За репост песни, которую никто официально не запрещал, автора сатирического паблика Qaznews24 – Темирлана Енсебека наказали долгим молчанием. Процесс прошел 12 апреля в Алматы.
Суд признал его виновным в «разжигании межнациональной розни», приговорив к 5 (пяти) годам ограничения свободы. И это не просто запрет на журналисткую деятельность, это – почти полная изоляция от публичной жизни. Темирлану запрещено:
- работать журналистом;
- участвовать в дебатах, конференциях, митингах, круглых столах;
- публиковаться в СМИ и соцсетях, давать интервью;
- быть волонтером, правозащитником, проводить тренинги и лекции;
- даже подписывать петиции.
Конфисковали ноутбук и телефон. Назначили принудительные работы, если не найдет постоянную работу. Словом, словно надели цифровой ошейник.
– «Разрешите мне вообще дышать… – сказал Темирлан, услышав приговор. – Такие ограничения – будто уже посадили».
Всё это – из-за шутливого поста на фоне высказываний российской пропагандистки Тины Канделаки. Пост сопровождался песней «Йоу, орыстар» – грубой, провокационной, но официально не запрещенной. Суд решил, что этот пост был направлен на «подрыв межэтнического согласия».
Сам Темирлан пояснил, что песня – форма протеста против войны, а не агрессия против русских. «Как я могу ненавидеть русских, если моя девушка и друзья – русские? Это был пост про пропаганду, а не про нацию», – объяснял он суду.
Даже эксперт-лингвист из России заявила: пост адресован Канделаки и пропагандистам, а не этническим группам. Более ста казахстанских русских подписали обращение в защиту Темирлана, но суд это проигнорировал: «Они не являются стороной дела».
Темирлана подключали к заседанию из СИЗО. Освободили только поздно ночью, под подписку о невыезде. Но с жестким предупреждением: малейшее «небезупречное» поведение – и ограничение свободы заменят её лишением.
Реакция на приговор была мгновенной. В зале суда звучали крики: «Позор! Позор!»
Правозащитница Татьяна Чернобиль назвала процесс «скоропостижным» и сравнила репост песни с «экстремистским преступлением».
Human Rights Watch, Amnesty International, IPHR и другие международные организации резко осудили приговор, назвав его политически мотивированным, несоразмерным и основанным на растяжимых формулировках закона.
«Преступления нет, есть только злоупотребление уголовным правом», – заявила Human Rights Watch.
«Суд как будто закрыл глаза на здравый смысл и здравую иронию», – говорят сторонники Енсебека.
Арлан Икрам, «D»