Почему всё руководство ВКО – люди из других регионов?
Буквально на каждом углу возмущённые жители обсуждают, как павлодарец Ахметов собрал у руля области всех, кого угодно, не найдя почему-то ни одного достойного коренного восточно-казахстанца. Регионом рулят южане, павлодарцы, кызылординцы, алматинцы, выходцы из Атырау… По сути, областью управляет команда временщиков. Это не их родина, это для них только трамплин, ступенька, очередной шаг в карьере.
В разговорах за семейным дастарханом постоянно мелькает и наша древняя казахская тема, а куда без неё? Да, да, все эти роды и жузы. Вы скажете, что это всё старо и неактуально? Что это всё для бабушек и для историков?
Но вот что странно: проводя анализ по давно устаревшим, вроде как «трайбалистским» маркерам, люди мгновенно получают абсолютно чёткую картину на тему «кто в доме хозяин?». Невероятно, но факт! Выясняется, что в регионе, где подавляющее большинство казахских семей относятся к потомкам рода найман, найманы во властной иерархии занимают исключительно низовые позиции. Самые низовые! Местные во власти это максимум акимы районов либо руководители областных отраслевых управлений, иными словами – исполнители. «Генштаб» же, который ими командует, а именно всё руководство областного акимата – состоит из приезжих.
Может быть, для господина Ахметова это нормально. Но людям в регионе это всё больше не нравится. И, к примеру, недавний печальный опыт Кордая показывает, что игнорировать настроения на кухнях по меньшей мере опасно.
Как же так получилось? Как старый, авторитетный и, бесспорно, опытнейший управленец Ахметов проморгал такое? Или просто не следил? Или для него, как везде сегодня требует президент, главный принцип – это высочайший профессионализм подчинённых, а не их место рождения, род или жуз? Собрал со всей страны команду экстра-класса, а местные, ну, а что местные… Ну, не доросли они ещё до такого уровня?
Попробуем разобраться в тонкостях кадровой политики нынешнего руководства ВКО.
Даже беглый анализ показывает, что все ключевые должности, все наиболее значимые позиции в акимате области делят между собой павлодарцы, алматинцы и южане.
- Даниал Ахметов, 1954 г. р., родился в Павлодаре, аким ВКО. Этого человека особо представлять не надо.
- Ерлан Аймукашев, 1970 г.р., руководитель аппарата акима ВКО. Родился в Павлодаре, в 1992 году окончил Павлодарский педагогический институт. Вся карьера – рядом с Даниалом Ахметовым.
- Алмасхан Сматлаев, 1989 г.р., первый заместитель акима ВКО, родился в ЮКО, как его здесь называют, «главный южанин», судя по карьере – фантастически талантливый молодой человек, папа – бывший прокурор ЮКО и Атырауской области. (Чуть ниже мы ещё вернёмся более подробно к биографии этого талантливого господина).
- Алишер Мархабат, 1986 г.р., заместитель акима ВКО по социальной сфере. Родился в Алматы.
- Ильяс Мухамеджан – замруководителя аппарата акима ВКО, родился в Алматы, там же учился и начал карьеру.
- Нурымбет Сактаганов, 1970 г.р., аким Семея. Родился в Кызылорде, окончил там педагогический институт и аграрно-технический колледж, институт дистанционного образования МЭСИ, институт экономики… (К этому господину, недавно назначенному главой второго крупнейшего города области, мы также ещё вернёмся).
Действительно, напрашивается вопрос, почему ни на одну из ключевых должностей в руководстве области не нашлось достойного местного специалиста? Люди в регионе по-разному отвечают на него, но у акима, конечно же, есть свои резоны. Какие? Давайте посмотрим, каких людей и по каким критериям сегодня «поднимают» в этом регионе на ключевые позиции.
Начнём с «киндер-сюрприза», как его здесь называют многие – почти юного 31-летнего гения (судя по биографии) Алмасхана Сматлаева, переехавшего на вторую позицию в руководстве Восточно-Казахстанской области из солнечного Шымкента. Его официальная биография стартует с 2009 года, когда в возрасте 20 лет он стал заместителем гендиректора компании «Сервис и Технологии ИНВЕСТ» (г. Москва, РФ). До этого успел окончить Финансовый университет при правительстве России, Блумсбергский университет (Пенсильвания, США), получить четыре высших образования по специальностям «экономика», «международная экономика», «финансы и кредит» и степень магистра государственного управления. Сведений, как в таком возрасте этот юноша сделал столь стремительную учебную карьеру, нигде нет, зато есть информация о его папе – Бауыржане Мамытбекулы Сматлаеве, уроженце Шымкента, который с 1983 по 1998 год был сотрудником областной прокуратуры ЮКО, а затем возглавил прокуратуру Атырауской области. После работы в Москве с ноября 2014 г. Алмасхан сразу становится помощником акима ВКО, в 2016-2018 годах он уже руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования, а с февраля 2018-го – первый замакима Восточно-Казахстанской области.
Другой «сюрприз» для восточноказахстанцев – занявший 25 января должность акима Семея кызылординец Нурымбет Сактаганов. С ним всё ещё интереснее. Этот «южанин» в Семее пока ещё ничем не успел отличиться, а вот в бытность его акимом Уланского района ВКО данный район постоянно оказывался в центре коррупционных скандалов. Но из уст акима области в адрес Сактаганова в тот период звучали только похвалы.
Например, в конце 2019 года директор районного КГКП «Дарын» передал инспектору отдела внутренней политики, культуры и развития языков Уланского района деньги в качестве взятки должностным лицам. В том же году по этому факту и по ряду других эпизодов состоялся судебный процесс над главой управления энергетики и ЖКХ ВКО, который был осуждён за хищения бюджетных средств на сумму более 70 млн. тенге. Также за взятку задержали руководителя департамента контроля качества услуг ВКО, получившего ее от директора частной компании опять-таки в связи с госзакупками на территории Уланского района. И это лишь некоторые из множества примеров.
Но аким всё это время только хвалил Сактаганова за успехи района. Так, на большом областном совещании в начале 2020 года с участием руководителей всех городов и районов области аким Даниал Ахметов «положительно оценил социально-экономическое развитие Уланского района» (цитата из официального отчёта). Вскоре аким ВКО публично отругал целый ряд глав районов за плохую работу, критике не подверглись только 3 из 15 районов ВКО. В числе трёх этих «идеальных» районов – опять-таки Уланский под руководством Сактаганова.
Кстати, примерно в то же время, когда Ахметов раздавал похвалы Сактаганову, руководитель управления профилактики коррупции департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО Ренат Набиев в своём отчёте заявлял, что Уланский район вошёл в число пяти районов Восточного Казахстана, откуда поступает больше всего жалоб, обращений и заявлений на коррупционные действия госслужащих.
И вот месяц назад господин Сактаганов назначается акимом города Семей. По поводу такой кадровой политики в Уланском районе сельчане теперь шутят за вечерним дастарханом: «Хороший аким – преданный аким».
Как мы уже отмечали, все эти кадровые художества в исполнении главы области уже порядком поднадоели восточно-казахстанцам. «Неужели на родине великого Абая не нашлось местных кадров? Неужели у нас, в таком огромном регионе нет талантливых и образованных молодых людей, как этот Сматлаев, который непонятно как к 20 годам получил четыре иностранных диплома? Почему все решения, в том числе такие болезненные для нас, как закрытие автосборочного завода, принимаются приезжими чиновниками?» – недоумевает сотрудник скорой помощи Усть-Каменогорска Алибек.
«…Вот взять наш областной акимат. Там местных вообще нет! А поскольку эти чиновники временные, они не знают специфику региона, безразлично относятся к его проблемам. Это для них просто ступенька, этап в карьере. Молодые современные чиновники, такие, как наш первый зам, используют работу в этом регионе в качестве трамплина на карьерной лестнице. Он скоро уедет, и плевать ему на нашу область!» – рассуждает Дарибай, водитель снегоуборочной машины в Семее.
«Все эти заезжие акимы, замакимы, им что здесь нужно? Для отчёта несколько лет отработать. Вот и всё. Они чуть поработают здесь, неважно как, а потом переведутся в города республиканского значения. Жить они здесь не будут! А люди, которыми они руководили, останутся. Они – временщики. И отношение ко всему у них соответственное. Так у нас бывало уже не раз. Всякий раз, когда новая команда приезжает из других регионов, повторяется одно и то же. Проблемы не решаются. А если бы они были местными, то отношение было бы другим, потому что им среди этих людей жить и детей растить. Им в глаза нам смотреть, им некуда ехать, за все решения с них спросят земляки, аксакалы наши», – говорит Виктор, работник недавно закрытого автосборочного производства в Усть-Каменогорске.
«Обычно местным чиновникам жители больше доверяют. Если же человек приехал из другого региона и сразу стал акимом, местные изначально будут подозрительно к нему относиться. Доверия к пришлым, временным людям нет. А если аким местный, то даже если у него не всё гладко, у жителей будет отношение иное. Они и спросят с него по-свойски, без скидок, без оглядки наверх: ты что делаешь? Потому что его маму, папу, брата, свата здесь каждая собака знает. И он уже не будет наглеть, как эти приезжие маменькины сынки. Потому что он знает, что здесь его родня, его дети растут, его дом тут находится. Вот и Ахметов скоро уедет куда-нибудь, и вся команда его рассосётся. А нам останутся наши проблемы», – высказался местный патрульный полицейский, отказавшись называть имя.
Подобных мнений здесь, в области, мы услышали не пять, не десять и не двадцать. Намного больше. Из политкорректности не станем приводить многочисленные высказывания касательно того, как пришлый «генштаб» «опускает наших местных найманов ниже плинтуса» и как «народу надоело терпеть, что об него вытирают ноги». Люди здесь, в Восточном Казахстане, прямолинейные, и терпение у них не бесконечное.
Айжан АБАЕВА
- Источник – https://www.altyn-orda.kz/priezzhij-genshtab/
Кстати
ВЫХОДЦЫ из каких регионов управляют страной?
Exclusive.kz проанализировал, представители каких регионов управляют страной. Как и два года назад, больше всего членов правительства из Алматы и Алматинской области – 8 человек. На втором месте – выходцы из Южного Казахстана – 5 человек. Таким образом из 23 членов кабинета министров – более 50% составляют выходцы из южных регионов. Нет ни одного представителя из ВКО, Атырауской, Мангыстауской, Жамбылской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областей. Отметим, что регионы западного Казахстана менее всего представлены в управленческой элите страны почти за весь период независимости страны.