Пятница , 4 июля 2025

БЫЛА как птица ФЕНИКС

Приш­ла тяже­лая весть – на 59 году жиз­ни скон­ча­лась наша кол­ле­га, еди­но­мыш­лен­ни­ца, жур­на­лист и редак­тор про­ек­та «ДАТ» Бахыт­гуль Макимбай. 

Баке была сде­ла­на из осо­бой “ста­ли”. На вид тихая, скром­ная, неза­мет­ная, но по духу деся­те­рым муж­чи­нам фору даст. Более 20 лет она пле­чом к пле­чу с Ерму­рат Бапи вела неуби­ва­е­мый оппо­зи­ци­он­ный про­ект «ДАТ» – мно­го­крат­но суди­мый, закры­тый, но все­гда воз­рож­да­ю­щий­ся из пеп­ла. Пото­му что была такая пти­ца Феникс как Бахыт­гуль. Их тоже били, пре­сле­до­ва­ли, пуга­ли, суди­ли… Но от раза к разу коман­да Бапи-Маким­бай ста­но­ви­лась еще креп­че и упря­мее, пото­му что креп­ли убеж­ден­ность и огром­ная вера в свою право­ту. Ничто не мог­ло сло­мить Баке…

А вот про­кля­тый ковид убил. Про­сто все мы люди и за наш дух рас­пла­чи­ва­ет­ся наша био­ло­гия. Орга­низм Баке не выдер­жал болезни… 

Даже не пред­став­ляю «ДАТ» без Бахыт­гуль – что быва­ет, когда кос­мос поки­да­ет душа? Ухо­дит пле­я­да луч­ших жур­на­ли­стов, жив­ших без стра­ха и ста­вив­ших на кон про­фес­сии всю свою судьбу… 

Мои собо­лез­но­ва­ния род­ным и близ­ким покой­ной и самые искрен­ние чув­ства под­держ­ки коман­де газе­ты «ДАТ»! 

Про­щай, сестра!

Гуль­жан ЕРГАЛИЕВА

ФАКЕЛЬ ЕЕ НЕ ГАСНЕТ

В послед­ние дни с тру­дом застав­ляю себя захо­дить в Фейс­бук. Лишь мно­го­лет­няя при­выч­ка начи­нать рабо­чий день с этой соци­аль­ной сети, что­бы поздра­вить реаль­ных и вир­ту­аль­ных дру­зей с днём рож­де­ния, а заод­но узнать ново­сти, под­ни­ма­ет меня и при­зы­ва­ет про­чи­тать новост­ную ленту. 

А читать лен­ту ста­но­вит­ся с каж­дым днём труд­нее. Вести ста­но­вят­ся печаль­нее и печаль­нее. Каж­дый день уно­сит кого-то из зна­ко­мых и незна­ко­мых людей. Но не дума­ла, что мне при­дёт­ся писать о Бакыт­гуль. Чёр­ная весть при­шла в минув­шую пят­ни­цу: не ста­ло тако­го жиз­не­ра­дост­но­го, энер­гич­но­го чело­ве­ка, как Бакыт­гуль Маким­бай. В пер­вые мину­ты я пове­рить не мог­ла тому, что чита­ла в лен­те. Позво­ни­ла Ерму­ра­ту Бапи, и он под­твер­дил, что, к сожа­ле­нию, это – правда. 

Как же так, Баконя? 

…Я даже не могу сей­час вспом­нить, когда, как и где мы позна­ко­ми­лись с Бакыт­гуль. Каза­лось, что мы зна­ко­мы дав­но. Да ина­че и быть не мог­ло. Мы рабо­та­ли в пер­вом соста­ве газе­ты «ДАТ», кото­рую прак­ти­че­ски 23 года на сво­их пле­чах тащи­ли затем Бакыт­гуль и Ерму­рат Бапи, Кен­же Айт­ба­ки­ев. Не скрою, мне порой быва­ло труд­но в «ДАТе», пото­му что моё рус­ско­языч­ное вос­пи­та­ние (хотя вос­пи­та­ние у меня было, что не есть казах­ское, пото­му что я – бабуш­ки­на дочь, про­сто мы, север­ные каза­хи, вещи назы­ва­ем сво­и­ми име­на­ми и гово­рим пря­мо, а здесь, на юге, это не при­ня­то). И я со сво­ей пря­мо­той руби­ла прав­ду-мат­ку, забы­вая о том, что муж­чи­нам непри­ят­но слы­шать такое от жен­щи­ны. Бакыт­гуль каза­лась моей про­ти­во­по­лож­но­стью. На самом деле мы во мно­гом ока­за­лись схо­жи­ми. Толь­ко Бакыт­гуль в силу того, что мно­гое испы­та­ла в жиз­ни, была муд­рее не по годам. 

Очень жен­ствен­ная, оба­я­тель­ная. Мог­ла под­дер­жать любой раз­го­вор. В жур­на­ли­сти­ке пуб­ли­ка­ции или теле­сю­же­ты не все­гда глав­ное, точ­нее, жур­на­ли­сти­ка состо­ит не толь­ко из них. Здесь важ­но уметь най­ти общие темы для бесе­ды, суметь раз­го­во­рить чело­ве­ка, нала­дить с ним доб­рые отно­ше­ния. Бакыт­гуль уме­ла это делать, как никто другой.

Мой стар­ший друг Герольд Кар­ло­вич Бель­гер – чело­век, умуд­рён­ный жиз­нью, умев­ший видеть в любом чело­ве­ке глав­ное, с боль­шим ува­же­ни­ем отно­сил­ся к Бакыт­гуль, ценил её, как жур­на­ли­ста, чело­ве­ка. Он любил часа­ми с ней раз­го­ва­ри­вать и все­гда оста­вал­ся доволь­ным после встреч с Бакытгуль.

Пом­ню, как по-доб­ро­му отно­сил­ся к Бакыт­гуль Кари­шал Аса­нов – один из самых пер­вых казах­ских дис­си­ден­тов в совет­ское вре­мя. Ко мне он отно­сил­ся так же, но к Бакыт­гуль его отно­ше­ние было оте­че­ским. Когда акса­ка­ла не ста­ло, одной пер­вой в дом Аса­но­вых при­шла Бакыт­гуль и вся­че­ски под­дер­жи­ва­ла вдову.

Серик­бол­сын Абдиль­да­е­вич Абдиль­дин счи­тал Бакыт­гуль сво­ей сест­рён­кой. Ина­че и быть не мог­ло. Оба родом из Аксу­а­та, зате­рян­но­го в сем­ских сте­пях. Даже судь­ба во мно­гом схо­жа. Рано поте­ря­ли роди­те­лей, ста­ли стар­ши­ми в семьях. Несмот­ря на пре­врат­но­сти судь­бы, оба оста­ва­лись доб­ро­же­ла­тель­ны­ми, уме­ли ценить людей. А ещё Секе любил пошу­тить. Тон­ко шутить мог­ла и Бакыт­гуль. При этом сохра­ня­ла самое серьёз­ное выра­же­ние лица. А когда виде­ла, что собе­сед­ник не пони­ма­ет её, объ­яс­ня­ла, уже хохо­ча, что хоте­ла сказать.

В послед­ние два года из-за пан­де­мии мы не часто виде­лись, и к сожа­ле­нию, не так часто созва­ни­ва­лись. У каж­до­го были свои забо­ты, дела. Мало кто зна­ет, что жиз­не­ра­дост­ная, пышу­щая энер­ги­ей Бакыт­гуль мно­гое виде­ла в этой жиз­ни. Ран­ний уход роди­те­лей, а потом смер­ти один за дру­гим трёх стар­ших бра­тьев. И она ста­ла глав­ной в семье, помо­га­ла до кон­ца всем, чем мог­ла,  сно­хам, пле­мян­ни­кам. Один из них жил с ней, его назы­ва­ла сыном и всё теп­ло отда­ва­ла ему. Меч­та­ла о том, что он ста­нет взрос­лым, само­сто­я­тель­ным чело­ве­ком. Чин­гис сей­час сту­дент «КБТУ» и я верю, что он ста­нет таким, каким меч­та­ла его видеть Бакыт­гуль. Ина­че быть не может. Осно­ва, кото­рую полу­чи­ла сама Бакыт­гуль и кото­рую закла­ды­ва­ла в пле­мян­ни­ках, крепка.

23 года Бакыт­гуль отда­ла газе­те «ДАТ», выхо­див­шей в раз­ные годы под раз­ны­ми назва­ни­я­ми. Изда­ние посто­ян­но нахо­ди­лось под прес­сом, пото­му что сме­лые пуб­ли­ка­ции, сре­ди кото­рых нема­ло при­над­ле­жа­ло перу Бакыт­гуль, не нра­ви­лись мно­гим. Жур­на­ли­стов пре­сле­до­ва­ли, газе­ту закры­ва­ли по судеб­ным искам, а «ДАТ» жив и будет жить. Сей­час он будет жить, что­бы не дать заглох­нуть факе­лу, кото­рый столь­ко лет дер­жа­ла в руках Бакытгуль. 

Очень мне нра­ви­лось, что в Бакыт­гуль не было ниче­го баб­ско­го. Она нико­гда ни о ком пло­хо не гово­ри­ла. Пару раз, заме­тив, как я обща­юсь с кем-то, Бакыт­гуль ска­за­ла мне: «Будь осто­рож­ной с этим чело­ве­ком. Ниче­го не рас­ска­зы­вай». На мои рас­спро­сы, поче­му, не отве­ча­ла. Но жизнь пока­за­ла, что Баха была пра­ва. И сама она ста­ра­лась дер­жать­ся подаль­ше от людей, злоб­ных, шум­ных, чув­ствуя, что от них мож­но все­го ожидать. 

…Какой день уже мне труд­но пред­ста­вить, что Бакыт­гуль нет и нель­зя будет ей позво­нить и пого­во­рить. Мне она видит­ся улы­ба­ю­щей­ся – такой её запом­ни­ли и дру­гие. Улыб­ка уди­ви­тель­но шла ей: лицо сра­зу ста­но­ви­лось ярче, гла­за рас­ши­ря­лись, и, каза­лось, какой-то свет шёл от Бакыт­гуль.  Вот такой она и будет для меня всегда. 

Айгуль ОМАРОВА

МЫ БЫЛИ дру­зья­ми ПО ЖИЗНИ

523. Имен­но столь­ко у нас с вами общих дру­зей на Фейс­бу­ке. Это­го вполне доста­точ­но, что­бы, не гля­дя доба­вить в дру­зья. Но мы были тако­вы­ми не толь­ко здесь, но и в реаль­ной жиз­ни… В той самой, кото­рую вы сего­дня поки­ну­ли, Баке…

А еще мы были кол­ле­га­ми. Вы мно­го лет, с само­го осно­ва­ния дела­ли газе­ту «ДАТ». Дела­ли, не смот­ря на угро­зы, поку­ше­ния, мно­го­мил­ли­он­ные иски, закры­тия и пере­рож­де­ния. Я тоже имел честь пуб­ли­ко­вать­ся в ней (хотя в послед­нее вре­мя очень ред­ко), поэто­му общих дру­зей у нас сот­ни тысяч, если не мил­ли­о­ны – чита­те­лей и почи­та­те­лей непо­топ­ля­е­мо­го про­ек­та «ДАТ»…

А теперь вы ушли… От про­кля­то­го кови­да? Нет! Каж­дую пуб­ли­ка­цию вы при­но­си­ли через свое серд­це, неза­ви­си­мо от того, писа­ли ее сами, редак­ти­ро­ва­ли или про­сто пуб­ли­ко­ва­ли. Ведь Насто­я­ще­го Жур­на­ли­ста из про­фес­сии может выбить толь­ко угро­за жиз­ни или лише­ние жиз­ни. Угроз вы не боя­лись. Наобо­рот – вы их вос­при­ни­ма­ли, как под­твер­жде­ние того, что на пра­виль­ном пути. И дела­ли это все­гда со сме­хом и иро­ни­ей, так, что все вокруг ею заражались…

И путь этот пре­рван кови­дом, сде­лав­шим “кон­троль­ный выстрел” в ваше огром­ное серд­це. Но вы буде­те про­дол­жать жить не толь­ко в наших серд­цах, в нашей памя­ти, но и в нашей газе­те… Это нам ещё пред­сто­ит понять и осознать…

А пока мы скор­бим. Мои собо­лез­но­ва­ния род­ным и близ­ким Бақыт­гүл Мәкім­бай, редак­ции «ДАТа», ее чита­те­лям, всем нам!..

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ

ПРОЩАЙ, ДОРОГАЯ!

Что-то не так, когда хруп­кие, лег­ко­ра­ни­мые, до нашей муж­ской дро­жи жен­ствен­ные и кра­си­вые жен­щи­ны вынуж­де­ны про­хо­дить путь, кото­рый выпал на долю казах­стан­ской неза­ви­си­мой журналистики. 

Ты его пре­одо­ле­ла в пол­ной мере и ушла по-насто­я­ще­му сво­бод­ным, спра­вед­ли­вым, бла­го­род­но-доб­рым чело­ве­ком – во мно­гом в укор нам, муж­чи­нам. Будем вос­при­ни­мать твою жизнь как завещание.

Мак­сим АНДРЮШИН

Я с ней почти не общал­ся, виде­лись мы толь­ко на пресс-кон­фе­рен­ци­ях и митин­гах оппо­зи­ции (дав­но). Одна­ко к неко­то­рым людям у тебя сра­зу воз­ни­ка­ет дове­рие и уста­нав­ли­ва­ет­ся чув­ство вза­и­мо­по­ни­ма­ния. Это был имен­но такой случай. 

Я кивал ей голо­вой при встре­че, сдер­жан­но раду­ясь её при­сут­ствию. Она в ответ улы­ба­лась – искренне и как-то по-осо­бен­но­му спо­кой­но. Хотя спо­кой­ной жизнь авто­ра раз­об­ла­ча­ю­щих власть мате­ри­а­лов не была.

Бакыт­гуль одна из немно­гих, кто навсе­гда сохра­нил вер­ность про­фес­сии, несмот­ря на угро­зы, судеб­ные пре­сле­до­ва­ния и избиения. 

Мои глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния род­ным, близ­ким этой геро­и­че­ской жен­щи­ны и редак­ции газе­ты «DAT».   

Для казах­стан­ской неза­ви­си­мой жур­на­ли­сти­ки это боль­шая потеря.

Кай­рат БАЛТАБАЙ

СИМВОЛ неза­ви­си­мой журналистики

17 сен­тяб­ря 2021 года не ста­ло извест­ной казах­стан­ской жур­на­лист­ки Бакыт­гуль Маким­бай. Эта тяже­лая весть ста­ла для мно­гих из нас боль­шим уда­ром, а оте­че­ствен­ная жур­на­ли­сти­ка слов­но осиротела. 

Ковар­ный ковид унес жизнь еще одно­го наше­го кол­ле­ги, став­ше­го сим­во­лом неза­ви­си­мой жур­на­ли­сти­ки, заме­ча­тель­но­го чело­ве­ка, про­фес­си­о­на­ла, пре­дан­но­го сво­е­му делу.

Боль­ше 20 лет Бакыт­гуль Маким­бай отда­ла про­ек­ту «DAT», где про­ра­бо­та­ла бок о бок с Ерму­ра­том Бапи, идей­ным вдох­но­ви­те­лем про­ек­та. Все эти годы она была вер­ным сорат­ни­ком, на кото­ро­го мож­но было все­гда поло­жить­ся. Несмот­ря на гоне­ния, угро­зы, опас­но­сти, финан­со­вые и дру­гие про­бле­мы она стой­ко выно­си­ла все тяго­ты изда­ний, кото­рые выхо­ди­ли под этим брен­дом и до кон­ца сво­их дней оста­лась вер­ной сво­им кол­ле­гам и «DATу».

«Прин­ци­пи­аль­ная, чест­ная, откры­тая, доб­рая, при этом про­фес­си­о­нал сво­е­го дела», — гово­рят о ней кол­ле­ги в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях в Facebook, кото­ры­ми делят­ся со вче­раш­не­го вечера. 

Ерму­рат Бапи, жур­на­лист, руко­во­ди­тель про­ек­та «DAT»:

  • «Это для меня несрав­ни­мая ни с чем поте­ря, она для меня была не толь­ко сотруд­ник газе­ты, она была сест­рен­кой. Она все эти годы, несмот­ря на тяже­сти, на при­тес­не­ния, на гоне­ния, оста­ва­лась рядом со мной, вме­сте со мной изда­ва­ла DAT. Ушли в свое вре­мя силь­ные ребя­та, не выдер­жав тягот, но она оста­ва­лась, мы с ней изда­ва­ли 11 вари­ан­тов про­ек­та, сей­час «Обще­ствен­ная пози­ция» – 12‑й. Тако­го чело­ве­ка я не най­ду. Это для меня огром­ная потеря».

Для мно­гих из нас Бакыт­гуль ста­ла как род­ная, стар­шие кол­ле­ги назы­ва­ли ее сест­рен­кой, пле­мян­ни­цей, а млад­шие – счи­та­ли настав­ни­цей и стар­шей сест­рой. Такой была наша Бахыт­гуль, такой она оста­нет­ся в памя­ти кол­лег, дру­зей, чита­те­лей и всех, кто ее знал. 

Бакыт­гуль Маким­бай лау­ре­ат Сою­за жур­на­ли­стов Казах­ста­на, награж­де­на золо­той меда­лью. В 2018 полу­чи­ла зва­ние Почет­но­го жур­на­ли­ста стра­ны. В сле­ду­ю­щем году ей испол­ни­лось бы 60 лет…

Редак­ция пор­та­ла KZ.MEDIA при­но­сит глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния всем кол­ле­гам, род­ным и близ­ким Бакыт­гуль Макимбай.

Покой­тесь с миром, Бакытгуль!

Кz.media

Республиканский еженедельник онлайн