Дикий поступок Лукашенко с посадкой европейского пассажирского самолета при помощи военного истребителя приведет к моментальному банкротству минского аэропорта, а также национальной авиакомпании «Белавиа» с ее многотысячным коллективом. Но это только начало экономического крушения режима Лукашенко.
На предстоящей неделе ожидается ввод в действие совместных американо-европейских санкций против главных секторов белорусской экономики: банков, калийного производства удобрений, нефтехимии, а также транспортного грузового транзита ЕС – Россия. Эти статьи экспорта приносили в бюджет Беларуси около 8 млрд долларов ежегодно. Что очень даже солидно для небольшой белорусской экономики.
Понятно, что такое экономическое давление Запада быстро вынудит Лукашенко сдаться Путину вместе со страной в обмен на гарантии личной безопасности. Вроде Путин как раз всегда к этому стремился, но в новых экономических реалиях Беларусь – это чемодан без ручки. В составе России это будет новый крупный дотационный регион, который нужно кормить.
А кормить-то особо нечем, Россия тоже уже много лет живет под санкциями, и дотационных регионов там и без Беларуси хватает – от Кавказа и Крыма до Дальнего Востока. Население России давно наелось ура-патриотических лозунгов типа «Крым наш!», там «холодильник уже победил телевизор». Но теперь Путину нужно взять на содержание еще и банкротствующую белорусскую экономику с 10-миллионным населением.
Что делать, и где выход? И чего я опасаюсь? Я опасаюсь, что спонсором этого действа могут выставить как раз Казахстан.
Мы уже и так наш рынок отдали России и Беларуси (особенно по продуктам питания). Наши гостендеры уже забирают филиалы российских фирм. Вы заметили, сколько в стране появилось российских бизнесменов? Они уже семьями сюда переезжают.
То есть наши бюджетные и частные расходы утекают в Россию, а не к нашим товаропроизводителям. Мы кормим именно их товаропроизводителя, благодаря ЕАЭС. Я думаю, что именно экономическая подпитка Казахстана во многом спасла российский бизнес от полного банкротства во время санкций.
Напомню, что наша страна – единственная, испытывающая огромный дефицит во внутренней торговле ЕАЭС. Все остальные от ЕАЭС выигрывают. То есть именно Казахстан в единственном числе является спонсором этого пагубного для нас процесса. Боюсь, что от возможного присоединения санкционной Беларуси к санкционной России экономические убытки Казахстана в рамках ЕАЭС еще больше увеличатся.
Вывод: надо выходить из ЕАЭС, пусть эти друзья – Путин с Лукашенко – сами разбираются с тем, что они делают. Пусть сами несут международную и финансовую ответственность за свои действия.
Мухтар ТАЙЖАН
РЕКВИЕМ по Беларуси
В Сочи происходит очередной акт марлезонского балета под названием «продать остатки суверенитета Беларуси в лапы северного соседа». На третьей за пять месяцев встрече двух мелкотравчатых дряхлеющих диктаторов оба выглядят удручающе. Путин впал в маразм, ему одиноко, и он уже буквально затаскал Лукашенко, готового приехать поразвлечь хозяина в любое удобное для него время – «президент по вызову».
Официальная часть встреч уже в который раз кажется даже на уровне протокола пустой: согласовать две карты по «Союзному государству» (опять не согласовали); обсудить запуск первого энергоблока БелАЭС (каким боком геронтократы к ядерной физике – загадка); перетереть на тему российской спецоперации ГРУ с принудительной посадкой гражданского борта Ryinair ради ареста мутного персонажа Протасевича и его русской подружки.
Повестка скудна и неубедительна, так сказать, поговорить о погоде за огромные казенные деньги.
По интернет-просторам гуляет список хотелок Кремля к жадному белорусскому дедугану в рамках первого этапа «интеграции» – в частности, передача российским олигархам белорусских НПЗ, калийных месторождений и «Белавиа» (вот вам еще один аргумент в пользу следа ГРУ, ведь цена актива тает на глазах), создание военных баз ВС РФ в Беларуси и полное согласование внешней политики с РФ. Т.е. 100% подчинение КГБ РБ российским спецслужбам, переход на единую валюту с центром эмиссии в России, заход российских политических структур и СМИ в Беларусь, а также русификация белорусской истории и топонимики…
Лукономика, которая строилась на полной привязке к РФ, катится в тартарары. В 2020 году ВВП упал на 7,4%, а в 2021 году ожидается проседание еще на 10% по пессимистичному прогнозу. Выход из рецессии не проглядывается даже на горизонте. Ведь наблюдается перепроизводство продукции местными предприятиями, а внешние рынки потеряны при падении внутреннего спроса. Донорская российская путиномика чахнет такими же темпами, а значит, может только передать сигнал «вы держитесь там»…
В 2020 году белорусские экспорт и импорт упали на $4,8 и $7,2 млрд. соответственно. Даже товарооборот с РФ обвалился на 30%! Растет только внешний долг, который к январю 2021 года перевалил за $41 млрд. При этом львиная доля долга числится за государством и госпредприятиями – 42% и 37%.
