Это латинское выражение, по данным исследователей, принадлежит римскому историку Корнелию Непоту (94-24 г. до н.э.). Впрочем, не суть важно, кто автор. Главное, человечество многократно убеждалось в том, что для сохранения мира действительно нужно быть готовым к любым потенциальным конфликтам.
В Казахстане после обретения независимости реформа Вооруженных сил вроде проводилась, но отрасль потрясали частые коррупционные скандалы и ЧП. К примеру, 8 августа 2001 года несколько дней полыхал самый крупный в стране склад боеприпасов близ посёлка Токрау Карагандинской области. И таких случаев, когда взрывались склады боеприпасов и приходилось эвакуировать население ближайщих поселков, было немало. Численность армии после всех сокращений оказалась меньше состава МВД. События января 2022 года лишь подтвердили, что Вооруженные силы Казахстана нуждаются в модернизации. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в Послании 2023 года поставил задачу «всемерного укрепления оборонно-промышленного комплекса, создания цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок…». В декабре того же года был создан Фонд развития оборонно-промышленного комплекса.
Аналитический журнал exclusive.kz попытался разобраться, чем вооружена наша армия и какие задачи стоят перед Министерством обороны РК.
В казахстанских Вооруженных силах идут очень противоречивые процессы. С одной стороны, идет ее реорганизация и модернизация, а с другой – она разоружается. Тем временем расходы на оборону растут крайне скудно. Но главная ее уязвимость – фатальная зависимость в обслуживании и ремонте военной техники от России.
У Казахстана нет территориальных и политических претензий ни к одному из соседних государств, как, впрочем, и любому другому государству в мире. Поэтому о нашей стране можно говорить, как о миролюбивой и нежелающей ни с кем воевать. Собственно говоря, и у наших соседей нет никаких претензий к Казахстану. По крайней мере, пока.
Тем временем, с севера некие странные персонажи произносят угрозы в наш адрес. С одной стороны, мы себя можем успокоить, что наш северный сосед всерьез увяз в тяжелой войне в Украине. Но если в России в ближайшие годы политический режим не поменяется, возможно все. Мы живем в мире, где внешнеполитическая обстановка в любую минуту может кардинально поменяться, и тогда потребуется сильная современная армия. Об этом же говорится и в «Военной доктрине Казахстана».
Оценить уровень боеспособности наших Вооруженных сил довольно сложно. В первую очередь потому, что только реальные боевые действия дают объективную оценку. Будем надеяться, что такой проверки никогда не случится. Во-вторых, в открытом доступе можно найти количественные данные, но не качественные. Например, в ежегоднике The Military Balance, издаваемом лондонским Международным институтом стратегических исследований, указывается, что на вооружении казахстанской армии стоит танк Т-72БА – модернизированная версия старого советского танка. Количество танков в ежегоднике приводится, но качественные характеристики – насколько он технически соответствует требованиям современной войны – остаются неизвестными.
Реорганизация и модернизация
В 2012 г. в Казахстане начала реализовываться Программа по реорганизации и модернизации Вооруженных сил страны. Был сокращен срок службы для призывников с 2 лет до одного года, что привело к снижению численности сухопутных войск с 30 тыс. человек до 20 тыс. человек. Соответственно, была изменена структура сухопутных войск (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Изменение структуры сухопутных войск ВС РК. Источник: The Military balance.
2023 2011 2012
Механизированные бригады 10 4 2
Танковые бригады 0 1 2
Штурмовые бригады 0 0 1
Десантно-штурмовые
бригады 4 4 4
Бригада морской пехоты 1 1 1
Миротворческие бригады 1 0 1 (полк)
Артиллерийские бригады 7 3 3
Противотанковые бригады 2 0 0
Бригады РСЗО 2 0 0
Ракетный полк 1 1 1
Военно-инженерные бригады 3 3 3
Новая структура повлекла за собой изменение количества военной техники (смотрите таблицу 2).
Таблица 2. Изменение количества военной техники в сухопутных войсках ВС РК. Источник: The Military balance.
2011 2012 2023
Основные боевые танки (Т-72/Т72 БА) 980 300 350
Боевые разведывательные и дозорные машины (БРДМ) 280 100 100
Боевые машины пехоты (БМП) 1520 602 413
Самоходные артиллерийские установки (САУ) 246 246 126
Буксируемая артиллерия 670 150 194
Реактивные системы залпового огня (РСЗО) 348 118 104
Установки ракет средней и малой дальности (РСМД) 12 12 12
Чем было вызвано такое сокращение военной техники, можно только догадываться. Возможно, списали (отправили на склад) самую изношенную технику, которую уже не имело смысла ремонтировать.
До 2014 г. включительно в The Military Balance в качестве основного боевого танка указывался Т-72, с 2015 г. – Т-72 БА. Из этого можно предположить, что стоящие на вооружении танки прошли модернизацию.
В 2011 г. на вооружение были приняты 6 отечественных САУ калибра 122 мм Semser, произведенных на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения по израильской лицензии. В том же году в Израиле были закуплены РСЗО Lynx, правда, всего с 50 ракетами.
С 2016 г. в армию ставятся казахстанские бронеавтомобили Арлан. Кроме них на вооружении стоят бронеавтомобили, произведенные в Турции, Израиле и Канаде.
