Пятница , 4 июля 2025

Бедный рай

По миро­вым запа­сам ура­на Казах­стан на 2‑м месте в мире, угля – на 8‑м, неф­ти – на 11‑м, золо­ту – на 13‑м. Каза­лось бы, имея такие богат­ства, мы долж­ны жить, как в раю. 

Одна­ко по уров­ню мини­маль­ной зар­пла­ты мы на далё­кой 89-ой стро­ке миро­во­го рей­тин­га. По каче­ству жиз­ни, как сле­ду­ет из дан­ных экс­пер­тов Numbeo, мы на пред­по­след­нем 69-ом месте из 71 иссле­до­ван­ной стра­ны. Зато, по кон­трасту, по коли­че­ству мил­ли­ар­де­ров Казах­стан на веду­щих позициях. 

Недав­но орга­ни­за­ция Oxfam опуб­ли­ко­ва­ла отчёт об уси­ле­нии иму­ще­ствен­но­го рас­сло­е­ния в мире. Напри­мер, общее состо­я­ние пятёр­ки бога­тей­ших людей Аме­ри­ки состав­ля­ет более 6 % от бюд­же­та США (0,3÷4,7 трлн. долл.). Состо­я­ние же пятёр­ки оте­че­ствен­ных мил­ли­ар­де­ров, соглас­но дан­ным финан­со­во­го жур­на­ла, состав­ля­ет более 60 % от бюд­же­та Казах­ста­на (16,8÷27,8 млрд.долл.). При этом богат­ство наших оли­гар­хов – это боль­ше чет­вер­ти средств Нац­фон­да (16,8÷61,6 млрд.долл.). Колос­саль­ная сум­ма, осо­бен­но если учесть, что 2,5 млн. чело­век или 14 % насе­ле­ния Казах­ста­на не име­ют сво­е­го жилья, а зна­чит прак­ти­че­ски лише­ны како­го-либо сто­я­ще­го имущества. 

Зву­чит пара­док­саль­но, но, несмот­ря на глу­бо­кий кри­зис и деваль­ва­цию тен­ге, соглас­но того же финан­со­во­го жур­на­ла, состо­я­ние наших мил­ли­ар­де­ров с 2014 года уве­ли­чи­лось почти вдвое, с 9,1 до 16,8 млрд. долл. В про­ти­во­по­лож­ность это­му, сред­няя зар­пла­та в Казах­стане сни­зи­лась на 40 %, с 717 до 437 дол­ла­ров. Так­же умень­ши­лись сред­ства Нац­фон­да – с 77 до 61,6 млрд. дол­ла­ров. А цены на одеж­ду и про­дук­ты пита­ния в стране под­ня­лись почти вдвое. 

Вме­сто того, что­бы замо­ро­зить цены, госу­дар­ство наобо­рот раз­ре­ши­ло вла­дель­цам сква­жин и уголь­ных шахт про­да­вать газ, бен­зин и уголь на казах­стан­ском рын­ке по миро­вым ценам. В резуль­та­те чего кар­ма­ны про­стых людей опу­сте­ли, а сче­та биз­не­сме­нов попол­ни­лись на круг­лые суммы. 

Это при­ве­ло к даль­ней­ше­му росту про­блем­ных кре­ди­тов в стране. По это­му пока­за­те­лю, по дан­ным рей­тин­го­во­го агент­ства Moody’s, Казах­стан вышел на вто­рое место сре­ди стран СНГ. Что­бы как-то смяг­чить дав­ле­ние, госу­дар­ство объ­яви­ло кре­дит­ную амни­стию неза­щи­щён­ным сло­ям насе­ле­ния. Это хоро­шо, но обыч­но бан­ки не рас­смат­ри­ва­ют их заяв­ки из-за низ­ких дохо­дов и отка­зы­ва­ют в кредитах. 

На цели кре­дит­ной амни­стии госу­дар­ство выде­ли­ло 105 млрд. тен­ге или менее одно­го про­цен­та от общей сум­мы всех кре­ди­тов в Казах­стане (13,3 трлн. тен­ге). Это мало, если учесть, что на спа­се­ние акци­о­не­ров бан­ков госу­дар­ство, не заду­мы­ва­ясь, выде­ли­ло почти 3 трлн. тен­ге. Это в 30 раз боль­ше, чем сум­ма кре­дит­ной амни­стии для народа. 

В про­шлом году гор­до заяви­ли, что инве­сти­ции в нашу стра­ну рас­тут, за пер­вое полу­го­дие они соста­ви­ли 12,2 млрд. дол­ла­ров. Кап­нув глуб­же, выяс­ни­лось, что в три круп­ных южных реги­о­на, где про­жи­ва­ет одна треть насе­ле­ния стра­ны, объ­ём вло­же­ний соста­вил око­ло одно­го про­цен­та от общей сум­мы инве­сти­ций. То есть, прак­ти­че­ски ничего. 

Есте­ствен­но, что основ­ные инве­сти­ции пошли в неф­тя­ные и гор­но­руд­ные рай­о­ны. Любой инве­стор захо­чет вло­жить­ся, если видит, что мож­но зара­бо­тать мил­ли­ар­ды. Но от этих инве­сти­ций наро­ду не ста­но­вит­ся луч­ше. Инве­сто­ры эко­но­мят на зар­пла­те наших спе­ци­а­ли­стов, что уж гово­рить о народе. 

Каза­лось бы, имея такую кар­ти­ну рез­ко­го рас­сло­е­ния меж­ду бога­ты­ми и бед­ны­ми, госу­дар­ству нуж­но про­во­дить муд­рую соци­аль­ную поли­ти­ку. Ниче­го подоб­но­го! Мас­со­во рас­про­да­ет­ся госи­му­ще­ство, рас­тёт сто­и­мость обра­зо­ва­ния и меди­цин­ско­го обслу­жи­ва­ния, что ещё силь­нее при­во­дит к соци­аль­ной напря­жён­но­сти в обществе. 

Рост эко­но­ми­ки или ВВП – это не пока­за­тель каче­ства жиз­ни наро­да, это инди­ка­тор роста финан­со­вых рей­тин­гов вла­дель­цев сква­жин, карье­ров и руд­ни­ков. Поэто­му нуж­но стре­мить­ся попасть в трид­цат­ку раз­ви­тых стран не по росту ВВП, а по уров­ню зара­бот­ной платы! 

Ержан ОРЫМБЕТОВ

Республиканский еженедельник онлайн