Вторник , 13 мая 2025

Арман ШОРАЕВ: Хороший народ ТЕРПИТ плохую власть

Все, что про­ис­хо­дит сей­час на юге стра­ны – это резуль­тат систем­ных сбо­ев и оши­бок, совер­шен­ных вла­стью в послед­ние 25 лет. К сожа­ле­нию, такие инци­ден­ты будут вспы­хи­вать и дальше.

Глав­ная при­чи­на – отсут­ствие соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти для всех. Отсут­ствие соци­аль­ных лиф­тов. Отсут­ствие равен­ства для всех. 

Целые отрас­ли эко­но­ми­ки при­ва­ти­зи­ро­ва­ны малень­кой куч­кой людей. Вся стра­на при­ва­ти­зи­ро­ва­на кру­ты­ми чиновниками. 

Дохо­ды от неф­тян­ки и дру­гих иско­па­е­мых идут не на бла­го наро­да, а на вил­лы и само­лё­ты. Даже день­ги из Нац­фон­да исполь­зу­ют­ся для лата­ния дыр в бан­ках, кото­рые при­над­ле­жат этой кучке.

Если бы у людей был ста­биль­ный источ­ник дохо­дов, кры­ша над голо­вой, сытые и радост­ные дети – раз­ве им нуж­но было бы вцеп­лять­ся сосе­ду или про­хо­же­му в горло? 

Нет! 

Это про­ис­хо­дит не от того, что каза­хи пло­хие или дун­гане пло­хие, это про­ис­хо­дит от того, что каза­хи, дун­гане, рус­ские – вме­сте очень хоро­ший народ Казах­ста­на – тер­пят очень плохую власть.

Ермек ТУРСУНОВ: ДАВАЙТЕ ОБЪЯВИМ «водяное перемирие»

В эти дни, когда на Кор­дае про­ис­хо­дят страш­ные собы­тия, мне на память при­хо­дит мой духов­ный Учи­тель – Герольд Кар­ло­вич Бель­гер. Вы навер­ня­ка долж­ны его знать. Гера-ага. Мне в каком-то смыс­ле повез­ло. Я мно­го лет был с ним рядом, а послед­ние годы так и вовсе вос­при­ни­мал его как сво­е­го отца…

Родил­ся Гера-ага на Вол­ге. В семи­лет­нем воз­расте его с роди­те­ля­ми сосла­ли в казах­ские сте­пи. В дале­кий посе­лок Кара­от­кел, что в Север­ном Казах­стане. Для ребен­ка это было тра­ге­ди­ей. Он ока­зал­ся «во враж­деб­ной сре­де»: все чужое – быт, нра­вы, язык. Но со вре­ме­нем малень­кий Герольд осво­ил­ся. Вер­нее, ему помог­ли. Новые дру­зья – каза­хи. Они помог­ли ему осво­ить и быт, и нра­вы, и язык. При­чем так, что со вре­ме­нем Герольд Кар­ло­вич настоль­ко про­ник­ся, что выучил­ся на педа­го­га и стал пре­по­да­вать каза­хам их же род­ной язык. Поз­же он взял­ся за лите­ра­ту­ру и пере­вел на рус­ский с немец­ко­го неве­ро­ят­ное коли­че­ство про­из­ве­де­ний казах­ских авто­ров. Так он стал ярым защит­ни­ком казах­ско­го язы­ка и его попу­ля­ри­за­то­ром. За что я, любя, назы­вал его «мам­бе­том»! Он не оби­жал­ся, наобо­рот – гор­дил­ся. По сути, Гера-ага был живым сим­во­лом под­лин­но­го интернационализма.

…Когда у него слу­чил­ся пятый инфаркт, я поехал заби­рать его из боль­ни­цы. Мы мед­лен­но шли к моей машине, когда он вдруг оста­но­вил­ся и тихим голо­сом сказал:

– Ей, бала, егер ертең мені­мен бір­де­ме болып қал­са, доста­рым­ның қасы­на жатқы­за­сың… (Если зав­тра со мной что-то недоб­рое слу­чит­ся, поло­жишь рядом с мои­ми друзьями).

А его дру­зья­ми были, в основ­ном, поэты и писа­те­ли. Мно­гие из них поко­ят­ся нын­че на Кенсае.