В военно-морском флоте с 2012 г. на вооружение принимаются малые ракетные корабли (катера) проекта 0250 Барыс, построенные на стапелях АО «Зенит» в г. Уральск.
В 2017 г. на вооружение был принят рейдовый тральщик «Алатау», построенный в Санкт-Петербурге.
В 2023 г. Франция поставила подводные роботы для борьбы с морскими минами.
В военно-воздушных силах произошло заметное сокращение количества боевых самолетов (смотрите таблицу 3). Чем это вызвано – даже предположений нет.
Таблица 3. Изменение количества боевых самолетов в ВВС РК.
Источник: The Military balance.
2011 2012 2023
Истребители 97 56 0
Многоцелевые истребители 39 53 47
Штурмовики 14 14 14
Многоцелевые истребители, оставшиеся на вооружении, это различные модификации Су-27 и Су-30. Штурмовая авиация – модификации Су-25.
В 2016 г. на вооружение были приняты китайские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Wing Loong. Их сейчас в ВВС РК 2 единицы. С прошлого года испытываются БПЛА турецкого производства Anka-S. Производитель – турецкая компания Türk Havacılık ve Uzay Sanayii (TUSAŞ), планирует построить завод в Казахстане.
Все ударные вертолеты – это модификации Ми-24 и Ми-35 российского производства. На вооружении стоят 20 Ми-24 и 12 Ми-35.
Среди транспортных вертолетов есть американские Bell205 и европейские H145.
Зависимость от России
В таблице 4 приведены данные по доле российской (советской) военной техники, стоящей на вооружении ВС РК в 2023 году.
Таблица 4. Доля России
Основные боевые танки 100%
Боевые разведывательные и дозорные машины 100%
Боевые машины пехоты 100%
Самоходные артиллерийские установки 95.20%
Буксируемая артиллерия 100%
РСЗО 82.70%
Боевая пилотируемая авиация 100%
Ударные вертолеты 100%
ПВО 100%
Зависимости от России нет только по бронеавтомобилям. Но точную долю «Арланов» подсчитать не получается, потому что в The Military balance не приводится точного числа бронеавтомобилей всех типов.
У нас есть собственные предприятия оборонной промышленности, входящие в состав АО «Казахстан Инжиниринг». Но возможности Казахстана по обеспечению полноценного обслуживания и ремонта военной техники неизвестны. Предположение о том, что значительную часть материалов наши заводы получают из России, кажется обоснованной. Но в условиях войны Россия не может обеспечивать Казахстан всем необходимым, чтобы военная техника находилась в состоянии боеготовности. Если это предположение верное, то у казахстанских вооруженных сил серьезные проблемы. Но даже если предположение неверное, то все равно необходимо развивать собственную оборонную промышленность. Может, Казахстану и не стоит производить собственные танки и самолеты, но материалы для обслуживания, ремонта и модернизации военной техники делать у себя в стране необходимо.
Военный бюджет очень скромен
По данным, военный бюджет Казахстана в текущем году составит 1,3 трлн тг (с ростом на 8,8% к 2023-му). Судя по данным Министерства финансов (МФ) РК, поэтапное увеличение расходов на оборону наблюдается с 2020 года. Значимый скачок – сразу на 49,4% – произошел в 2022 году, после январских событий в стране и начала периода геополитической напряженности в мире. В тот год военный бюджет впервые преодолел отметку в 1 трлн тенге.
Основная часть – 94,1% – затрат государственной казны на оборону в прошлом году поступила из республиканского бюджета, и только малая – из местных бюджетов. Из 1,1 трлн тенге лишь половина средств – 554 млрд – пошла непосредственно на обеспечение боевой мобилизационной готовности Вооруженных сил РК. К слову, рост затрат именно по этой статье составил всего 0,2% к 2022 году. А государственный оборонный заказ и вовсе был уменьшен: судя по отчетам МФ РК, на обеспечение его исполнения в прошлом году было потрачено около 308 млрд тг – на 4,4% меньше, чем в 2022-м.
Кроме того, несмотря на поступательную динамику, рост военных расходов в Казахстане не вполне коррелирует с увеличением ВВП. Доля затрат на оборону от ВВП уменьшается четвертый год подряд. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира SIPRI, в 2019 году этот показатель в РК хотя бы превышал 1% от ВВП, а по итогам 2023-го затраты на оборону в денежном выражении составили всего 0,48%. Это очень низкий показатель в сравнении с развитыми европейскими странами. Государства ЕС поддерживают уровень затрат на оборону в пределах 1,8%–2,5% от ВВП. При этом в последние пять лет показатель колебался из года в год лишь незначительно.
Тем временем, президент Токаев в своем сентябрьском Послании 2023 года ставил задачу «всемерного укрепления оборонно-промышленного комплекса, который в развитых государствах играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности. Важнейшей задачей является создание цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок. Наша армия должна быть обеспечена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным стрелковым оружием. Нужно укрепить производственные мощности по оперативному ремонту техники, усилить поддержку отечественных предприятий. Соответствующая материально-техническая база, компетенции и кадры у нас имеются».
По поручению Президента страны в декабре прошлого года был создан Фонд развития оборонно-промышленного комплекса, но пока трудно сказать, насколько он способен решить эту крайне сложную и важную проблему.
Жарас АХМЕТОВ,