Пятница , 18 апреля 2025

Альнур Ильяшев: «ПРОДУКТЫ НАЗАРБАЕВА» собираются править нами еще семь лет…

  • В обществе накопилось много вопросов. Один из них – почему казахстанская оппозиция не выставила единого протестного кандидата? Людей также интересует – существует ли кризис в самой оппозиции, почему не произошло слияния новой волны и «старой гвардии» и как поступить гражданским активистам на предстоящих президентских выборах? С этими вопросами мы обратились к одному из ярких представителей новой протестной волны, гражданскому активисту и правозащитнику Альнуру ИЛЬЯШЕВУ.

– Альнур, начнем нашу беседу с самого актуального вопроса политической повестки – досрочных президентских выборов. Вселявшая надежду на консолидацию протестных групп – Коалиция демократических сил (КДС) не смогла выдвинуть единого кандидата от оппозиции. О чем это свидетельствует и как вы сами отнеслись к идее единого протестного кандидата?

– Закрепленное в нашей Конституции идеологическое и политическое многообразие предполагает наличие широкого выбора для избирателей. Но фактически сегодня выстроенная Назарбаевым политико-правовая система лишает граждан такой возможности, а стоящие у руля «продукты Назарбаева» продолжают использовать ее возможности в своих интересах. В этой связи появление «протестного кандидата» в любой возможной форме (будь то конкретная персона или графа «против всех») – вынужденная мера для борьбы с существующим режимом. Так как просто протестные митинги в правовой плоскости не влияют на итоги голосования.

То, что коалиция не смогла выдвинуть единого кандидата, есть следствие общего кризиса доверия в обществе и отсутствия какой-либо четкой организационной структуры в среде оппозиции. Люди, которые смогут преодолеть эти две ключевые, на мой взгляд, помехи, и дадут новый импульс в политической жизни страны.

– Действительно, ряд членов коалиции демсил посчитали, что с нынешним выборным законодательством победа оппозиции невозможна. Они правы, или же с учетом высокого градуса недовольства в обществе и потенциалом независимых наблюдателей, которые показали себя как институт в 2019 году – шанс все же был?

– Шанс есть всегда, как опытный человек в сфере политической юриспруденции я знаю, что даже при существующем законодательстве оппозиция может победить. Но в реальности мы упираемся в две выше обозначенные проблемы. Далеко ходить не надо: 6 октября будет ровно два года, как из тюрьмы протестующими был освобожден Садыр Жапаров и в тот же день назначен частью депутатов премьер-министром страны. А уже через девять дней он стал и.о. президента Кыргызской Республики.

Но всему этому предшествовал многолетний путь и длительная работа самого Жапарова и его соратников, в том числе, будучи за решеткой. У Бауыржана Момышулы есть замечательная книга «Психология войны», где хорошо говорится о столкновении коллективных воль двух армий, но все знают, что армия – это прежде всего организованная структура. А сегодня в оппозиции в силу ряда причин она так и не сформировалась.

– На ваш взгляд, с чем связана спешка с проведением досрочных президентских выборов?

– Причиной этого вижу резкое повышение рисков для «продуктов Назарбаева» на фоне ожидаемого ослабления путинского режима, вследствие развязанной им войны. По моим оценкам, после январских расстрелов казахстанское общество еще полтора-два года не будет выходить на массовые протесты. А если в 2023–2024 году будут проводиться президентские выборы в невыгодных для команды Токаева условиях, то ОДКБ уже не приедет охранять стратегически важные объекты, чтобы высвобождать казахстанские полицию и армию для разгона протестующих.

– Насколько вероятны разговоры о реваншизме семьи первого президента и отстраненных элит, которые имеют огромные капиталы? Ведь они могут создать политическую партию и вступить как в открытую борьбу либо использовать ее, не показывая своих ушей.

– Такая манипуляция активно муссируется, в особенности окружением Токаева в рамках начавшейся электоральной кампании. «Продукты Назарбаева» хотят продемонстрировать обществу, что они якобы так активно грызут руки и политический труп клана, который когда-то вскормил их, что теперь их ничто не связывает между собой. На мой взгляд, если бы это было действительно правдой, с их стороны было бы более достойным и благородным по отношению к своему стремительно стареющему патрону уйти по окончании текущего президентского срока Токаева.

«Продукты Назарбаева» хотят продемонстрировать обществу, что они якобы так активно грызут руки и политический труп клана, который когда-то вскормил их, что теперь их ничто не связывает между собой.

Но те, кто когда-то скормил собственному народу косановщину, вряд ли обладают такими качествами. И сегодня они аккуратно перенаправляют часть доходов квазиназарбаевского сектора экономики на цели, связанные с сохранением текущего статус-кво. Тут реванш не нужен, ведь ключевые бенифициары системы особо никуда не уходили, просто зонтиком забвения от палящего солнца народного гнева прикрылись. Поэтому не удивлюсь, если десятилетия спустя подросшие сыновья Назарбаева попытаются снова стать во главе государства.

