Воскресенье , 20 апреля 2025

МАМИНУ ДАВНО ПОРА заговорить с обществом

Чиновники, включая премьер-министра – это слуги народа, которые работают за выплачиваемую им зарплату. Пресса, журналисты – это глаза, уши и зачастую голос общества. Когда чиновник не уважает журналистов, игнорирует их вопросы, бежит от них – значит, он не уважает (или боится) само гражданское общество.

Мы довольно часто слышим выступления президента, спикера, министров, но кто вспомнит выступление премьер-министра? Думаю, общество с удовольствием послушало бы объяснение из его уст происходящих событий, кризисов, подписываемых им постановлений, вообще, замысел действий правительства. 

Монотонные, невыразительные зачитывания аппаратных текстов по вторникам не в счет. А ведь Мамин стал премьером даже раньше, чем Токаев президентом, в начале 2019 года. А до этого целых 3 года – с 2016 года работал 1-м вице-премьером. Кто-нибудь помнит его выступления, ответы на вопросы журналистов?

А ведь событий, когда требовались объяснения со стороны именно главы правительства было уйма. Массовые выступления многодетных матерей, трагические события коронавирусного лета 2020 года, взрывы в Арыси, Таразе, земельный вопрос весны этого года, олимпийский провал в Токио, проблема АЭС, меморандума со Сбером, засуха этого лета, высыхание рек – все это темы, на которые мы должны были слышать конкретный план-ответ именно первого из министров – самого премьера. 

Как видим, министры меняются, депутаты тоже, а премьер нет. До конца первого срока президента Токаева остается 2-3 года, и я не уверен, увидим ли мы другого премьера за это время. Но однозначно обществу нужен слышащий и разговаривающий, отвечающий на вопросы общества премьер-министр. Особенно учитывая провозглашенное избранным президентом Токаевым «слышащее государство», если кто забыл (забил).

Мухтар ТАЙЖАН

ТОКАЕВ УБЕРЕТ премьера?

  • Очень похоже, что Акорда готова менять премьер-министра и правительство. Но возникает вопрос: есть ли на это согласие Библиотеки, то есть Нурсултана Назарбаева и его ближайшего окружения?

Ответ на него мы узнаем достаточно скоро. Если Аскар Мамин будет отправлен в отставку (не важно – по собственному желанию, требованию Парламента РК или решению президента РК), значит политический спектакль с условным названием «Касым-Жомарт Токаев стучит по столу кулаком и грозит подчиненным» является частью политического процесса. 

Если же отставки нынешнего кабинета не случится, значит у преемника елбасы просто сдали нервы, и он сделал то, что обычно делается в Казахстане в таких случаях – начал наезжать на подчиненных.

Мы в данном конкретном случае поддерживаем все планы и начинания Токаева, поскольку их реализация несомненно принесет много улучшений в жизнь страны. Другое дело, что от слов президента до конкретного дела дорога не менее длинная, чем от авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали до демократии и демократического государства. А шансы на то, что госаппарат возьмет себя и ситуацию в руки, равны нулю.

В связи с этим позволим себе повторить господину Токаеву его собственные слова, сказанные им в Экибастузе на тему того, что нужен «трезвый взгляд на ситуацию, которая имеет место в нашей стране» и необходимо «четко видеть все проблемы во всех их проявлениях и понимать, как их решить».

После чего предлагаем поставить перед собой высокую цель – перестать быть преемником елбасы и стать наконец реальным главной государства. В том числе начать реально бороться с коррупцией, неисполнением должностных обязанностей и пренебрежением своим долгом перед страной.

Ну и неплохо было бы сделать для этого ключевой шаг в данном вопросе – привлечь к политической и уголовной ответственности клан Назарбаевых.

Kz.media 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн