Известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов покинул страну. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook, заявив, что за последние годы неоднократно сталкивался с запретами, давлением и «невозможностью дышать». По словам Турсунова, Министерство культуры не только запретило прокат его фильма «Бесмойнак», но и негласно препятствует любым мероприятиям с его участием.
Под давление попали и его деловые партнеры, пишет режиссер. К продюсеру Канату Торебаю, его близкому соратнику, нагрянули с обыском. Сотрудники Антикора якобы что-то искали, но в итоге ничего не нашли. Торебай был доставлен на допрос и провел там весь день, отвечая, в том числе, на вопросы о самом Турсунове.
В эмоциональном посте режиссер пишет:
«В этой стране становится опасно жить. (…) Каждый мой шаг вызывает нездоровую реакцию. Снимать кино мне уже не дают. Страна катится в пропасть. Я не хочу в этом участвовать. И не могу больше на это смотреть».
Он называет происходящее системной зачисткой любых проявлений независимости:
«Наверняка аруахи создателей партии «Алаш» шлют нам проклятия с того света. (…) Это не мы – это власть всё время что-то запрещает, отменяет, душит».
Уход Турсунова вызвал бурную реакцию в соцсетях. Кто-то уверен: режиссер просто сбежал, не желая отвечать за бюджетные средства. Но большинство на стороне Ермека. Они видят в его отъезде акт протеста человека, который не захотел мириться с удушающей атмосферой и остался верен своим принципам.
Многие вспоминают, как режиссер вышел из Национального совета, хлопнув дверью. Его критика «нового Казахстана», острые интервью и независимая позиция, похоже, раздражали слишком сильно. Он стал неудобным. И, вероятно, нежеланным.
В Антикоррупционной службе поспешили заявить: Ермек Турсунов не является фигурантом расследования. Следственные действия велись по обращению другого режиссера и касались бывшего руководства киностудии «Казахфильм», а также деятельности компании, с которой Турсунов когда-то был связан.
«С самим Турсуновым следственные органы не контактировали. Он не допрашивался, подозреваемым не признан», – сообщили в Антикоре.
Случай Ермека Турсунова – это не просто личный выбор. Когда один из самых известных деятелей культуры покидает страну – это тревожный симптом.
Қайрат Қайкенұлы «D»