Президент Токаев в Послании народу Казахстана отметил, что «Экономический рост должен сопровождаться снижением социального неравенства и усилением среднего класса».
Президент в своем Послании народу поставил цель удвоить ВВП до 460 млрд долларов к 2029 году. Это требует ежегодного роста не менее 6 %, однако текущая динамика не позволяет достичь этих показателей – рост сократился с 5,3 % до 3,3 %, а бюджет столкнулся с дефицитом, что стало тревожным симптомом. Такого явления не наблюдалось десятилетиями, только на заре независимости Казахстан испытывал нехватку средств в бюджете, когда месяцами не выплачивались зарплаты бюджетникам и пенсии пенсионерам.
На данный момент до нехватки средств на зарплату бюджетникам еще не дошло, но дефицит бюджета в текущем году является симптомом глубинных проблем в экономике Казахстана.
Внутри экономической системы в Казахстане существуют структурные перекосы в пользу отдельных лиц, некоторые группы продолжают иметь несправедливые правовые, экономические льготы, которые не соответствуют разуму и здравому смыслу. Эти проблемы появились не вчера и сегодня, они накапливались десятилетиями и являются итогом ряда упущений и (сознательных) системных ошибок руководства страны в 90-е годы.
В советское время государство полностью контролировало средства производства и прибавочную стоимость к нему. Значительная часть ресурсов направлялась на оборонные нужды, а остальные распределялись по принципу «каждому по труду». Государство гарантировало занятость всем, превращая труд в обязательство: за «тунеядство» могли привлечь к ответственности, попросту отправляли «в места, не столь отдаленные».
Однако принцип «нулевой терпимости к безработице» приводил к «уравниловке» и снижал производительность, поскольку отсутствовала конкуренция. Советская промышленность и сельское хозяйство со временем начали уступать «загнивающему капитализму». Экономика была милитаризованной: СССР нуждался в танках, самолетах и металле, что стимулировало активное строительство металлургических заводов, включая крупные предприятия на территории Казахстана.
Центр старался «развивать» Казахстан таким образом, чтобы добывать сырье в Казахстане, а обрабатывать у себя. Даже при этом после распада Союза Казахстан унаследовал крупные по международным меркам заводы и фабрики. И все средства производства оказались в ведении бывшей партократии и номенклатуры Казахстана. До развала Союза местная номенклатура имела опосредственное отношение к этим средствам производства, заводы и фабрики напрямую подчинялись Союзным министерствам.
В начальный период Независимости номенклатура Казахстана была растеряна, не было компетенции в руководстве промышленными гигантами международного масштаба.
Своим все, остальным закон…
Все эти заводы по праву принадлежали народу Казахстана. Казахстанская номенклатура быстро осознала, что получила контроль над тем, что фактически принадлежало народу, и воспользовалась этим, пока общество не разобралось в принципах рынка и инвестиций. Огромные производственные активы, являвшиеся источником следующих богатств всего народа и оцениваемые в триллионы долларов, оказались в распоряжении лиц близких к власти и сомнительных международных персон. Фамилии этих сомнительных личностей, которым розданы средства производства, известны не только гражданам Казахстана.
Так называемая приватизация превратилась в присвоение народного имущества. «Иностранные инвестиции» свелись к тому, что владельцы крупных производств использовали их как залог для привлечения зарубежных кредитов, лишая страну контроля над национальными ресурсами.
Раздача средств производства и собственности государства была одной из форм усиления и сохранения личной власти. Этот процесс назвали «сохранением стабильности» в стране. Вместо признанных промышленных гигантов, таких, как General Electric, Siemens и Nippon Steel Corporation, Казахстан привлек лиц с сомнительной репутацией. 30 лет олигархи, созданные стараниями Н. Назарбаева, многие из которых не являются резидентами страны, эксплуатировали национальные ресурсы, пользуясь особыми налоговыми льготами и преференциями. Эта система сохраняется до сих пор.
За последние пять лет предприятия, такие, как «КазМинералс» и «Казцинк», получили дивиденды в размере 8,2 трлн тенге.
Это одна треть годового бюджета Казахстана…
Если продолжить исторический экскурс в прошлое, в советский период в Казахстане была создана мощная отрасль сельского хозяйства.
В советское время Казахстан был аграрной «житницей» Союза: поголовье крупного рогатого скота достигало 10 млн, а овец и коз – 36 млн. Государство контролировало все средства производства, позволяя людям продуктивно трудиться.
