Суббота , 19 апреля 2025

Кто заинтересован в крахе экономики Казахстана?

Сколько еще протянет и так не очень развитая отечественная промышленность, – задались вопросом наши коллеги из портала exclusive.kz. И пришли к неутешительному выводу – максимум 10-20 лет, если ситуация не изменится.  

В Казахстане парализована работа предприятий обрабатывающей промышленности: мебельщиков, пищевиков, легкой промышленности, производителей стройматериалов и других. Кто за этим стоит? Об этом в интервью с Игорем Проценко, членом правления Союза обрабатывающей промышленности, депутатом маслихата Алматы, членом Президиума НПП «Атамекен».

Экономика Казахстана слишком мала и легко может быть завалена товарами из Китая. Так в реальности и происходит. При этом наши производители закрывают производства, несмотря на десятки лет опыта, наличие кадров и отличную продукцию. Виной этому не лень или усталость, а законы, написанные как будто специально для обогащения перекупщиков. В Союзе обрабатывающей промышленности даже придумали термин «ответственный производитель», которым обозначают тех, кто реально что-то производит.

– Кто же на самом деле рулит экономикой Казахстана?

– Лжепредприятия, которые получают липовые сертификаты «отечественных производителей» CT-KZ и затем покупают нужный для поставки товар у реальных производителей в Казахстане или в Китае, или другой стране.

А еще «производители», созданные с привлечением обществ людей с инвалидностью, которые тоже в подавляющем большинстве случаев ничего не производят, а перекупают у реальных производителей в Казахстане или в Китае, или другой стране. Давайте рассмотрим это на примере мебельной промышленности. Основную часть производителей мебели составляют мелкие производства (примерно 95%), но есть с десяток крупных. Доля отечественных производителей на мебельном рынке страны составляет примерно треть. В основном она сосредоточена в производстве кухонной мебели, поскольку преобладают индивидуальные заказы, меньше в производстве мебели для других комнат, офисной мебели. Реальное количество мебельных производств назвать сложно, поскольку большая часть находится в тени. При этом значительную долю спроса на мебель составляют государственные организации, включая министерства, ведомства, детские сады, школы, больницы и т.д.

Два года назад главой государства был объявлен беспрецедентный по масштабу национальный проект «Комфортная школа», в рамках которого планируется открытие 369 школ на 740 000 ученических мест. При этом было объявлено, что мебель для школ будет закупаться у казахстанских производителей на основе предварительных контрактов, чтобы местный бизнес мог строить свои производственные планы. Обещали, что будет проводиться мониторинг внутристрановой ценности.

Строительство школ началось в текущем 2024 году, к сентябрю должно быть сдано 98 школ, к декабрю 102 школы. По сути это продолжение Дорожной карты бизнеса после кризиса 2008 года, когда строительство объектов социальной инфраструктуры (в том числе детских садов, школ, больниц и т.д.) должно масштабировать отрасли обрабатывающей промышленности (строительную индустрию, мебельную, легкую, пищевую и т.д.).

По школам в советское время был норматив – на 1 млн жителей 1 тыс. школ (при 40 детях в классе и 2-сменном обучении). Сейчас их в стране при населении 20 млн человек всего 12 тысяч. И не хватает не только школ, но и детских садов и поликлиник, особенно в сельской местности. Обычно в год вводили по 50 школ. Сейчас, когда за год хотят ввести 200 школ и в следующем году еще 200, на это нет в стране ресурсов – ни строительных, ни возможности произвести столько мебели. Для производства мебели на 400 школ нужно 5 млн единиц плитного материала – это несколько десятков тысяч вагонов ламинированной плиты. А у нас даже железнодорожная инфраструктура не справится с таким объемом.

Оператор по этому проекту «Самрук-Казына Construction».

По мебели для 98 школ первого этапа законтрактовано 5% (это 5-10 школ), все остальное в подвешенном состоянии. При этом интернет полон предложений китайских парт, которые якобы производятся казахстанскими производителями. Склады по всех регионах полны контрафакта! Остается без ответа вопрос – почему в качестве обязательной модели была утверждена парта китайского производства?!

Есть несколько казахстанских производителей, которые специально под проект «Комфортная школа» дооснастились оборудованием, но они не покроют всю потребность. А как же с требованием покупать у казахстанских производителей?

В стране есть единственный документ, который подтверждает статус отечественного товаропроизводителя – сертификат CT-KZ, который выдается НПП «Атамекен» на основе заключения экспертов-аудиторов отраслевых ассоциаций, аккредитованных в нацпалате. Так вот, эти сертификаты выдаются направо и налево – то, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за большие деньги. Но главная причина – некомпетентность экспертов, которые не могут оценить, действительно ли это крупное производство и производство ли это вообще, а не макет?!

Получить сертификат казахстанского производителя CT-KZ, так же, как и Индустриальный сертификат для получений льгот как отечественный товаропроизводитель, достаточно просто. Поэтому рынок полон «опытных производителей» с сертификатами, зарегистрированных 3 месяца назад и уже заполнивших склады партами. Сейчас в стране физически завезено сотни тысяч единиц, и это будет выдаваться за отечественное производство, хотя никто такой объем произвести не может.

Не понятно еще одно – требование о приобретении одного вида парты. Хотя здравый смысл говорит, что ученику должно быть удобно и парта должна быть устойчивой. «Самрук-Казына Construction» говорит, что местные Управления образования могут решить это сами, но в реальности это не так.

– Кто должен следить за покупкой у отечественных ответственных производителей?

– НПП «Атамекен» добился того, чтобы в перечень вошло дополнение о закупе у отечественных производителей, но дальше дело не идет, поскольку внутри самой Палаты много противоречий. Палату финансируют крупные недропользователи, поэтому, видимо, отечественное содержание, нужное малому и среднему бизнесу, не входит в круг их стратегических приоритетов. Есть предложение вернуть выдачу сертификатов госоргану – Министерству строительства и промышленности или Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции. Но пока одобрено только составление Реестра отечественных товаропроизводителей.

Еще одна глобальная, искусство созданная проблема – приоритетный государственный закуп у производителей – сообществ инвалидов. Результат: все тендеры выигрывают перекупщики, быстро создавшие предприятия с привлечением людей с инвалидностью. Далее они, как правило, закупают у реальных ответственных производителей или за рубежом серым импортом. И это длиться еще начиная с 2009 года! Кто-то под маркой благого дела создал себе лазейку для обогащения!

Реальные же малочисленные производители, где в том числе действительно работают люди с инвалидностью, сидят без работы, поскольку им просто не пробиться через ловких коммерсантов.

Эта норма – нонсенс, которой нет ни в одной другой стране! И ее нужно срочно отменять. Иначе у нас через 10–20 лет не будет вообще обрабатывающей промышленности и кадров, потому что попросту все будет завозное. И вместо масштабирования производства будет масштабная безработица, созданная искусственно!

Анар Мешимбаева

 

Республиканский еженедельник онлайн