Своей версией о недавних событиях казахстанской истории в интервью Айгуль Омаровой, опубликованном на сайте Spik.kz, делится экс-председатель КНБ РК Альнур Мусаев.
– Альнур Альжапарович, на днях на одном из казахстанских сайтов появилось интервью с Андреем Шуховым, бывшим казахстанским журналистом, ныне проживающим за границей. Он подвергает сомнению обвинение Рахата Алиева в попытке организовать государственный переворот. Как вы прокомментируете его слова?
– Андрей Шухов был близким другом Рахата Алиева. Поэтому все, что касается их совместных медиа-проектов, на мой взгляд, в его интервью описано объективно. Однако в отношении так называемых «госпереворотов» у него не всё соответствует реальной ситуации.
– Что именно не соответствует? И как это было с вашей точки зрения?
– Шухов прав в том, что тогда нашлись заговорщики, стремившиеся убрать Нурсултана Назарбаева с президентского поста.
– Надо понимать, что ни вы, ни Рахат Алиев этими заговорщиками вовсе не были?
– Было стремление Рахата встать во главе страны. Для этого он готовился выступить в парламенте с разоблачением заговорщиков. Среди них оказались люди из высших кругов власти. Для многих даже сегодня дико прозвучит, что этими заговорщиками были Нуртай Абыкаев, Аман Шабдарбаев, Аскар Кулибаев, объединившиеся с созданной с их подачи оппозицией в лице ДВК. Именно эти люди видели в Рахате, Дариге и Мусаеве опасную силу, могущую лишить их власти и денег. Именно они уговорили Назарбаева дать зеленый свет «младотюркам» на формирование ДВК, которое, начав движение против грядущей «военной диктатуры» Алиева-Мусаева, быстро переориентировалось на попытку свержения Нурсултана Назарбаева.
– Вы хотите сказать, что клановые группировки, набиравшие силу в начале этого века, решили прийти к власти, поддержав оппозицию?
– Увы, но это так. «Южный клан» в лице Абыкаева, Кулибаева, Шабдарбаева планировал переворот руками оппозиции, которую тогда составили люди, находившееся на высоких постах в правительстве, областных акиматах и на ключевых позициях в бизнесе. Алтынбек Сарсенбаев – секретарь совета безопасности, Ораз Джандосов – вице-премьер, Галымжан Жакиянов – аким Павлодарской области, Алихан Байменов – руководитель администрации президента, Нуржан Субханбердин – владелец Казкоммерцбанка, Булат Абилов – бизнесмен, Мухтар Аблязов – министр и многие другие. Все они стали членами ДВК с одобрения Назарбаева.
– В общем-то, некоторые аналитики уже тогда осторожно говорили об этом. Но был ли домашний арест главы государства?
– Что касается домашнего ареста Назарбаева, то дело было так: мой заместитель в службе охраны президента Аман Шабдарбаев в декабре 2001 года попросил у меня разрешение, используя особые полномочия СОП, в целях безопасности ограничить свободу перемещения главы государства Нурсултана Назарбаева территорией резиденции Караоткель. Это был настоящий домашний арест. Именно тогда в Караоткеле состоялась беседа между Назарбаевым и Жармаханом Туякбаем, на которой они обсуждали возможную временную передачу власти в РК председателю мажилиса парламента. Но вряд ли Андрей Шухов в курсе этих событий. В это время они с Алиевым прятались сначала у Шухова, затем за границей.
– Хорошо. А какой план был у заговорщиков, и кого они хотели сделать президентом страны?
– Как известно, ДВК развалился сразу после заявления премьер-министра Касымжомарта Токаева. Это входило в планы заговора. Остались только Жакиянов и Аблязов, еще пара незначительных политических фигур, которые по глупости серьёзно восприняли «поддержку» перечисленных мной заговорщиков. Но заговорщики не рассчитали, что я привезу Рахата Алиева к президенту в кабинет, где они публично объявили о примирении.
– И последний вопрос. Всё же хотелось бы узнать, почему же так быстро развалился первый ДВК?
– Потому что Нурсултан Назарбаев быстро понял, что ДВК выходит из-под контроля, «ДВК-шники» пошли не только против Алиева-Мусаева, но и против него лично.
Айгуль ОМАРОВА,
Spik.kz