Вот такое откровение о выборах в Казахстане я записала недавно от одного учителя, бывшего секретаря участковой избирательной комиссии.
Сейчас педагог работает в другой сфере, он, наконец, «проснулся» и решил поделиться своими воспоминаниями о кошмаре под названием «выборы»… В свою очередь, я решила поделиться этой картинкой с читателями «ДАТ». (Стиль моего собеседника сохранен).
На избирательных участках, которые находятся в пунктах школ, в состав членов комиссии входят педагоги, под руководством директора, который обычно является председателем этого избирательного участка. Избирательные участки открываются с 7.00 часов утра и первым 10 проголосовавшим избирателям дарят подарки. Голосование продолжается до 20.00 местного времени.
Где-то 6.30 члены избирательной комиссии открывают запечатанный сейф и достают бюллетени, считают и делят на равное количество между членами комиссии. Пломбируются избирательные урны: стационарная избирательная урна (предназначена для голосования в помещении (пункте) и переносные избирательные урны (две штуки) с ручками для переноса (предназначена для голосования вне помещения).
Обычно комиссии предоставляется список граждан с их данными, где избиратели собственноручно расписываются при получении бюллетеней. Но существует еще копия этого же списка, где несколько учителей подделывают подписи не явившихся граждан.
В обязанности секретаря входит каждый час докладывать в окружной пункт о количестве опустившихся бюллетеней в избирательную урну. Председатель избирательного участка контролирует заранее распределенное количество бюллетеней, которые должны опустить в урну за час, за желаемого кандидата, независимо от того, пришли в это время граждане или нет. Например, если общее количество бюллетеней составляет 2000 шт., то с 7.00–8.00 в урне должно находиться 40 шт. бюллетеней, с 8.00–9.00 часов с помощью «своих» избирателей должны в урну опустить 60 шт. бюллетеней и т.д. Количество опустившихся бюллетеней контролируется окружной комиссией по телефонному звонку и может изменяться в течение дня по поручению вышестоящих комиссий.
Заранее в отдаленном месте от членов избирательной комиссии ставят стулья или диваны для наблюдателей, доверенных лиц и представителей средств массовой информации, чтобы те не могли конкретно пронаблюдать действия членов комиссии. В функции членов избирательной комиссии входят отметка галочкой в бюллетенях и передача заранее подготовленных бюллетеней.
Когда к членам избирательной комиссии подходят так называемые «свои люди», знакомые или педагоги этой школы, члены комиссии могут передать сразу несколько лишних бюллетеней в двух вариантах:
- Когда «своим» участникам-избирателям передаются членами комиссии лишние чистые бюллетени, «свой» избиратель проходит в кабинку, где отмечает «нужного» кандидата, после чего спокойно опускает в урну.
- Когда «своим» избирателям передаются членами комиссии уже отмеченные бюллетени, после чего они также опускается этим же участником в урну.
Администрацией этой школы заранее подготавливается график распределения учителей по времени, которые должны прийти в указанное время для голосования. А также график дежурства по времени.
Если наблюдатель постоянно стоит рядом с членами избирательной комиссии, то незаметную передачу нескольких бюллетеней проводят таким образом:
- В одном из отдаленных кабинетов (на 2-м, 3-м этажах) этой школы готовят шикарный обеденный стол, перед которым никто не сможет устоять. И наблюдателей, начиная с завтрака, целый день кормят, при этом за стол еще сажают педагогов, которые начинают отвлекать и задерживать гостей своими интересными беседами. А в отсутствие наблюдателей дежурные учителя скидывают в избирательную урну бюллетени.
- Если все-таки наблюдатели продолжают оставаться, то заранее распределёнными учителями создаются массовки, создание толпы у стола членов избирательной комиссии. В это время тоже удобно передавать несколько бюллетеней избирателю.
То есть одним словом, члены избирательной комиссии должны всегда сидеть с «готовыми» отмеченными бюллетенями за нужного кандидата, ведь за каждый час необходимо скинуть определенное количество бюллетеней в урну. В этом помогают дежурные учителя, пришедшие по распределённому графику.
Ровно в 20.00 двери школы закрываются, и в присутствии всех участников (члены избирательной комиссии, наблюдатели, представители СМИ) с избирательных урн снимаются пломбы, начинается подсчет голосов. После чего бюллетени упаковываются в мешки с надписями, и начинается заполнение протоколов.
Протокол заполняется в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей, куда вносится количество подсчитанных голосов за кандидатов из избирательной урны. Наблюдатели берут свой экземпляр протокола и уходят домой.
Далее с вышестоящих участков поступают звонки: изменить цифры в количестве распределения голосов. И это продолжается до самого утра. То есть цифры в протоколах меняются примерно 15–20 раз.
Для сдачи мешков с бюллетенями, протоколов, печати все председатели, секретари, члены комиссии едут в районную избирательную комиссию, которая находится в одной из школ, расположенных рядом с районным акиматом. В этой школе, в спортивном зале устанавливаются парты, стулья, куда со всех избирательных участков (около 450–500 пунктов) съезжаются секретари со своими ноутбуками, компьютерами, принтерами и располагаются со всей своей оргтехникой. А потом начинается самый нервозный процесс «игра с цифрами», где в протоколах необходимо менять цифры голосов за кандидатов и вставать в очередь 350-м или 480-м для сдачи протоколов. А когда твоя очередь только подходит, твоему участку называют другие цифры, которые необходимо заново поменять в протоколах и распечатывать снова.
В целом создается такая картина: уставшие, нервные, растрепанные лица с опухшими покрасневшими глазами членов комиссий, стоящие в очереди с мешками как «беженцы», покинувшие свои страны, которые хотят перейти границу другой страны. То есть на подделку и сдачу протоколов уходят 1,5 суток, все это время без отдыха человек находится на ногах…
Мой собственный мониторинг процесса подготовки наблюдателей в эту электоральную кампанию показал: Наблюдателей стало больше. Многие из них впервые совершили поступок, пришли осознанно. Безусловно, они воодушевлены и одержимы идеей обеспечить честные выборы на своем участке. Но, к сожалению, в эту кампанию большинство из них будут просто наблюдать, им неведомо, насколько изобретательны и виртуозны избиркомы в искусстве фальсификаций. Перед большинством наблюдателей не ставится задача бороться за чистоту выборного процесса до конца, их миссия завершается наутро, после сдачи протокола с «мокрой» печатью в штаб кандидата или общественного объединения. Вряд ли они ориентированы, предположим, на подачу в суд иска о признании итогового протокола не соответствующим действительности. На следующий день страна узнает результаты, международные наблюдатели хором поют по телевизору, что выборы прошли «в целом без существенных нарушений»…
Многотысячная армия наблюдателей призвана опять-таки легитимизировать эти незаконные выборы. Чтобы у ЦИКа была возможность бодро сообщить миру о том, что была обеспечена всесторонняя прозрачность выборного процесса.
Четко отлаженная система фальсификаций безотказно работает уже три десятилетия. Никакие наблюдатели не спасут, пока в избиркомах сидят несчастные учителя. Пока избирательные участки не будут вынесены за пределы образовательных учреждений. Пока не будут изменены принципы формирования избирательных комиссий. Нам необходим новый Закон о выборах. Нам необходимо добиться возможности реализовать свое право на создание общественных политических объединений, право на мирное собрание, право на свободу выражения мнения. Стране необходима Конституционная реформа.
Маржан АСПАНДИЯРОВА,
правозащитник