Однако реформы 90-х годов лишили крестьян доступа к этим ресурсам. Земельные паи оказались в руках сомнительных лиц «меньшего калибра», а латифундисты присвоили не только пахотные земли, но и пастбища, превращая сельских жителей фактически в крепостных.
Сегодня предпринимаются шаги для исправления ситуации: по поручению Президента Токаева возвращено более 10 млн гектаров необрабатываемой земли. Но в аграрном секторе остаются фундаментальные проблемы, суть которых заключается в отсутствии для жителей сел допуска к главному средству производства на селе – земле. Особенно в северных областях этот вопрос является самым актуальным, и в ближайшие годы будет постоянным фактором недовольства простых граждан.
Современный капитализм по-казахстански исчерпал себя!
Экономическая модель Казахстана, сложившаяся после распада СССР, стала несправедливой: граждане отстранены от средств производства, что порождает социальное напряжение и лишает людей мотивации трудиться.
Капитализм по-казахстански скомпрометировал себя, создавая условия, при которых ВВП формируют узкие группы лиц, контролирующие основные ресурсы. Без фундаментальных изменений невозможно достичь устойчивого развития и улучшить качество жизни.
Нужно «обустроить» капитализм по-казахстански, по-новому.
Как «обустроить» капитализм по-казахстански?
Краеугольным камнем любой экономической модели является способность системы создавать и воспроизводить материальные блага. Если сказать проще, постоянно создавать богатства. Для создания богатства нужны два инструмента: предпринимательство и труд. Эти два инструмента создают постоянную основу непрерывного экономического развития.
Широкий простор для предпринимательства для всех!
Как говорил Локк «человек заслуживает владеть тем, что создано его трудом». Следовательно, труд является источником благополучия. Труд и деятельность предпринимателя помимо дохода должны приносить и общественную пользу. Для этого государство должно создать условия, чтобы люди продуктивно и качественно трудились!
Как можно обеспечить продуктивный труд, если все средства производства, которые по Конституции Казахстана должны принадлежать государству и народу, находятся в руках сомнительных персон?
Именно допуск к средствам производства людей и совладение собственностью людьми является важным моментом изменения базиса экономики страны. Поэтому в промышленной сфере должны быть сформированы новые принципы.
Наши олигархи не являются предпринимателями в классическом понимании. Нынешние хозяева крупных заводов и фабрик эти гиганты не строили!
При строительстве этих заводов даже не принимали участия и те люди, которые принимали решения об их передаче этим олигархам. Они эти заводы и фабрики получили «под ключ» у государства в готовом виде.
Предприятия «Казахмыс», «Казцинк», промышленные предприятия ТЭК в Павлодарской области строили наши родители по всей стране! Этот факт следует зафиксировать политически. Речь не может идти о принципе «забрать и раздать». Но мы должны умерить аппетиты олигархов, латифундистов и финансовых воротил.
Мы уже отметили, что акционеры горно-металлургического сектора страны за последние пять лет получили дивидендов в 8,2 триллиона тенге. Все эти средства уходят за рубеж. На первое время нам следует добиваться, чтобы эти гигантские средства оставались в Казахстане и стали источниками перехода нашей промышленности на более высокий уровень.
Наша металлургия по большому счету держится на старом советском багаже. Эти средства должны быть следующим источником налогов для государства, заработной платы для наших людей. Еще Ж. Ж. Руссо учил, что политическая демократия несовместима с чрезмерным экономическим неравноправием.
Народные предприятия
В «оплоте» капитализма США функционируют более 10 тыс. предприятий с коллективной формой собственности, и на этих предприятиях трудятся более 15 млн человек.
«Народные» предприятия» Китая выходят на международную арену. Китайский техногигант Tencent с капитализацией полтриллиона долларов является классическим «народным предприятием». В данной компании работники являются ее же акционерами.
Основателю техногиганта Huawei Жэнь Чжэнфею принадлежит 1,4 % акции компании, а более 80 тыс. сотрудников владеют всеми остальными.
Модель народных предприятий успешно работает во всех странах, балансируя между коммерческой выгодой и социальной ответственностью. Развитие народных предприятий способно дать дополнительный стимул росту ВВП на 1-2 %, как утверждают эксперты.
В Скандинавии кооперативы производят более 85 % сельхозпродукции, а в целом в Евросоюзе – 75 %.
В странах Евросоюза на долю кооперативных (коллективных) предприятий приходится 2/3 сельхозпродукции, практически все молочное производство и мясообрабатывающая промышленность.
Как мы видим, форма общественной собственности и методы народного хозяйствования существуют во всем мире и эффективно работают.