…Я сам опус­кал его в моги­лу. Как он и про­сил – поло­жил рядом с дру­зья­ми. Непо­да­ле­ку от него лежит Кадыр Мыр­за­ли­ев, чуть даль­ше – Бак­ко­жа Мукай, Ашир­бек Сыгай, ну и все осталь­ные… И Гера-ага – един­ствен­ный ино­ро­дец,  что лежит на Кен­сае рядом с каза­ха­ми… В казах­ской зем­ле… Но кто посме­ет ска­зать, что он там – чужак?

Так вот, в эти дни я все чаще вспо­ми­наю его сло­ва: «Ей, бала, – гово­рил мне мой Учи­тель, – запом­ни, не быва­ет пло­хих наро­дов, быва­ют пло­хие люди. Это как в при­ро­де: есть цве­ты и есть сор­ня­ки. А они рас­тут везде».

Наблю­дая за исте­ри­ей, что тво­рит­ся в соц­се­тях, за тем, как иные «сор­ня­ки» соби­ра­ют очки на люд­ском горе, я пони­маю, как он был прав, наш Гера-ага: нет пло­хих наций, есть отдель­ные пер­со­на­жи. Сво­ло­чи! Нелю­ди! К сожа­ле­нию, они оби­та­ют вез­де. Это они сего­дня зани­ма­ют­ся страв­ли­ва­ни­ем, нагне­та­ют стра­сти и спе­ку­ли­ру­ют на гни­лых иде­ях. Это они в трид­ца­тые годы писа­ли доно­сы на сво­их сосе­дей, а сего­дня вдруг оза­бо­ти­лись чисто­той кро­ви. Они пози­ци­о­ни­ру­ют себя пат­ри­о­та­ми. Защит­ни­ка­ми наци­о­наль­ных инте­ре­сов. В сво­их при­зы­вах они гово­рят о готов­но­сти «уме­реть за оте­че­ство». Если их не попы­тать­ся обра­зу­мить, они зав­тра ста­нут «уби­вать за родину».

Впро­чем, поче­му «ста­нут»? Они этим уже зани­ма­ют­ся. Жгут, кале­чат, уби­ва­ют… Меж­ду тем, хочет­ся напом­нить, что пат­ри­о­тизм по при­ро­де сво­ей не агрес­си­вен. «Пат­ри­о­ты – это люди, любя­щие свой народ. А наци­о­на­ли­сты – это люди, нена­ви­дя­щие дру­гие наро­ды». Так ска­зал когда-то Йохан­нес Рау, феде­раль­ный пре­зи­дент Гер­ма­нии. И с этой его мыс­лью не хочет­ся спорить. 

Да, воз­мож­но, по горяч­ке кто-то заки­пел и вспы­лил, но без про­во­ка­то­ров тут не обо­шлось. И хоро­шо бы умным людям осту­дить горя­чие голо­вы и про­из­не­сти важ­ные сло­ва. «Қазақ сөз­ге тоқтаған халық еді» – «Каза­хи все­гда при­слу­ши­ва­лись к муд­ро­му сло­ву». И, думаю, это отно­сит­ся сего­дня ко всем, кто тут живет, не толь­ко к казахам.

И сего­дня, когда весь мир силь­но оза­бо­чен рас­про­стра­не­ни­ем коро­на­ви­ру­са, меня боль­ше бес­по­ко­ит рас­про­стра­не­ние мар­ги­наль­ных настро­е­ний в нашей стране. Все­об­щее паде­ние куль­ту­ры ска­за­лось на всем осталь­ном. Наше вре­мя запом­нит­ся как эпо­ха мар­ги­на­лов. Они уже вез­де. В поли­ти­ке, биз­не­се, куль­ту­ре и даже нау­ке. Коли­че­ство бан­дер­ло­гов на душу насе­ле­ния пре­взо­шло все мыс­ли­мые нор­мы. Мы ушли от одной дико­сти и при­шли в дру­гую. В такой ситу­а­ции любой баран будет вос­при­ни­мать пас­ту­ха богом, а коз­ла – его намест­ни­ком. А коз­лам ведь все рав­но. Они могут пове­сти за собой не толь­ко на туч­ные луга, но и на бой­ню. Хоро­шо бы пом­нить об этом.

