Несомненно, несмотря на то, что официоз всячески пытался не афишировать сей факт (видимо, тому были свои веские причины), хитом последней недели стал ответ елбасы в Финляндии на вопрос журналиста об участии елбасы в президентских выборах в 2020-м году.
Привожу дословно ответ президента, дабы не быть уличенным в тенденциозности и напоминаю, что пресс-конференция проходила не где-нибудь в Астане с послушным «акординским пулом», а перед представителями мировых СМИ, которые знают, что такое сменяемость (и несменяемость) власти.
Ответ елбасы состоял из трех частей. Первый:
• «Это очень часто задаваемый мне вопрос в последнее время. Если я в 2020-м году уйду, кто будет обеспечивать добрую жизнь для детей наших маленьких?».
К этой части ответа можно было бы отнестись философоски: кто не думает о «доброй жизни маленьких детей»? Или это был намек на то, что в начале этого года визави нашего елбасы – 69-летний президент Финляндии Саули Ниинистё в третий раз стал отцом (к сведению, первая его жена погибла в результате автокатастрофы в 1995 году). Или наш елбасы говорил в целом о маленьких детях, которые завтра станут большими и будут видеть плоды его правления?
Вторая часть ответа:
• «А если серьезно, наверное, вы точно думаете, что я немало лет работаю на этом посту. Каждые пять лет меня избирали, и с большим преимуществом».
Тезис весьма спорный, ибо практически все выборы в современном Казахстане у нас проходят с грубейшими нарушениями всех имеющихся законов! И не только мы, оппозиционные партии и кандидаты, которые все эти годы участвовали в избирательных кампаниях, но и хваленая и жестоко обманутая в 2011 году (когда Казахстан был ее председателем) ОБСЕ со всеми своими демократическими институтами – тому свидетель!
Дальше – больше. Если раньше критиковали только итоги выборов, то теперь любой демократически настроенный эксперт может уже сегодня подвергнуть самой жесточайшей критике предстоящие выборы: законы изменены так, что гражданин не может реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным – все это за него сделают ручные и подконтрольные власти политические партий! Чем не повод для вселенского недовольства и протеста?!
И елбасы должен понимать, что помимо околоакординского «аллилуйя», к которому он, похоже, уже привык есть и другое, абсолютное обратное, международное, консолидированное, и, главное, неприемлемое в демократических странах (куда он в этот раз поехал с визитом) восприятие его почти 30-летнего нахождения на высшем государственном посту! В этом контексте и смысле его фраза «я немало работаю на этом посту» прозвучали весьма символично и симптоматично.
Я не говорю об имидже самого казахского народа, у которого, как может судить после таких заявлений западное сообщество, нет других достойных граждан, способных обеспечить «добрую жизнь маленьким детям» и всей остальной части плюралистического общества!
Все это – в прошлом. Меня же беспокоит третья часть ответа:
• «И я, как первый президент независимого государства, основатель сегодняшнего Казахстана, мне предоставлено конституционное право выставлять свою кандидатуру. Наверное, такое решение я буду принимать в следующем году. А может быть в 2020-м. Вот тогда вы и узнаете».
И снова неопределенность, которая может привести к «определенным» результатам! Такое ощущение, что елбасы заигрывает со своим окружением, с собственным народом и… отпущенным ему Создателем временем! Первые – потерпят, а вот Его Величество Народ и Время – вряд ли!
Я много писал о видимых и невидимых угроза подобной неопределенности и потому не буду их повторять. Добавлю только несколько новых штрихов. На мой взгляд, за все эти годы сделаны две огромные, определяющие ошибки, имеющие отношение к предстоящему транзитному периоду.
Первая – в рядах власти так и н появились яркие, электорально популярные политики национального масштаба: вокруг единственного политика – елбасы все скошено-перекошено, выжжено каленым железом! Иных уж нет, а те – далече…
Конечно, есть возможность выдвинуть вовсе незасвеченную ранее персону. Но согласятся ли с этим остальные фавориты елбасы, которые все эти годы тратили коллоссальные силы, время и средства для своей раскрутки?! Вот в чем вопрос! Да и поддержит такую малоизвестную персону уставший от сменяемости власти народ?
Конечно, можно нарисовать очередные 97 процентов, но реальный авторитет и симпатию электората не нарисуешь же! С таким, нарисованным реноме в жесточайшей межклановой борьбе после выборов и не выживешь! Да и Запад может не воспринять.