– Что следует сделать оппозиции на предстоящих выборах или так и будем делать хорошую мину при плохой игре?

– В нынешних условиях я бы не стал раскрывать наши карты столь публично на таком раннем этапе. Если вы посмотрите на войну в Украине, то заметите, что никто там не анонсирует своих планов разгрома противника; непосредственные исполнители узнают о них от командования только перед выходом на задание, а остальные лишь постфактум из СМИ или после заявлений официальных представителей власти. Но могу заверить, что соответствующие планы есть – как регионального, так и республиканского уровня. Единственное, о чем могу сказать на данном этапе, что гражданам нужно готовиться к организации и участию в широкомасштабном наблюдении на всех предстоящих выборах.

– Как вы оцениваете деятельность независимых наблюдателей? Насколько они могут повлиять на ход событий с голосованием на выборах?

– Мой опыт участия в наблюдении на выборах в Алматы с 2004 года говорит, что в этой сфере у нас состоялся серьезный прогресс, особенно он наметился с 2019 года. Движение независимых наблюдателей в Алматы сегодня стало своего рода локомотивом для всей страны, за прошедшие четыре года мы добились появления у местных властей и избирательных комиссий осознания ответственности за результаты их работы перед избирателями и горожанами.

Ярким свидетельством этого является официально зафиксированная низкая явка на недавнем референдуме в 33% в Алматы. В остальных регионах страны за некоторыми исключениями эта работа еще предстоит, но главное, что соответствующий позитивный опыт в Казахстане уже есть. Поэтому если «продукты Назарбаева» все-таки изберутся на второй срок, то алматинские наблюдатели и избиратели смогут сказать, что они в этом не участвовали и даже сопротивлялись этому насколько могли.

– Вы сами верите президенту Касым-Жомарту Токаеву и его обещаниям? Можно ли говорить о каких-то изменениях?

– По жизни верю и полагаюсь исключительно на Бога, а людям могу только доверять. Если Касым-Жомарту Токаеву как человеку можно было бы доверять, то ему как исполняющему обязанности президента делать это намного сложнее, особенно на фоне задокументированных противоречий между его заявлениями и результатами их исполнения. В этой связи предпочитаю добиваться чего-либо от власти, объединившись с другими гражданами ради общей цели.

– Смерть казахстанского фигуриста Дениса Тена и последовавшие за этим выборы 2019 года способствовали появлению новой волны казахстанской оппозиции, в числе которых и вы сами. Почему не произошло слияния молодого поколения и т.н. «старой гвардии»? Почему не получается объединить опыт старших и энергию молодых?

– Еще ни одно общество не смогло преодолеть поколенческих противоречий, поэтому нынешнее состояние в оппозиции естественно. Молодым как и старшему поколению легче общаться с себе подобными, с понятным образом жизни. А взаимодействие между ними строить всегда легче внутри какой-либо структуры, будь то трудовая, военная или партийная. Но как уже говорилось, у оппозиции сегодня этого нет.

– Глобальные изменения в геополитике способствовали притоку россиян в нашу страну. Насколько это опасно, либо с этого можно поиметь плюсы в виде «прибытия мозгов» и рабочей силы?

– По мне, какие-либо прямые и серьезные угрозы со стороны бежавших от преследований (за политические убеждения или за нежелание участвовать в войне) россиян для нашей страны сегодня отсутствуют. Но зная, как умело «продукты Назарбаева» могут устроить проблемы из ничего в мирное время, не удивлюсь, если это в какой-то момент может привести к отдельным конфликтным ситуациям в нынешних условиях, в том числе в вопросе «релокантов».

Ведь изначально десятки вновь прибывших резидентов не были предусмотрены в статистике при разработке различных планов местных и республиканских властей. Взять, к примеру, ту же ситуацию с ростом стоимости аренды жилья. Если бы у нас во власти не сидели плоды отрицательной селекции, а более эффективные и грамотные специалисты, набранные туда по принципу меритократии, то они бы точно воспользовались этой ситуацией с пользой для страны и общества. Но большинство имеет то, что имеет в виде неизбранных ими представителей власти.

– Учитывая, что оппозиция оказалась не готова к президентским выборам, то очевидно, что она будет готовиться к парламентским выборам. Как вы видите эту борьбу и для чего она нужна? Даже если гипотетически представить, что Альнур Ильяшев стал депутатом, на что вы можете повлиять, учитывая, что вы будете в большом меньшинстве?

– Есть известный военный принцип «воюют не числом, а умением», что сегодня очень хорошо демонстрирует Украина, защищаясь от российской агрессии. Но это будет только после того, как мы попадем в парламент и местные маслихаты. Поэтому предлагаю вернуться к этому вопросу в канун соответствующих выборов.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к вашим читателям с призывом принять активное участие в наблюдении на предстоящих выборах. Ведь, посвятив всего один воскресный день этому простому процессу и получив итоговый протокол со своего участка, они получат интересный общественно-политический опыт ради лучшего будущего своей страны и семьи.

– Спасибо за интересную беседу!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн