Геополитика устрошения
- Боевики «Талибана» объявили об установлении контроля над Афганистаном. Президент Ашраф Гани бежал из страны, его правительство рухнуло. «Как события в Афганистане скажутся на Казахстане и в целом на Центрально-Азиатском регионе? Чего ждать и к чему готовиться?» – задается вопросом Азаттык.
Тем временем, президент США Джо Байден заявил журналистам в Белом доме, что не сожалеет о своем решении вывести все американские войска из Афганистана. Он подтвердил приверженность своему решению. «По прошествии 20 лет стало ясным, что подходящего времени для вывода войск США не было никогда».
«Я четвертый президент США, которому пришлось вести войну в Афганистане. За два последних десятилетия двое республиканцев и двое демократов занимались этой войной», – сказал Байден. «И я не собираюсь передавать бремя этой войны следующему, пятому президенту», – пообещал он.
Джо Байден признал, что стремительный захват власти движением «Талибан» происходил быстрее, чем рассчитывали в его администрации. Президент, однако, настаивает на правильности своего решения вывести войска США из Афганистана. По его словам, США сделали всё возможное, чтобы обеспечить афганским вооруженным силам возможность успешно противостоять талибам. Военная миссия США в Афганистане обошлась в триллион долларов. Афганские солдаты получили вооружение, технику и обмундирование, они вовремя получали заработную плату, отметил Байден, иллюстрируя вклад США в создание вооруженных сил Афганистана.
Таким образом, как отметили журналисты, обсуждающие телеобращение Байдена, президент указал на тех, кто не смог воспользоваться предоставленными возможностями. «Американские войска не могут и не должны воевать и гибнуть в войне, которую сами афганцы не хотят вести ради самих себя».
Azattyq.org
Россия преувеличивает угрозу со стороны Талибана, чтобы убедить страны в необходимости ее военной активизации. В то же время Москва поддерживает талибов оружием и деньгами.
Активизация военной деятельности России в Центральной Азии, якобы направленная на противодействие идущей из Афганистана угрозе талибов, вызвала сомнения наблюдателей в истинных мотивах Кремля.
В последние недели по региону прокатилась волна совместных военных учений. Это было вызвано заявлениями российских властей о беспокойстве по поводу безопасности бывших советских республик ЦА.
Российские танки, дислоцированные на 201‑й военной базе в Таджикистане, прибыли на полигоны у границы с Афганистаном в преддверии запланированных на следующий месяц армейских учений. Об этом заявило Минобороны РФ. 201‑я россиская бригада, дислоцированной в Таджикистане, является крупнейшей российской военной базой за рубежом. В случае необходимости Кремль готов оказать дополнительное «содействие Таджикистану в обеспечении безопасности на границе с Афганистаном», заявили российские официальные лица.

- Боевики Талибан во время подготовки в лагере. Россия в течение многих лет поставляла им деньги и оружие.

- Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, участник мирных переговоров от Талибан Шер Мохаммад Аббас Станекзай (в центре) и тогдашний посол Ирана в Афганистане Мохаммад Реза Бахрами (справа) позируют на фото. Москва, ноябрь 2018 г.
Россия, Таджикистан и Узбекистан провели совместные военные маневры у таджикско-афганской границы с 5 по 10 августа, передает «Радио Свобода». Цель учений – оттачивать совместные военные усилия против незаконных вооруженных формирований, вторгающихся на территорию страны-союзника.
Россия готова обеспечить безопасность своих партнеров по ОДКБ, в которую входят Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Об этом 7 июля «Мы будем делать все, в том числе, используя возможности нашей военной базы на границе Таджикистана с Афганистаном, чтобы не допустить каких-либо агрессивных поползновений в отношении наших союзников», – заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Однако, по словам наблюдателей, российские официальные лица преувеличивают угрозу, чтобы реализовывать собственные планы в Центральной Азии. Усиленно проводя совместные военные учения, Россия, в то же время, поразительно безапелляционно принимает у себя талибов для проведения различных переговоров и даже снабжает их оружием.
8 июля в Москве российские официальные лица провели переговоры с талибами по афганским вопросам. При этом «Талибан» запрещен в России как террористическая организация.
Россия оказывает поддержку талибам и сети Хаккани в Западном Афганистане по крайней мере с 2015 года, сообщили в интервью Salaam Times в 2017 году источники в службе безопасности и официальные лица региона.
О подобной поддержке, которая включает в себя поставки оружия и боеприпасов и подготовку с помощью российских инструкторов, ранее сообщалось только на севере страны.
«На [западных] полях сражений сил безопасности неоднократно находили используемое Талибаном современное российское оружие, доступное только российским войскам», – сообщил на условиях анонимности источник безопасности в западных регионах Афганистана.
«Предоставляя финансовую и военную поддержку террористическим группировкам, таким как Талибан и сеть Хаккани, Москва участвует в необъявленной войне с Афганистаном», – добавил он.
Между тем, как сообщила в 2017 году газета London Times со ссылкой на источники в Талибан, российский режим ежемесячно предоставлял талибам порядка 2,5 миллионов долларов за счет продажи топлива.
По словам директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, Россия рассматривает угрозу талибов исключительно как удобный повод напугать регион и взять его глубже под свой колпак. С выводом войск США и НАТО из Афганистана Москва видит возможность усилить свое влияние в Центральной Азии, считает он.
«Россия регулярно напоминает странам Центральной Азии об угрозах со стороны Афганистана, чтобы усилить свои позиции гаранта безопасности в регионе», – говорит Сатпаев.
В нынешней ситуации Москва использует Афганистан как предлог, чтобы наладить более тесное военно-политическое партнерство с государствами Центральной Азии в рамках ОДКБ. Но Кремль считает эти государства сателлитами, а не союзниками, сказал Сатпаев, отметив, что ранее в этом месяце российские официальные лица самонадеянно делали заявления от имени всей Центральной Азии.
На пресс-конференции 12 июля Лавров заявил, что страны Центральной Азии не заинтересованы в размещении американских военных баз на своей территории. Это произошло после того, как в СМИ появилась информация о возможности переброски американских войск из Афганистана в Центральную Азию.
«Вопросы присутствия иностранных военных в странах ОДКБ подлежат согласованию в организации», – подчеркнул он, добавив, что появление новых американских военных объектов не отвечает интересам региональной безопасности.
Слова Лаврова ясно доказывают, что истинный интерес России заключается в служении ее собственным геополитическим целям, а не в защите Центральной Азии, уверен корреспондент новостного сайта Orbita.kg из Бишкека Марс Абаев. «Если бы в наших странах были американские военные базы, мы были бы под большей защитой, но России тут «соперники» не нужны», – говорит он. По словам Абаева, в обозримом будущем военное присутствие России в Центральной Азии, скорее всего, будет расширяться под предлогом «обеспечения стабильности».
Однако в действительности усиление российского военного присутствия, наоборот, создает угрозу суверенитету самих стран региона и может послужить решающим рычагом давления, например, при принятии ключевых политических решений, считает он. «Страны Центральной Азии и так зависимы от России – и экономически, и в плане обороны», – говорит Абаев.
«Но о каком суверенитете может идти речь, если на нашей территории будет еще более усиленная армия и военная техника этой державы? – спрашивает он. – Наши правительства станут не более, чем марионеткой».
Журналист напомнил об аннексии Крыма Россией в 2014 году, которая была осуществлена с помощью военного подразделения, заранее созданного Кремлем для этой цели. «Неужели горький украинский опыт ничему нас не научил?», – вопрошает Абаев.
Канат АЛТЫНБАЕВ
- Полный текст: https://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2021/07/23/feature-01
Эксперт
ЧТО БУДЕТ ПОТОМ?
Азаттык: Какова вероятность появления дуги нестабильности в Центральной Азии?
Досым Сатпаев: Это может произойти, если при талибах окрепнут другие более опасные радикальные силы – «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная во многих странах мира, в том числе в Казахстане и России. – Ред.), «Исламское движение Узбекистана» (исламистская террористическая организация, созданная в 1996 году бывшими членами ряда запрещенных в Узбекистане политических партий и движений. – Ред.). Таких радикальных структур, которые представляют угрозу, несколько. Их задача – создать единое государство Афганистана и Центральной Азии. У талибов задача локальная – создать исламский эмират Афганистана. Думаю, в первое время они будут пытаться укрепить свои позиции в стране. Но если у них получится это сделать, встает вопрос: «Что потом?» И это самый непредсказуемый момент. Будут ли талибы соблюдать гарантии безопасности в отношении стран Центральной Азии или будут использовать радикалов на севере Афганистана, чтобы оказать давление? Это следующий сценарий, к которому мы должны быть готовы.