Вторая ошибка заключается в том, что все возможные (теоретически) претенденты на высший пост уязвимы перед самой властью: она сделал все для того, чтобы держать их под контролем. И наличие сенсационных компрометирующих материалов на каждого из них может стать самой настоящей бомбой во время транзитного периода и свести на «нет» желание центрального штаба безболезненно провести операцию «Преемник».
Одним словом, судя по этим ответам елбасы намерен не только сидеть на троне до конца своих дней, но и не собирается строить каркас будущего политического устройства.
Взять хотя бы пример той же Ангелы Меркель! Ей всего лишь 64. На днях она заявила, что не будет выдвигаться на выборах 2021 года (хотя, несмотря на неудачу на прошедших недавно в двух земельных выборах, никто ее и не выгоняет из самого главного кабинета в Берлине). Но она приняла такое решение. И теперь, в декабре этого года у ее партии ХДС будет новый лидер, и она будет его (или ее) готовить к выборам 2021 года. Хороший пример для подражания?
Отсутствие ясных политических перспектив (например, была заявлена конституционная реформа, которая позволил бы уйти от суперпрезидентской формы правления, но она заглохла, так и не разродившись соответствующим законами!) и четкого, адекватного плана безболезненного и легитимного процесса создания постназарбевской модели управления страной приводит к тому же и к неимоверной активизации влиятельных групп: а что остается делать в ситуации абсолютной неведения кто завтра придет на место елбасы?!
И все эти телодвижения, за которыми из одного кабинета невозможно уследить могут привести, помимо прочего, к банальному дворцовому перевороту!
Не хочу накаркать и нагнетать излишние страсти, но, согласитесь, и это может быть! Некоторые симптомы уже наблюдаются. О многих из них – ужесточение законов, регулирующих общественную жизнь, новый передел собственности, усиление тотального контроля над все и вся, дискредитация некоторых возможных фаворитов и т.д., – мы уже говорили. Такое ощущение, что власть чувствует, что не имеет реальной электоральной поддержки и делает все для того, чтобы в час «Х» заткнуть всем недовольным рот!
Об угрозе второй опасности – банального и примитивного голодного бунта где-нибудь на окраине страны, я уже говорил не раз. И такой бунт не будет нуждаться в наличии формальной оппозиции, которую столь упорно уничтожает сама власть!
Все это – не тольбко мои личные политические наблюдения. Вся логика действия власти последнего времени показывает, что она реально боится народного гнева и делает все для того чтобы обезопасиь себя (вдобавок ко всему мы привыкли уже любое ее решение оценивать через призму предстоящего транзита).
Возьмем последний пример. Буквально позавчера официоз опубликовал информацию о списке госорганов, «имеющих право на блокировку сетей и средств связи в Казахстане». Формальной причиной для такого беспрецедентно ответственного шага названы «угроза или возникновение чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, а также введении чрезвычайного положения». Это – Генпрокуратура, КНБ, МВД и Минобороны.
А где суд?
И чует мое сердце, что не все причины, позволяющие «отрубить связь», названы.
Если с природными катаклизмами все понятно, то, что за подозрительный новояз в виде «ЧС социального характера»?! Ведь под эту формулировку могут подпасть любые виды социального протеста: митинги, пикеты, стачки, забастовки, шествия! А ведь надо учесть и это азбука политологии: любой социальный протест рано или поздно превращается в протест политический!
Чего уж там скрывать: взяли бы и раскрыли все карты, дописав в этот реестр и «ЧС политического характера»!
Второй вопрос, который возникает с учетом нашей казахстанской специфики, когда каждое силовое ведомство аффилировано тому или иному клану: а что будет если эти госорганы вступят в конфликт?
Главное – не станет ли возможность блокировки связи одним из ходов в ходе возможного дворцового переворота? Лично я следя за последними шагами, решениями и словами власти (и не только елбасы) все больше прихожу к печальной мысли о том, что транзит власти свершится не на базе демократических процедур и с соблюдением приличия (хотя бы, чтобы не уронить жалкие остатик былого международного авторитета!), а на основе банального (и потому – циничного и чрезвычайно опасного для будущего страны и ее стабильности!) путча! Вот где может понадобиться отключение на время всех видов связи!
Ясно одно – чем неопределеннее предтранзитный период, тем, циничнее и безжалостнее будут идти скрытые от наших глаз разборки внутри власти.
Ладно, если бы перебили бы друг друга в борьбе за высший приз! А ведь в безумной схватке могут пострадать простые люди! И наша общая – и власти, и оппозиции – задача не допустить такого хода развития событий!
Амиржан КОСАНОВ,
специально для «D»
(медиа-проект «DAT» №39 (451) от 1 ноября 2018 г.)