Возрождение Наурыза

Наурыз в Казахстане возродил Узбекали Жанибеков. Это бесспорно! Его энергии, мощи, интеллекта и организаторских способностей хватило на то, чтобы в 1989 году, еще при Союзе организовать всенародное празднование Наурыза по всей стране!

Однажды я попала на улицу, названную в его честь, в Астане. Если вы думаете, что это один из центральных проспектов с театрами, библиотеками, концертными и выставочными залами – например, улица Достык – то глубоко ошибаетесь! Эта улица отмечена наличием кузовного цеха, шиномонтажки, рядом – мастерская по установке газового оборудования, ремонтная мастерская «Лада Сайман» и даже заведение под названием «Психоз»!

Лучшую память для главного идеолога позднего советского Казахстана – эпохи возрождения казахской культуры – нынешние идеологи придумать не могли: Узбекали Жанибеков вышел из народа и вернулся в народ!

Почему Узбекали Жанибекову в Астане отвели захудалую окраинную улочку, вкривь и вкось застроенную курятниками и полусаманными домиками? Что плохого он сделал для Казахстана и в чем провинился перед казахским народом? Это могут знать только те, кто принимал решение о названии этой улицы.

Помимо возвращения народу его исконного, доисламского праздника Наурыза, Узбекали Жанибеков вернул Тайказан из Эрмитажа в Туркестан, возродил полный комплект казахского национального костюма, обеспечил расцвет казахского эстрадного, фольклорного и оперного искусства.

Благодаря ему весь мир узнал ансамбли «Дос-Мукасан», «Гүлдер», «Айгүл», «Камерата Казахстан», «Отырар сазы», вернувший из небытия казахские народные инструменты, и многие другие коллективы, объездившие с гастролями страны дальнего и ближнего зарубежья.

Он возродил казахский танец – при нём зажглась звезда казахстанской танцовщицы Гульжан Талпаковой, выступавшей на сценах 52 стран мира. О том, сколько упорства, заботы и средств он вложил, чтобы казахский танец блистал на лучших сценах мира, подробно рассказывается в её воспоминаниях.

Во многих странах мира на бис вызывали яркую исполнительницу кюев на домбре Калампыр Рахимову и её учителя Гарифуллу Курмангалиева – продолжателей исконного казахского творчества.

Ошеломляющая победа на конкурсе в Сопоте, где в жесточайшей конкуренции победила наша звезда Роза Рымбаева, далее – триумф на конкурсе имени П.И. Чайковского божественного тенора Алибека Днишева, раскрытие природного таланта Эрика Курмангалиева в Казахской консерватории, расцвет творчества Розы Джамановой, Розы Баглановой, Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой, Лаки Кесоглу, Гульвиры Разиевой – всё это происходило под его кураторством. Он вдохновлял, он направлял, он добивался!

Расцвет казахского художественного искусства с россыпью имён: Гульфайруз Исмаиловой, Евгения Сидоркина, Айши Галимбаевой и многих других. Это было время живой легенды казахстанского балета Булата Аюханова, основателя и бессменного руководителя «Молодого балета Алма-Аты».

Мощь казахстанского киноискусства с фильмом «Қыз Жібек», обеспечившим долларовые потоки в казну СССР, поэзии – искромётное творчество поэтического гения и первооткрывателя истинного смысла «Слова о полку Игореве» Олжаса Сулейменова, перевернувшего основы исторического миропонимания, – всё это было в том же ряду. И всему этому буйству казахской культуры дал расцвести и фонтанировать потоком настоящего таланта министр культуры, идеолог земли казахской Узбекали Жанибеков.

Фундамент, заложенный им в основу казахской культуры современного периода, прочен и по сей день. Он же стал почвой, фоновым окружением, культурной средой, которая с детства питала таланты нынешнего времени: Димаша, Рухию, Иманбека, Адильхана и других.

Так ответьте же мне: чья личная зависть отправила на задворки столицы Казахстана имя стратега, обеспечившего нынешнюю культурную экспансию Казахстана по миру? Почему современники должны связывать имя Узбекали Жанибекова с кузовным цехом, «Ладой Сайман» и заведением «Психоз»?!

Гульмира Сарбасова

Республиканский еженедельник онлайн