Суббота , 5 июля 2025

КОГО будет слушать КНБ?

Заин­те­ре­со­вав­шись про­во­ди­мой реги­стра­ци­ей мобиль­ных теле­фо­нов, попы­тал­ся разо­брать­ся в сути этой акции. И вот что я понял, озна­ко­мив­шись с мне­ни­ем све­ду­щих в этом деле людей.

На самом деле про­бле­ма, конеч­но же, не в том, что кто-то во вла­сти оза­бо­тил­ся кра­жа­ми наших теле­фо­нов. Вот уж чем-чем, толь­ко не этим. Зада­ча здесь совер­шен­но дру­гая, и свя­за­на она в первую оче­редь с угро­за­ми самой вла­сти. На самом деле, поку­пая теле­фон, мы предо­став­ля­ем все необ­хо­ди­мые для кон­тро­ля над нами дан­ные: это и ИИН, и адрес, и номер СИМ-кар­ты. А в момент акти­ви­ро­ва­ния «сим­ки» у них высве­чи­вал­ся и наш IMEI. То есть все необ­хо­ди­мые дан­ные, по кото­рым вла­дель­ца теле­фо­на мож­но было отсле­дить и вычис­лить, у госу­дар­ства в лице спец­служб имелись.

Но! Жизнь не сто­ит на месте – кто-то поте­рял теле­фон, у кого-то его укра­ли. Кто-то пере­ста­вил «сим­ку» в дру­гой аппа­рат, кто-то купил новую. То есть инфор­ма­ция со вре­ме­нем пере­ста­ет соот­вет­ство­вать реаль­но­сти. А это созда­ет про­бле­мы в отсле­жи­ва­нии лиц, инте­ре­су­ю­щих спец­служ­бы и пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны.
Воз­ник­ла необ­хо­ди­мость жест­ко при­вя­зать СИМ-кар­ту к IMEI и к ИНН. Толь­ко в этом слу­чае у спец­служб сохра­ня­ет­ся воз­мож­ность адрес­но­го отсле­жи­ва­ния и выяв­ле­ния нуж­ных им персон.

Вооб­ще эту рабо­ту КНБ вме­сте с опе­ра­то­ра­ми свя­зи мог­ли бы выпол­нить и без уча­стия вла­дель­цев теле­фо­на. Но это тита­ни­че­ская рабо­та и поэто­му было при­ня­то реше­ние загру­зить ей самих граж­дан. Мол, это их теле­фо­ны, пусть и зани­ма­ют­ся их реги­стра­ци­ей. А зная, что казах­стан­цы не очень обя­за­тель­ны в этом вопро­се, при­гро­зи­ли отклю­чить всех, кто про­игно­ри­ру­ет поста­нов­ку на учет.

С 1 янва­ря (хотя не исклю­че­но, что будет дана отсроч­ка отклю­че­ния) мобиль­ный теле­фон в Казах­стане ста­нет инстру­мен­том тоталь­но­го кон­тро­ля над граж­да­на­ми. Имея в руках сотку, каж­дый дол­жен пом­нить, что каж­дый его шаг и каж­дое его сло­во кон­тро­ли­ру­ет­ся, и это может быть исполь­зо­ва­но про­тив него. 

Это не озна­ча­ет, что будут отсле­жи­вать и слу­шать всех под­ряд. Нет, конеч­но! На это никто и не претендует. 

Эта систе­ма созда­на для выбо­роч­но­го кон­тро­ля и наблю­де­ния за теми, кто может пред­став­лять инте­рес спец­служ­бам и пра­во­охра­ни­тель­ным орга­нам. Это люди, попав­шие в раз­ра­бот­ку пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, а так­же акти­ви­сты поли­ти­че­ской оппо­зи­ции, дис­си­ден­ты всех мастей и про­сто недо­воль­ные ситу­а­ци­ей в стране. 

То есть для боль­шин­ства казах­стан­цев эта систе­ма кон­тро­ля абсо­лют­но не акту­аль­на. Она рабо­та­ет выбо­роч­но. Пока чело­век не инте­ре­сен для людей в пого­нах, его это не будет касать­ся. Но как толь­ко он либо пре­сту­пит закон, либо ста­нет кому-то неуго­ден и его «зака­жут», его теле­фон ста­нет источ­ни­ком сбо­ра инфор­ма­ции о каж­дом его шаге и сло­ве. Осо­бо это отно­сит­ся к поли­ти­че­ским оппо­нен­там режи­ма и тем граж­дан­ским акти­ви­стам, кото­рые при­чи­ня­ют бес­по­кой­ство власть иму­щим. Вот они-то – основ­ная целе­вая ауди­то­рия, на кото­рую направ­ле­на эта систе­ма контроля.

Сер­гей ДУВАНОВ

Республиканский еженедельник онлайн