Если чест­но, я с отча­я­ни­ем смот­рю на то, как из нашей повсе­днев­ной жиз­ни ухо­дят такие поня­тия, как сочув­ствие, состра­да­ние, мило­сер­дие, оду­хо­тво­рен­ность… А испа­рив­шись из жиз­ни, они ухо­дят и из созна­ния людей. Сего­дня наши сен­сор­ные кана­лы заби­ты шумом. Ведь что такое соци­аль­ная сеть? Это мик­ро­фон без оче­ре­ди. Это лозун­ги без редак­ту­ры. При­чем все гово­рят одно­вре­мен­но, да еще так гром­ко! Сто­ит шум, но ниче­го тол­ком не разо­брать. Алек­сандр Дюма как-то ска­зал: «Чем боль­ше вокруг пустых людей, тем боль­ше шума они изда­ют». И вот посре­ди это­го шума я хотел бы обра­тить­ся ко всем тем, кто меня слы­шит. И пра­вым, и левым, и бога­тым, и бед­ным, и побе­ди­те­лям, и реван­ши­стам, и тем, кто у вла­сти, и тем, кто в оппо­зи­ции… Коро­че ко всем нам, сегодняшним.

Ребя­та! Нам с вами силь­но повез­ло. К вла­сти при­шел новый чело­век. Он – пра­виль­ный. Я встре­чал­ся с ним, и я ему пове­рил. Нам нуж­но сей­час всем забыть свои оби­ды и объ­еди­нить­ся вокруг него. Объ­еди­нив­шись, мы ему помо­жем. А под­со­бив ему, мы спа­сем наш хруп­кий мир. Вот такая нехит­рая фор­му­ла. Давай­те объ­явим «водя­ное пере­ми­рие». Хотя бы на пять лет. Нам нуж­но, что­бы сего­дня во вла­сти было «поболь­ше Тока­е­вых». Тогда мы еще смо­жем на что-то наде­ять­ся, ина­че про­па­дем все: и пра­вые, и левые, и те, кто сбо­ку припеку…

К сожа­ле­нию, кула­ки у нас нын­че раз­ви­ты боль­ше, чем серд­це, поэто­му нам про­ще драть­ся, чем любить. Но любовь не при­хо­дит к тру­сам. Уме­ние про­щать – удел муже­ствен­ных и благородных. 

Нын­че наше серд­це отмал­чи­ва­ет­ся, пока язык метет. И что забав­но – язык метет о том, что надо быть сме­лым, храб­рым, реши­тель­ным, кру­тым, успеш­ным, кре­а­тив­ным… каким-то там еще. И никто не при­зы­ва­ет стать умным и мило­серд­ным, доб­рым и бла­го­дар­ным. Это ведь не толь­ко хри­сти­ан­ские или ислам­ские запо­ве­ди. Это – незыб­ле­мые обще­че­ло­ве­че­ские правила.

И опять же – поче­му любовь и мило­сер­дие? Пото­му что они – еди­нят. Будь моя воля, я бы загнал все эти пош­лые теле­ви­зи­он­ные шоу с их рафи­над­ны­ми звез­да­ми «в утро», а прайм-тайм отдал бы детям-инва­ли­дам. Я бы стер всю эту хрень в инста­гра­мах и фейс­бу­ках с подроб­но­стя­ми лич­ной жиз­ни совер­шен­но ник­чем­ных типа­жей и запол­нил бы всю содер­жа­тель­ную часть рас­ска­за­ми о жиз­ни онко­боль­ных. Или – пара­олим­пий­цев. Я бы отдал им мик­ро­фо­ны, что­бы они вели с нами неспеш­ные бесе­ды каж­дый день. Думаю, они бы мно­го­му научи­ли нас. То есть всех тех, кто счи­та­ет себя людь­ми с неогра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Мне, к при­ме­ру, очень бы хоте­лось понять, как огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти помо­га­ют чело­ве­ку быть и оста­вать­ся человеком.

Поэто­му…

Поэто­му давай­те поста­ра­ем­ся сохра­нить в себе чело­ве­ка. «Чело­век дол­жен быть поря­доч­ным, – писал Фазиль Искан­дер. – Это осу­ще­стви­мо при любой вла­сти. Поря­доч­ность не пред­по­ла­га­ет геро­ич­но­сти, она пред­по­ла­га­ет неуча­стие в подлости». 

Так что давай­те поста­ра­ем­ся. Нам тут жить. Нам детей и вну­ков рас­тить. И неваж­но, кто мы по нации. Мы все – раз­ные. И мы все – оди­на­ко­вые. Мы – казах­стан­цы. И мы все – люди.

  •  

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн