Узбекистан с завидным усердием продолжает собирать по миру активы Гульнары Каримовой, дочери первого президента страны Ислама Каримова. В этом деле, конечно, лидирует Швейцария – ведь куда еще прятать грязные деньги, если не в чистых уютных альпийских банках? Недавно Узбекистан и Швейцария подписали соглашение о возвращении еще 182 миллионов долларов, которые когда-то тихо-мирно осели в Европе.
Эти средства направят в трастовый фонд «Uzbekistan Vision 2030», предназначенный, как заявлено, для развития медицины, образования и прочих полезных вещей. Ну, а как именно их потратят – другая история.
Кстати, это не первый транш. В 2024 году страна уже получила 131 миллион долларов, а в 2020-м вернула 20 миллионов от продажи шикарной недвижимости Каримовой: парижской квартиры и исторического замка Груссе. Общий «куш», связанный с Каримовой и её окружением, оценивается в 1,4 миллиарда долларов, которые затаились в разных уголках мира. В Латвии, например, конфисковали не только деньги, но и 26 килограммов золота, а в России отобрали шесть квартир. США тоже не отстают – там на кону еще 60 миллионов.
А что же Гульнара? После серии уголовных дел на родине и за границей в 2020 году её приговорили к 13 годам лишения свободы. Она обвиняется в классическом наборе грехов: коррупция, хищения, уклонение от налогов, отмывание денег и даже организация преступного сообщества. Причем под следствием она не только в Узбекистане, но и в США, Швеции, Франции, Норвегии, Нидерландах и Великобритании. География впечатляет!
А теперь для контраста перенесёмся в Казахстан, где коррупционные истории развиваются не менее захватывающе. Тут, например, фонд Назарбаева в 2023 году провернул весьма «выгодную» сделку: продал санаторий «Алатау» за 50 миллионов долларов. Вот только независимые оценщики насчитали ему цену в 174 миллиона, в три раза дороже, но разве может такая мелочь заинтересовать наши органы. Покупателем оказалась нидерландская компания Noord Holland Trading Company B.V., которая сразу вышла из убытков и перевела актив в страну с закрытыми финансовыми правилами. Удачно, не правда ли?
Этот санаторий – лакомый кусок с историей. Построенный в 1986 году для советских чиновников, после распада СССР он оказался в руках госструктуры, управляемой доверенными людьми Назарбаева. Со временем объект приватизировали, передали в руки миллиардеров, а в 2017 году он внезапно оказался под контролем фонда самого елбасы. После реконструкции туда зашел Swissôtel, который ежегодно платил аренду в 11 миллионов долларов. Простая арифметика подсказывает, что продали его явно дешевле, чем стоило.
Но это ещё не всё. Вместе с санаторием в 2023 году покупатель получил прилегающие земли и еще несколько активов, ранее находившихся в орбите Назарбаева. Среди них – детские сады, лагерь, отель «Достык», строительная компания, телеканал «Ирбис» и другие приятные мелочи. Формальным владельцем всей этой радости значится Анна Березина – гражданка Нидерландов и России, которая уже не раз «подставляла плечо» казахстанским миллиардерам, помогая им скрывать собственность. В итоге активы Назарбаева потихоньку уплывают в офшоры, а информация о его имуществе в Казахстане теперь засекречена.
Вот так два соседа по региону решают схожие проблемы разными методами: кто-то возвращает украденное, а кто-то просто прячет подальше. Но главное, что схемы по-прежнему работают.
Алдиар Бауыржанұлы, «D»