страны. По Закону о выборах, в случае если мы дружно добьемся того, что никто из кандидатов не наберет больше 50 процентов 20 ноября, то определение президента состоится уже во втором туре.

Многим гражданам, переживающим, что таким образом гипотетически президентом может стать кто-то менее опытный, чем Токаев, хочу сказать, что на этот счет им нужно быть спокойными. Все, у кого голосов будет больше, чем у него, сами отзовут свои кандидатуры, и во втором туре избиратели снова увидят его имя в бюллетене для голосования. При этом для граждан и бюджета это может обойтись в дополнительные не более двух месяцев ожидания и пары десятков миллиардов тенге, что на фоне трех десятилетий «назарбаевщины» и многих триллионов тенге, утекших из бюджета за это время, считаю сущими пустяками.

Но именно так уже в ближайшие недели у страны и народа без массовых митингов и уличных протестов может возникнуть весомый довод для властей начать реальные реформы государственной системы и обновление лиц во главе госорганов из когорты профессионалов, действительно незапятнанных коррупцией и непотизмом.

Откуда такая уверенность, что предлагаемая вами стратегия сработает?

– В свое время «продукты Назарбаева» совершили большую ошибку, незаконно отправив меня за решетку, где мне удалось наконец-то на пару месяцев отвлечься от текущих бытовых и прочих забот, за что я им превелико благодарен (улыбается). Там мне и пришли в голову определенные детали того механизма, который мною активно сейчас используется в рамках отбываемых наказаний с запретами на общественно-политическую деятельность. При правильной расстановке усилий избиратели и гражданское общество могут усадить Акорду за стол переговоров, где и сформулировать основу нового общественного договора и «дорожную карту» по его последующему исполнению.

А в таком случае нам удастся добиться вхождения во власть проверенных людей, которые смогут, находясь внутри системы, добиваться ее реформирования в интересах всего казахстанского народа, а не как у нас привыкли при «назарбаевщине» – в интересах лишь небольшой группы чиновников и олигархов. Поэтому, ценя этот позитивный вклад тюрьмы в мою деятельность, собираюсь передать сегодняшним арестантам вашу газету с ближайшими передачками и призвать всех временных обитателей алматинского СИЗО голосовать «против всех», а затем начать день выборов с наблюдения в его стенах. Надеюсь, следственно-арестованным будет интересно почитать свежие номера «DAT», и они поделятся новостями и моим призывом с другими.

А уже 20 ноября мы с вами увидим, что выберет народ Казахстана – еще семь лет под управлением «продуктов Назарбаева» или же семь лет совместного труда и развития на благо будущих поколений граждан Республики Казахстан.

Благодарю за интересную беседу и желаю удачи в вашем нелегком деле!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн