как факторы национальной безопасности Казахстана
Бывший депутат Верховного Совета РК Сагындык Журсимбаев анализирует демографические и языковые тренды в Казахстане. Он приводит данные по смертности, миграции и рождаемости за 2024 год, обращая внимание на тревожные тенденции в этническом составе и снижении численности казахского населения. Отдельный акцент сделан на роли казахского языка в укреплении национальной идентичности и необходимости продуманной языковой политики. Автор предлагает меры по стимулированию рождаемости и предупреждает о рисках, связанных с ассимиляцией и внешнеполитическим влиянием.
Демография – это наука, изучающая процессы, происходящие в обществе: закономерности численного развития населения, формирование трудовых ресурсов, перемещение людей внутри страны и за её пределами. Прогресс государства и его экономическое развитие во многом зависят от демографического роста. Среди множества факторов, влияющих на динамику численности населения, ключевыми являются смертность, миграция и рождаемость.
В 2024 году в Казахстане было зарегистрировано 133,6 тысячи случаев смерти, что на 2,3 % больше, чем годом ранее. Общий коэффициент смертности составил 6,63 на 1000 человек.
Что касается миграции, в 2024 году в страну прибыли 29 948 человек, а выбыло – 12 784, что обеспечило положительное сальдо.
С января по декабрь 2024 года зарегистрировано 368 670 новорождённых, из них 190 213 мальчиков и 178 457 девочек. К сожалению, суммарный коэффициент рождаемости снизился на 0,16 – до 2,8.
На 1 февраля 2025 года численность населения Казахстана составила 20 300 618 человек, из которых 12 795 502 – городские жители, 7 505 116 – сельские. Женщин на 462 136 больше, чем мужчин: 10 381 377 женщин и 9 919 241 мужчин.
Казахстан – полиэтничное государство, где помимо казахов проживают представители многих национальностей, сохраняющие свои языковые, исторические и культурные ценности. Национальный состав таков: казахи – 14 456 709 человек (71,3 %), русские – 2 963 938 (14,6 %), узбеки – 678 487 (3,3 %), украинцы – 364 066 (1,8 %), представители других этносов – около 9 %. При этом часть населения имеет смешанное этническое происхождение.
Русские – вторая по численности национальная группа в Казахстане. На 1 января 2025 года их численность составила 2 983 617 человек (14,9 % населения). Больше всего русских проживает в Восточно-Казахстанской (469,7 тыс.), Карагандинской (469,2 тыс.), Алматинской (458,9 тыс.), Северо-Казахстанской (235,1 тыс.) и Костанайской (278,2 тыс.) областях, а также в Астане (208,7 тыс.) и Западно-Казахстанской области (110,2 тыс.). Кроме того, в стране постоянно проживают около 87 тыс. граждан Российской Федерации.
С июля 2023 года внедрена карта «Ата жолы» для этнических казахов за рубежом с целью упрощённого въезда и выезда, а также укрепления связей с исторической родиной. Это способствует сохранению национальных традиций и привлечению профессионалов и бизнесменов.
Государство продолжает усилия по укреплению семейных ценностей, защите материнства и детства. Мы гордимся рождением 20-миллионного гражданина страны. Однако до сих пор отсутствует уполномоченный орган, реализующий и контролирующий демографическую политику. В ряде направлений Казахстан отстаёт от соседей, в частности по уровню рождаемости.
Как говорил Рене Декарт, «всё познается в сравнении». Согласно переписи СССР, в 1959 году казахов было 3,622 млн, в 1970 – 5,299 млн. Для сравнения: татар в 1959 году – 5 млн, узбеков – 6 млн. В 1979 году в Казахской ССР проживали 14,7 млн человек, в Азербайджанской – 6,028 млн, в Узбекской – 15,4 млн.
Сегодня в Казахстане проживает чуть более 20 млн человек, в Азербайджане – 10,8 млн (91 % – азербайджанцы), в Узбекистане – 37,6 млн (84,4 % – узбеки).
Когда-то Хрущёв высказывал идею создания «советского человека», говорящего по-русски. Язык планировалось использовать как инструмент ассимиляции. С утратой языка народ теряет этническую и культурную самобытность. Примером служит сокращение числа носителей малых языков в РФ: из 151 языка – 18 находятся на грани исчезновения.
Показателен и пример татар: в 1897 году казанских татар было 3,7 млн, а узбеков – менее 1 млн. Однако в 2021 году численность татар в России сократилась с 5,3 до 4,7 млн человек. В Татарстане татар – лишь 53 %, русских – 40 %. В Казани доля татар – 48,8 %, русских – 46,9 %. Судьба татар могла бы ожидать и казахов, если бы не обретение независимости и статус государственного языка.
Важно помнить: в 1897 году казахи были самой многочисленной тюркской нацией (казахов было больше узбеков в 6 раз!). Но во второй половине XIX века, после реформ 1867–1868 гг., казахские земли стали собственностью Российской империи. По «Правилам» 1868 года переселенцы получали по 30 десятин земли, освобождались от налогов на 15 лет и получали беспроцентные ссуды.
Необходимо вести разъяснительную работу, чтобы другие этносы поняли историческую боль казахов, потерявших половину своей численности в результате рукотворной катастрофы – голода, репрессии, насильственной ассимиляции. Но это не должно становиться поводом для межнациональных конфликтов, а наоборот – уроком для укрепления независимости.
Язык связан с численностью этноса. Он – главный атрибут нации. Пока есть язык – существует и народ. Именно поэтому языковая политика в Казахстане остаётся актуальной. С момента независимости государство стремится к балансу интересов всех этносов, обеспечивая свободу выбора языка общения, воспитания и обучения. Развитие языка ведет к расцвету культуры и укреплению нации. Язык и национальность тесно взаимосвязаны. В 1989 году был принят Закон «О языках в Казахской ССР», согласно которому казахский язык стал государственным, а русский – языком межнационального общения.
Тогда, занимая пост заместителя министра внутренних дел, я поддержал идею повышения статуса казахского языка. С участием общественности и СМИ была проведена широкая разъяснительная работа, во всех подразделениях МВД начали реализовывать положения закона. Ведомственная газета «На страже» была переименована в «Сақшы». Я продолжаю выступать за повышение статуса казахского языка, но призываю избегать крайностей. Казахстан – часть международного сообщества и уважает принципы недопустимости дискриминации. Как говорится у казахов: «Үлкен істерді үндемей бітіру керек» – «Великие дела совершаются молча».
Сегодня в глобальном мире произошли радикальные изменения, поэтому необходимо видеть реальное положение дел и делать выводы исключительно на основании объективных фактов. В результате распада СССР существенно усилился русский национализм – политическая идеология, системой убеждений которой является признание ключевой роли русского народа. Уже на самом высоком уровне российской власти открыто заявляют о важности распространения так называемого «русского мира» – понятия, значительно более широкого, чем просто территория России.
Согласно новой Концепции внешней политики, защита «русского мира» стала концептуальной обязанностью России. Это включает противодействие русофобии, защиту русского языка, культуры, спорта, Русской православной церкви от дискриминации. Поддержка и защита «русского мира» стали общим делом, а использование силы – одним из инструментов внешней политики России.
Экс-президент РФ, ныне заместитель председателя Совета безопасности России Д. Медведев, не скрывая своих имперских амбиций, заявил, что Казахстан – это искусственное государство, и пообещал «исправить роковую ошибку», произошедшую в начале 1990‑х. По его словам, после «освобождения Киева и всех территорий Малороссии от банд националистов, проповедовавших придуманное ими украинство», Русь вновь станет единой, могучей и непобедимой, как тысячу лет назад во времена Древнерусского государства. |Хотя древняя Киевская Русь гораздо ближе к нынешней Украине|.
В связи с этим считаем необходимым провести конкретную работу в части обеспечения национальной безопасности. Республика Казахстан входит в число самых малонаселённых стран мира: плотность населения составляет лишь 7,3 человека на один квадратный километр. Поэтому необходимо решить вопрос о введении материнского капитала – денежной выплаты за рождение или усыновление ребенка.
Вместо малоэффективной политики по переселению кандасов и отдельных семей для расширения казахского ареала, не лучше ли было бы заинтересовать переселением соседние страны с высокой плотностью населения и переизбытком трудовых ресурсов? Следовало бы также предоставлять льготы предпринимателям из Турции, желающим работать в отдельных регионах.
Совершенно непонятно, почему сельскохозяйственные учебные заведения дислоцированы в Алматы, а не в аграрных и животноводческих областях.
И главное – следует проводить целенаправленную работу в отношении конкретных экстремистски настроенных лиц: от разъяснительной работы до оказания помощи, чтобы человек мог переехать туда, где ему по душе и комфортно.
Вся мировая история доказывает, что мир жил и живёт, особенно в последнее время, по правилам самых сильных. В отношении сильных действует презумпция невиновности. У сильного всегда виноват слабый. Законы сильных действуют до тех пор, пока слабые сами не станут сильными. И Казахстан должен это учесть – раз и навсегда.
Сагындык Журсимбаев профессор