Православный священник Иаков Воронцов, ранее публично заявивший о намерении создать в Казахстане автокефальную православную церковь, независимую от Московского патриархата, и открыть представительство Вселенского (Константинопольского) Патриархата, пару дней назад на своей странице в Facebook написал, что это необходимо тем верующим, кто утратил доверие к РПЦ из-за её поддержки войны в Украине.
Инициатива, как подчеркивает автор, направлена не против Русской православной церкви, а во имя религиозного плюрализма, свободы совести и укрепления духовного суверенитета Казахстана. Присутствие Константинополя в республике может, по его мнению, усилить гуманитарную дипломатию, особенно на фоне укрепляющихся связей с Турей (Константинополь) и другими православными странами, а также подтвердить международную репутацию Казахстана как страны баланса и открытости.
Иаков Воронцов сообщает, что официальные обращения по данному вопросу к ряду высокопоставленных лиц, включая председателя КНБ и министра иностранных дел, были переадресованы в Комитет по делам религий. Ответы государственных органов свидетельствуют: юридических препятствий к регистрации религиозного объединения в юрисдикции Константинопольского патриархата не существует. Однако священнослужитель задается тревожным вопросом: готово ли государство защитить его от возможных провокаций со стороны противников этой инициативы, намекая на давление, ранее оказанное на него, вплоть до обвинений в экстремизме.
Иаков Воронцов предлагает альтернативу РПЦ в Казахстане
Инициатива по созданию в Казахстане представительства Вселенской Православной Церкви (Константинопольского Патриархата) затрагивает не только интересы православных и служит реализации права на свободу вероисповедания, но также способна принести Казахстану ряд преимуществ.
Сегодня Казахстан укрепляет свою субъектность во внешней и внутренней политике, включая духовную сферу. При этом всё православное присутствие в стране де-факто сосредоточено в структурах Русской Православной Церкви Московского Патриархата, административный центр которой находится за пределами РК и прямо вовлечён в идеологическое сопровождение внешнеполитической повестки РФ. В этих условиях создание представительства Константинопольского Патриархата – не акт конфронтации, а стратегически выверенный шаг:
укрепляющий религиозный плюрализм;
создающий конфессиональный баланс;
расширяющий международные каналы гуманитарной дипломатии (особенно с Турцией и странами православного мира);
защищающий свободу совести и снижающий риски идеологической монополии.
Создание представительства Константинопольского Патриархата не в пику действующим религиозным объединениям (в том числе РПЦ), а в дополнение – это шаг к духовному балансу, международному уважению и внутреннему согласию.
Вселенский Патриархат известен своей нейтральной, диалоговой позицией, широким международным авторитетом и готовностью к сотрудничеству в сфере просвещения, культуры и прав человека. Его присутствие в РК – сигнал миру: Казахстан стоит на страже баланса, открытости и свободы.
Это предложение соответствует не только духу времени, но и интересам стабильности в условиях религиозного и геополитического давления.
Это предложение я направил Председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Сагимбаеву Ермеку Алдабергеновичу, Министру культуры и информации Республики Казахстан Балаевой Аиде Галымовне, Министру иностранных дел Республики Казахстан Нуртлеу Мурату Абугалиевичу, Государственному советнику Республики Казахстан Карину Ерлану Тынымбайулы и Председателю Сената Парламента Республики Казахстан Ашимбаеву Маулену Сагатханулы.
Все обращения были рассмотрены положительно и переадресованы для ответа в Комитет по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Ответ Председателя комитета Хатиева Ануара Нурмановича аналогичен тому ответу, который я получил в декабре 2023 года на обращение на имя Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Из ответа следует, что препятствий к регистрации православного религиозного объединения в юрисдикции Константинопольской Церкви не имеется. Создание такого религиозного объединения по инициативе граждан оправдано законом и не противоречит интересам Республики Казахстан.
Государство у нас отделено от религии и не вмешивается во внутренние дела конфессий. Поэтому оно не будет ни помогать, ни препятствовать. Комитет по делам религий рекомендует приступить к формированию Учредительного собрания и последующей регистрации церкви.
Вот интересно, если я начну реализовывать это своё и наше законное право, защитит ли меня закон от новых провокаций со стороны противников инициативы? И к каким именно провокациям мне готовиться? Уголовное дело по экстремизму против меня не выгорело – полиция меня оправдала. Что они предпримут дальше: подкинут мне наркотики или сразу киллера наймут?
Иаков Воронцов F