В общем, миф о белорусском экономическом чуде оказался блефом, миражом, а российская финансовая помощь была рассчитана лишь на то, чтобы загнать Беларусь в кабалу и лишить её народ всего его достояния и пустить по миру. Путинисты исполняют реквием по Беларуси, в котором её безумный диктатор играет главную партию…
Тем временем
Женева в интерьере ПУТИНСКОЙ гоп-стоп политики
Считанные дни остаются до встречи президента США Джо Байдена и Путина в Женеве. Уже почти 10 лет стороны не проводили переговоров на высшем уровне, и Путин буквально мечтает посидеть за столом с мировым авторитетом. Российская пропаганда подает грядущую встречу как признание за РФ роли глобального игрока со своими зонами влияния, однако вернее предположить смыкание рядов коллективного Запада для отгораживания от российского ящика Пандоры.
Знающие люди говорят о предстоящей Женеве как о некой реинкарнации «тильзитского свидания» 1807 года. Тогда произошла судьбоносная встреча между императором Франции Наполеоном и российским царем Александром І. Россия потерпела поражение в войне четвертой коалиции от французов. В итоге Наполеон навязал свои кабальные условия, которые удалось пересмотреть только в ходе войны 1812 года.
Иронизирующих на тему, что США могут пойти по стопам наполеоновской Франции, следует сразу разочаровать – параметры двух государств совершенно разнятся, и мысли Пушкина: «Тильзит!.. при звуке сем обидном Теперь не побледнеет росс» здесь не уместны.
Путинская Россия, хотя пытается демонстрировать свой статус мировой державы, в действительности очень и очень далека от этого, исходя из слабости ее экономики, разделенной между лояльными Кремлю олигархами, сырьевого характера ВВП, отсутствия внятной глобальной идеологии. Российская политика в мире – это действия от противного. Вместо альтернативы предлагается констатация факта – мы просто не Запад, но кто мы непонятно. Подобная зияющая смысловая пустота не может быть привлекательной по определению, а то к чему привел «русский мир» лучше всего видно по Приднестровью, Абхазии, Донбассу, Сирии – местам безвыходности, страдания и боли.
Важно указать, что встреча Байдена и Путина будет финальным пунктом европейского турне американского лидера. Российский «обнуленец» в самом хвосте графика, после встреч президента США на полях саммитов G7, НАТО и ЕС-США.
Россия – это приоритет номер четыре, не более чем. Байден получит от стран партнеров полный пакет претензий к Путину за его гоп-стоп политику и будет долго возить его мордой по столу переговоров в Женеве. В фокусе внимания компенсация от россиян за вмешательство в американские выборы, разбор полетов относительно подрывных акций российских спецслужб в странах Запада с применением химического оружия, диверсий, а также использования белорусского флага для прикрытия воздушного терроризма против гражданских самолетов третьих стран. Будут подниматься вопросы военных маневров на украинских границах, использования российских наемников в горячих точках, милитаризация Арктики, кибератаки, компании пропаганды и распространения фейков. Байден собирается строить «Альянс демократий», чтобы данный инструмент использовать для сдерживания авторитарных тенденций в мире, эпицентром которых являются именно Россия. Путинцы не хотят рассматривать Женеву как возможность покаяния в своих преступлениях, для них это не путь в Каноссу.
Сам Путин чувствует, что скорее всего Байден – это последний лидер США, с которым он встретится на своем веку, а потому данному рандеву уделяется такое огромное символическое значение. Для него это как итог долгого пути от первой встречи с Клинтоном в далеком 2000 году. Тогда президент-демократ также обсудил с Путиным вопросы международной повестки, но российский лидер смотрелся довольно жалко на фоне уходящего с поста американского коллеги. Все последующие 20 лет Путин бился над тем, чтобы изжить последствия травмы от тогдашнего унижения и чувства лидера страны третьего сорта.
В итоге он по факту завел Россию в куда более худшую ситуацию – на нее смотрят как на изгоя, беспредельщика и державу-террориста. Путин так и не перерос уровень дворового питерского гопа, что оставило свой глубокий отпечаток на всей России, которую избегает приличное общество.
Телеграм-канал «Dongelek Ystel» (КГО)