А в Казахстане не развита форма «народных предприятий». Отсутствует теоретическая законодательная база такой формы экономической деятельности.
Во многих странах в Конституции закладываются три формы собственности: частная, общественная, считай – народная и государственная. А в нашей Конституции не обозначена правовая основа общественной собственности. Этот аспект не говорит о том, что мы должны отказываться от основного универсального хребта экономического прогресса.
Казахстану следует развивать массовое предпринимательство. Только «Национальная буржуазия» является главным заинтересованным лицом развития Казахстана! Поэтому государство должно создать все условия для полноценного развития этого сектора, проводить протекционистскую политику в пользу предпринимателей нашей страны!
Это аксиома!
В нашем материале речь идет о поиске дополнительных стимулов развития экономики, кроме массового предпринимательства.
Нужна «перезагрузка» экономической модели Казахстана.
Почему?
Перед государством стоить грандиозная задача удвоения ВВП к 2029 году. Эту задачу невозможно решить только «традиционной» концентрацией административных усилий Правительства. Поэтому Президент Токаев в своем Послании народу в текущем году отметил, что «Правительство и акимы должны уделить особое внимание вопросу изменения структуры экономики, предусмотреть новые механизмы, направленные на обеспечение устойчивого прогресса страны».
Сегодня Правительство пытается решить эту задачу обычным «разгоном» нашей устоявшейся экономической модели. А старая экономическая модель основана только на эксплуатации сырьевого и человеческого потенциала страны, а все блага от этой эксплуатации получает ограниченный круг лиц. Это экономическая модель исчерпала себя. Для решения этой задачи следует раскрыть весь творческий потенциал нашего народа.
Нам нужен новый источник экономической «пассионарной волны»! Для этого следует провести перезагрузку всей экономической модели Казахстана.
Надо отметить, капитализм в странах бывшего Союза вобрал в себя только негативные стороны рыночной системы. В том числе в Казахстане капитализм является «хищническим». Капитализм созданный в Казахстане, «хищнический» как в отношении государства, так и в отношении людей, которые живут в нашей стране. Капитализм в нашей стране должен стать более гуманным, человеколюбивым и способным одинаково и больше приносить пользу стране, государству и людям.
Как показывает практика, сегодняшний капитализм в Казахстане приносит материальную выгоду только олигархам, латифундистам и финансистам.
Крайние полюса богатства в стране должны быть ближе. В аграрной сфере требуется разумное перераспределение пахотных земель в пользу жителей села.
Президент Токаев отметил, «Не секрет, что многие землепользователи живут за тысячи километров от земли, приносящей им прибыль, и не заботятся о жизни сельчан. Такие землевладельцы нам не нужны». Поэтому все, ныне проживающие в сельской местности граждане, которые в силу различных причин потеряли свои права на земельные паи, должны быть восстановлены в своих правах. В сельском хозяйстве следует провести разумное перераспределение земли в пользу местных жителей, которые в свое время по различным причинам потеряли свои земельные паи, и создать современные кооперативы.
Во всем мире широко используется «народная» форма собственности, суть которой заключается в развитии коллективных и кооперативных форм хозяйствования. Как выше отмечено, в зарубежных странах развитие «народных предприятий» характерно как для промышленности, так и для аграрного сектора.
В начале XX века в связи с революционными событиями в Российской империи западный мир был вынужден перестроить свою экономическую модель. Переход к 8-часовому режиму, многие социальные гарантии рабочим, передача части акции коллективу связаны именно с революцией в России. Это был вынужденный шаг «коллективного капитала», чтобы волна революции не прокатилась и по Европе!
Именно в это время Франклин Рузвельт сказал, что «труд достоин такого же уважения, как капитал и собственность». Эти позитивные изменения дали громадный толчок экономическому развитию всего запада.
Высвобожденный творческий потенциал труда дал мощный импульс развитию ноу-хау, повышению производительности, созданию гармоничных общественных отношений. Капитализму оказалось политически и материально выгодным хорошие условия труда рабочих.
А есть другой исторический пример, когда бездумное разбазаривание национальных богатств привело к фатальному результату.
Иран во время правления Реза Пехлеви все свои национальные богатства раздал транснациональным корпорациям. Было спровоцировано резкое расслоение населения на сверхбогатых и бедных. Вернее, богатыми были только родственники Пехлеви. Либеральное общество Ирана в 50-е годы стало резко фундаментальным. Итог всем известен.
Поэтому «Экономический рост должен сопровождаться снижением социального неравенства и усилением среднего класса».
Ерлан Саиров, депутат Мажилиса Парламента РК