
Когда я слышу, что кто-то мечтает обучать своего ребенка в НИШ или Назарбаев Университете, всегда задаюсь вопросом: почему государство платит бешеные деньги одному конкретному учебному заведению, но при этом там царит бардак и хаос?
Судите сами: за 2009–2022 годы на финансирование «Назарбаев Университета» и НИШ из республиканского бюджета было выделено более 800 млрд тенге. В этом году, в частности, на школу пошло 12,4 млрд, а на университет – 2,8 млрд тенге. Колоссальные деньги.
И ждешь, что при таком финансировании репутация у заведений будет безупречная. К тому же их учредитель – правительство РК. Но – нет.
Когда-то у ректора «Назарбаев Университета» (НУ) Шигео Катсу была секретарь – Асемгуль Каленова. В какой-то момент их общение перестало ограничиваться рабочими отношениями, и вот Асемгуль уже становится серым кардиналом НУ, порой принимая решения, о которых обычный секретарь даже и не думает.
Это не мои выдумки, а жалобы бывших сотрудников НУ, которые были уволены или уволились по желанию Асемгуль Каленовой. Они уверяют, что Катсу доверил ей управлять этой образовательной империей, куда вливаются многомиллиардные суммы казахстанских бюджетных средств. А сама Каленова является владелицей недвижимости в ОАЭ, Турции и квартиры в Астане, хотя еще вчера она снимала комнату с девочками и ездила в городском автобусе.
За последние пять лет Каленова переквалифицировала свою позицию с секретаря на Executive Assistant to the President. Но, как говорится, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Так и Каленова, ежечасно находясь рядом с ректором, прикрываясь якобы его решениями, озвучивает их всему казахстанскому и зарубежному составу кадров и продолжает укреплять свои личные позиции.
По словам бывших сотрудников НУ, в университете за последние несколько лет произошли сильные изменения и далеко не в лучшую сторону. Обстановка в университете стала крайне токсичной, произошло разобщение командного духа, нарушены коммуникации между административным блоком и дочерними подразделениями, напрочь испорчены межличностные коммуникации. Произошел исчисляемый на сотни серьезный отток высококвалифицированных кадров, которые получили образование и навык в ведущих мировых вузах, не говоря о многочисленных вложениях самого университета во взращивание собственных спецов.
Некоторые пытались рассказать о вопиющей несправедливости в соцсетях. Но каждый раз, как только появлялись публикации, недовольных увольняли, вынуждая писать заявления по собственному желанию.
Лучшие специалисты даже на уровне директоров департаментов, имея престижное зарубежное образование и опыт, долгие годы своего трудового стажа отдали реализации идеи по созданию НУ. Но в одночасье их репутацию раздавливала Асемгуль Каленова. Те же, кто занимался подхалимажем, вдруг одномоментно из слабых специалистов, не имеющих даже определенного опыта работы, становились генеральными менеджерами, а то и вовсе директорами департаментов.
Фаворитизм и кумовство возведено в «норму»: на ключевые позиции назначаются только близкие друзья и верные подданные. Назначение новых людей, особенно ключевых руководителей происходит исключительно с одобрения Каленовой. Это касается не только казахстанских работников, но и иностранцев.
В одном из интервью журналист напрямую спросила Катсу о слухах, что университетом управляет не он, а Каленова. В ответ ректор улыбнулся и отшутился.
Поговаривают, что Каленова в приказном, высокомерном и повышенном тоне разговаривает не только с сотрудниками университета, но и с представителями правительства РК, являющегося, напомню, учредителем НУ. Однажды досталось даже премьеру, за что Катсу лично извинялся.
Представьте, каково простым «смертным», работающим в НУ? Порой им прилетают угрозы, что в их департамент будет направлен внутренний аудит, даже если аудировать там, собственно, и нечего. Но такие манипулятивные методы – норма для секретаря ректора.
У меня есть наивный вопрос, с какой такой стати государство платит миллиарды тенге ежегодно для реализации личных амбиций одной отдельно взятой персоны? Где, в конце концов, финансовые отчеты, где аудит, где информация о закупках (за редким исключением в этих данных отсутствует стоимость лота и название поставщика товара/услуги). Не жирно ли – превращать образовательную империю в империю личную на деньги государства?
Кому предназначено Т172 МИЛЛАРДОВ?

- В кругах близких к руководству Назарбаев Университета обсуждается много вопросов, связанных с группой Jusan. Некоторые работники НУ выражают недовольство (на конфиденциальной основе), что действия группы наносят ущерб репутации университета и школ.
По имеющимся данным, осенью этого года Jusan Bank объявил о выплате дивидендов в размере 172 млрд тенге своей материнской компании Jusan Technology, зарегистрированной в Великобритании. Председателем Совета директоров АО FHS (владелец Jusan Bank) является Шигео Катсу, он же – председатель Совета директоров (СД) самого Jusan Bank, а также президент Назарбаев Университета. Насколько известно, руководителем Jusan Tech является Ербол Турмаханович Орынбаев, председателем правления FHS – его ставленник Рустем Хамзин.
Справка:
- Основными компонентами группы Jusan являются: зарегистрированная в США некоммерческая организация NU Generation Foundation (NUGF) как головная организация; зарегистрированная в Великобритании компания Jusan Technologies (JT), выступающая операционным холдингом группы; непосредственно в Казахстане действует банковский холдинг в лице First Heartland Securities (FHS) и сам Jusan Bank.
Возникают вопросы. Зачем Шигео Катсу и Рустем Хамзин хотят выплатить Орынбаеву такую огромную сумму? Как так получилось, что Катсу единолично управляет НУ и огромной финансово-индустриальной группой? Кто стоит за этими действиями – не сам ли Орынбаев? Известно, что он покинул Казахстан после январских событий. Как так получилось, ведь изначально американский фонд был создан для финансирования НУ и НИШ?
Контроль над этим фондом изначально осуществлялся через представителей НУ (Шигео Катсу), НИШ (Куляш Шамшидинова), Назарбаев Фонд (Аслан Саринжипов) и Фонд развития НИШ (Назипа Аюбаева). В апреле 2022 года Ербол Орынбаев и Шигео Катсу попытались ввести в Совет директоров фонда дополнительных иностранных членов, чтобы обеспечить большинство голосов в управлении фондом. Но казахстанские представители проголосовали против, и данное решение не прошло.
Летом 2022 года от должности исполнительного директора американского фонда был освобожден Ерден Кусаин, а другие представители с казахстанской стороны помимо их воли были выведены из состава СД. Контроль над фондом перешел к Шигео Катсу и Ерболу Орынбаеву. В одном из пресс-релизов Jusan Bank, выпущенном весной 2022, сообщалось, что Аслан Саринжипов также выведен из состава СД холдинга FHS решением акционера, то есть Ербола Орынбаева.
Зачем Шигео Катсу и Рустем Хамзин предприняли действия по выводу денег: 172 млрд тенге – это огромная сумма, и эти средства очень нужны Казахстану.
Есть и другие вопросы. Например, на днях в сети появилась информация, что подконтрольная структурам фондов Нурсултана Назарбаева люксембургская Pioneer Technologies сменила бенефициарных владельцев. На смену Сергею Елкину, обладателю двойного гражданства России и Израиля, пришли Шигео Катсу, Куляш Шамшидинова и Аслан Саринжипов. Смена собственников Pioneer Technologies произошла еще в конце сентября.
Pioneer Technologies – держатель 14,87% акций сотового оператора Kcell. Доля в одном из крупнейших телекомоператоров страны досталась люксембургской фирме в результате продажи государственным «Казахтелекомом» пакета в 24%. Его стоимость в день торгов составляла примерно 63 млрд тенге, или $147 млн. Из них около $90 млн пришлось на долю Pioneer Technologies с уставным капиталом €12 тыс. Оставшуюся часть в свое распоряжение получил Jusan Bank. Для того чтобы скрыть конечную заинтересованную сторону сделки, Назарбаев Фонд, Pioneer Technologies спрятали за номинальным владельцем – россиянином Сергеем Елкиным.
Соответствует ли эта информация действительности? Если да, то с чего вдруг профессор и чиновник Шигео Катсу стал обладателем несметных казахстанских богатств. А главное – не боятся ли настоящие обладатели этих сокровищ доверять их иностранцу, ведь он по бумагам считается реальным владельцем огромного пула активов, при этом находясь под защитой японского правительства.
- Полная версия публикации на Телеграмм-канале Krivosheev.live